Опасные изменения мышления при изнуряющем дистрессе
«Психические болезни стресса» — когнитивная форма стрессового кризиса третьего ранга Возможность организма (и психики) противостоять опасным, вредящим, губительным факторам не беспредельна. Их интенсивность может возрастать до такой степени, что не только поверхностных, но и глубинных адаптационных резервов организма будет недостаточно для нормального безболезненного отражения этих воздействий. Тогда системы адаптации выходят на критический уровень функционирования; и могут возникать их поломки, требующие восстановления с использованием функциональных механизмов болезни. Потому на пределе своих возможностей противостоят физическим и психологическим стрессорам адаптивные, защитные механизмы организма, шлют в наше сознание через наши ощущения чувственно неприятные, даже нетерпимые сигналы о дистрессе, т. е. о нашем болезненном состоянии. Эти состояния всегда имеют и психологические (душевные), и соматические (телесные) компоненты, как при действии эмоционально-информационных, так и физических (и биологических) стрессоров. Если они не чрезмерны, то могут не травмировать психику и даже, напротив, укреплять личность в борьбе со стрессорами, т. е. тренировать и тело, и психику. Психологические особенности людей в пограничных состояниях коррелируют с разными вегетативными проявлениями стресса [Аракелов Г.Г.. Глебов В.В., 2005, с. 35-46]. Нестерпимо сильные или чрезмерно долгие информационные стрессоры изнуряют психику и вынуждают организм «включиться» в особый «болезневидный» режим защиты от них. При этом человеку крайне неприятно, он испытывает болезненные душевные и телесные переживания и неприятные ощущения. Они — сигналы к сознанию, побуждающие к выходу из-под действия стрессоров, возвращению к нормальному, обычному существованию. После устранения изнуряющих стрессоров нормальное самочувствие возвращается. Многолетние исследования и наблюдения убеждают нас в том, что одни люди при интенсивных (сильных или длительных) экстремальных воздействиях больше подвержены соматическим болезням стресса, другие — психическим стрессовым расстройствам. Ниже рассмотрим только те болезненные реакции психики на экстремальные информационные и психологические воздействия, которые возникают у людей первоначально психически здоровых. Сделаем ряд замечаний о различиях понимания сущности психических (душевных) болезней: есть разные парадигмы в психиатрии. К настоящему времени в ней оформились несколько парадигм. Рассмотрим две из них. Но сначала вспомним, что «парадигма» — это общепринятое (принятое кругом специалистов, отраслью науки) представление о какой-либо сумме знаний, событий, явлений, фактов (греч. paradeigma — образец, теория, постановка проблемы, принятая как образец для решения). «Классическая, ортодоксальная психиатрия находится в рамках парадигмы, центрированной на болезнь, и исходит из положения, что психические нарушения всегда вызываются специфическими органическими в широком смысле мозговыми заболеваниями» [Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000, с. 83]. Со времени выдающегося врача-психиатра Эмиля Крепелина, считает доктор психологических и кандидат медицинских наук, профессор М.М. Решетников, «ключевым понятием в психиатрии становится не пациент с его глубоко личностно-окрашенным страданием, а симптом, а затем — сопоставление симптомов сотен и тысяч клинических случаев в целях выявления синдромологически общего. ...В результате современная психиатрия предельно схематизировалась, диагноз ставится по утвержденному перечню признаков, а лечение назначается по схеме. Вроде бы все правильно, как и должно быть в медицине, но личность пациента и ее индивидуальная история, а также ее изменения под влиянием среды и (большей частью) психофармакологического лечения "присутствуют" здесь лишь в качестве некоего побочного несущественного фактора» [Решетников М.М., 2006, с. 16-17]. Этот недостаток в подходе к больным, снижающий эффективность лечения, может подчас стать причиной трагедии, — подчеркивает психолог и врач Е.О. Александров. «В официальной медицине, — пишет он, — сохраняется главный принцип — спасти жизнь человека (и это замечательно), но никто не задумывается, а как этот человек будет жить дальше, будет ли он когда-нибудь вновь счастлив или от "качества" спасенной собственной жизни наложит на себя руки?» [Александров Е.О., 2005, с. 4]. Ради справедливости следует сказать, что игнорирование психологических особенностей личности больного человека свойственно далеко не всем медицинским работникам. Вспомним, что выдающиеся российские врачи М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, СП. Боткин еще в XVIII—XIX вв. следовали и учили правилу: «Лечите не болезнь, а больного». За последние десятилетия в связи с гуманистическими тенденциями и достижениями синергетики (гр. syn — вместе + ergon — работа = научное направление, использующее различные парадигмальные подходы) оформилась социодинамическая парадигма психиатрии. «Социодинамическая психиатрия отличается от классической психиатрии тем, что она выходит за рамки разных парадигм. Психические нарушения рассматриваются как состояния, развивающиеся под воздействием множественных факторов, в том числе психологических, социальных, религиозных и культурных. Влияние этих факторов связывается с другими социопсихологическими факторами риска, влияющими на человека в различные периоды его жизни. Придается особое значение анализу особенностей детского и подросткового периодов жизни с акцентированием внимания на таких параметрах, как характер воспитания, наличие и содержание психической травматизации, система взаимоотношений с родителями, сверстниками, складывающаяся в этот период жизни и предопределяющая в дальнейшем реакции на различные события, стиль поведения, предпочтения и системы ценностей» [Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000, с. 85]. Расстройства психики, возникающие при стрессе, подразделяют на те, что преимущественно — защита от стрессоров (возможно, болезненная) [Foucault М., 1976 и др.], и на такие, когда стрессоры пробуждают уже имеющиеся у человека болезненные дефекты психики, его предрасположенность к психическому заболеванию. В данном разделе кратко рассмотрены психические болезни из-за психологической травмы у ранее здоровых людей. Краткость такого ознакомления опасна неправильностями понимания существа психогений и особенностей мышления медиков, т. е. издержками всяких сокращений и редукций. Успешные попытки популяризации психиатрии, к сожалению, немногочисленны (см. [Ковалевский П.И., 1995; Зиновьев П.М.... http://rwiufc.spb.ru/doc9.pdf ; Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., Макушкин Е.В., 2005]).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опасные изменения мышления при изнуряющем дистрессе» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»