Важным источником подпитки вдохновения автора-творца становятся адресаты его творчества — реальная либо мнимая публика: его читатели, зрители, слушатели, потребители. Выделяют три типа публичных творцов. Люди первого типа нуждаются в возможно больших, невидимых ими массах почитателей, приверженцев на просторах страны, планеты. Первый тип — это писатели, киноартисты, звезды телеэкранов, художники. Потребность в эустрессе признания творчества удовлетворяется представлениями об их почитателях, рожденных их творческими фантазиями. И хотя они подпитывают свои амбиции сведениями о реальных массах их приверженцев, все же публичные люди первого типа — целеустремленные рабы виртуальных аудиторий. Ко второму типу надо причислить публичных людей, нуждающихся в реальных аудиториях с возможно большим числом зрителей. Такие публичные люди стремятся выступать в театральных, концертных залах, а лучше если на площадях, стадионах, заполненных десятками тысяч зрителей. Или хотя бы на заседаниях каких-нибудь научных обществ, на партийных собраниях. Эустресс признания творческих потенций у публичных людей второго типа создается социальным (массовым) визуализированным (наглядным) фантомом эмоционально-зараженных людей. Публичные люди второго типа тешат свое тщеславие, становясь вдохновенными героями реальных аудиторий. Публичные творцы третьего типа нуждаются лишь в том, чтобы в аудитории зримой или же виртуальной были знакомые, близкие им люди. Относительную публичность творцов третьего типа питает эустресс, рожденный в сфере интимных привязанностей. И не только как удовлетворение признанием достоинств их творчества, но и как радость от дарения ими себя (своих детищ) дорогим им людям. Публичные люди третьего типа — трепетные искатели родственных душ. И почему-то их меньшинство среди публичных творцов. Особого рассмотрения заслуживает стресс творчества пользователей и фанатов Интернета [Войскунский А.Е. (ред.), 2000 и др.]. 3. Одаренность и стресс творчества. Спонтанная потребность в активном творчестве — первейший показатель одаренности [Маслоу А., 1999]. Но она проявляется при пробуждающих и поддерживающих ее социокультурных факторах [Winner Е., 1996]. Экстремальные стрессовые переживания при интеллектуальном напряжении различны у людей одаренных, активных и у тех, кто вынужденно трудится, творит, не имея особых талантов. «В основе развития способностей лежат задатки, являющиеся врожденными анатомо-физиологическими особенностями человека, а само это развитие может происходить только в деятельности» [Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., 2003, с. 58]. И надо не забывать, что одаренность бывает не только «общая», проявляющаяся в любых делах Мастера, но и «специальная», заметная лишь в каком-то одном виде творчества [там же, с. 64]. В 1972 г. в докладе государственного отдела образования Конгрессу США различались несколько видов одаренности: «Дети, склонные к высоким достижениям, могут не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческое, или продуктивное мышление; лидерские способности; художественные или исполнительские искусства; психомоторные способности» ([там же, с. 57]). Заметим, что в этом докладе способность к творческому (а возможно и креативному) мышлению выделена как особая, специфическая одаренность. Несколько иначе рассматривается потенциальная креативность в «трехкольцевой модели одаренности» Дж. Рензулли. Он пишет о необходимости для проявления потенциальной креативности непременного обучения с постоянным повышением уровня интеллектуального развития, провоцирующего увлеченность задачей (высокой мотивацией) [Renzulli J.S., 1986, р. 28-33]. Позитивная, увлекающая мотивация (самопроизвольная или создаваемая наставником, учителем) должна генерировать в процессе обучения эустресс как радость познания. И тогда откроются арсеналы креативности, если они есть.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Типология публичности, вдохновляющей творцов» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»