Так называемые чеченские войны конца XX — начала XXI в. создали неблагоприятные изменения психологического состояния чеченского этноса. Причинами стали: 1) многолетнее чувство беспомощности перед несчастьями, мучительно охватившими всех чеченцев. Благополучное прекращение военных опасностей жителям Чечни много лет обещали и их сепаратисты, и российские власти, и боевики, и экстремальные исламисты («ваххабиты»). Но обстановка в этом регионе становилась все хуже — обстрелы, убийства, похищения, казни создавали ощущение безысходности; 2) многочисленные «зачистки» с преследованием, главным образом чеченцев-мужчин, вынуждали их скрываться, оставляя своих женщин и детей и теряя самосознание воина победителя, мужчины. Из-за этого нарушалось равновесие патриархально-матриархальных взаимодействий, свойственных горским народам, а потому возник жестокий гендерный кризис [Китаев-Смык Л.А., 2000, 2001, 2004 и др.]. Он стал причиной противоестественного «всплывания» женщин на роли патриархов-мужчин. Так возникали и «шахидки» — феминизированные «боевые патриархи»; из-за последней войны в Чечне тысячи людей стали изгоями в чеченском обществе. Для него они «низкие люди»: им не помогут, не предоставят работу, не дадут пищи. Это люди, у которых в семье произошло что-то позорное, например, кого-то изнасиловали. Или, например, была «зачистка» или ваххабитский налет на чеченский дом, а бывший в нем мужчина повел себя недостойно — спрятался или убежал и кто-то оказался убит. Эта семья, а не только один человек, становятся в чеченском обществе изгоями. Таких изгоев, как свидетельствует профессор Джебраил Гакаев, в Чечне десятки тысяч [Гакаев Д., 2003]. Эти люди тоже могли быть резервом и для боевых отрядов, и для формирования «шахи-дов» и «шахидок»; важной причиной деформирования чеченского социума стало разрушение еще в 1993 г. в Чечне системы среднего и высшего образований, до того весьма совершенных и успешных. Сотни тысяч молодых людей лишились приобщения к европейской культуре. Попытки арабизации и исламизации обучения вели к утрате традиционной горской культуры чеченцев. Молодежь, воспитываясь войной, становилась сырьем для боевого «ваххабизма» и «шахидизма».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Военные причины стресса у мирного населения» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»