а) Одержимость смертью — важный компонент отваги, и, конечно, многие традиционные психотренинги использо- вали его. Известны способы дзенского (чаньского) тренинга, ведущие, в частности, к ликвидации тревожности и к самообладанию через переживание в мыслях и чувствах собственной смерти [Абаев Н.В., 1993 и др.]. «Парадоксально, но именно в смерти идеологи самурайства усматривали дополнительный источник силы, почти сверхъестественного могущества и, одновременно, гражданской доблести: "Путь самурая есть одержимость смертью"... Великие дела нельзя совершить в обычном состоянии духа. Нужно превратиться в фанатика и пестовать страсть к смерти... Воин должен учиться единственной вещи — смотреть в глаза смерти без всякого трепета» {Долин А.А., Попов Г.В., 2006, с. 126]. б) Можно достичь бесстрашия, пережив сильнейший страх, как бы стирающий это чувство. Приведем пример такого формирования бесстрашия. Бывший разведчик-нелегал А., отличавшийся, по мнению его коллег, абсолютным бесстрашием, рассказал мне, что после первых пребываний среди врагов (в роли одного из них) он стал бояться, что когда-нибудь может быть разоблачен и замучен. «Однажды, когда я готовился к очередной заброске в одну из дальневосточных стран, чувство тревожности было особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя себя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну под пытками. О долгих пыточных умерщвлениях, издавна культивируемых там, я знал. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозмутимость смущала моих противников и давала мне время уйти от опасности» (из рассказа А.) [Китаев-Смык Л. А., 1983. с. 262-263]. в) Возможно ли формирование отваги, воспитанной с детства, жестокостью? Е.О. Александров обсуждает эту проблему на примере нормандских викингов, культивировавших умение убивать: «...подобный психотренинг викингов мог приводить к легендарному бесстрашию и отсутствию жалости к окружающим и к себе» [Александров Е.О., 2006, с. 125]. Заслуживает внимания его мысль о том, что чрезвычайно измененные ради бесстрашия психические состояния — это особого рода посттравматические стрессовые расстройства. Александров приводит пример такого состояния у так называемых берсерков. Они «в состояния боевого транса могли быстро выходить на инстинктивный уровень физиологии, на котором функционировали в соответствии с их представлением о поведении бешеного медведя или волка. Но с каждым повторением затруднялся обратный переход» [там же, с. 125-126]. ' г) Архаические психотренинги отваги бойцов, профессионально вошедших в образ, смело дезориентирующий врага, и сейчас культивируются в Шаолиньском монастыре в Китае: «битва орла», «борьба обезьяны», «сражение пьяного» и др. Не будем продолжать перечень видов личного бесстрашия и социализированных способов нигилирования страхов перед смертью.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Смелость и культовое отношение к смерти» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»