Мгновения креативного творчества при смертельной опасности
Некоторые люди способны к мгновенным творчески-креативным прозрениям только в смертельно опасных ситуациях. И тогда невозможно определить, чего больше в их эмоциональных переживаниях — ужаса смерти, экстаза спасительных действий или ликующей жажды победы. Автор этих строк много лет работал с такими людьми в 60-70-х гг. прошлого века. Они были летчиками-испытателями и парашютистами-испытателями Летно-исследовательского института. Среди них выделялся парашютист-катапультщик Валерий Головин — по-детски застенчивый, удивительно доброжелательный со всеми, он работал на скромной должности укладчика парашютов. Однако, когда лишь в воздухе во время свободного падения можно было выяснить, почему не раскрывается парашют новой, перспективной, но недоработанной системы, то это опаснейшее дело поручали только Головину. Во время таких испытаний, когда в его распоряжении были секунды (до возможной гибели), Валерий, можно сказать, был гениален. Он всегда видел и устранял причины несрабатывания катапультно-парашютных систем незаметные и непонятные в наземных условиях. В последующем, моделируя на ЭВМ действия В. Головина в падении еще до раскрытия парашюта, инженеры обнаруживали, что он избирал оптимальный, а иногда единственно верный способ спасения. И ему обязаны жизнью военные летчики, спасшиеся, катапультируясь из боевых самолетов при их разрушениях. Конечно же, такие удивительные эффективные действия — это не только реализация навыков и умений, это творчество, пароксизмально сконцентрированное в кратких мгновениях, в долях секунды, в «моментах времени жизни». (Впервые «моменты времени жизни» были изучены Карлом М. Бэром.) Но почему В. Головин и другие люди такого типа лишь в моменты смертельной опасности как бы прозревают и видят, как ее избежать, проявляя свой могучий творческий потенциал? При психоанализе Валерия Головина у него обнаружилась в прошлом тяжелая психологическая травма из-за его происхождения, побуждавшая к социальной апатии, к отказу сначала от высшего образования, потом от карьерного роста. Это — проявление латентного (скрытого) невротического состояния. Способность к повседневному креативному творчеству, которой, несомненной, обладал Головин, проявлялась лишь как вспышки в моменты смертельных угроз. Бывают и иные причины такого подавления-уравнивания (suppression) способности к инсайту, да и просто к радости труда (на время, а то и на всю жизнь). Таким образом, инсайтно-креативное творчество (и долгое, и пароксизмальное) в результате мобилизации глубинных адаптационных резервов человека (интеллектуальных и физиологических) может рассматриваться в соответствии с предложенной нами схемой ранжирования интенсификации стресса [Китаев-Смык Л.А., 1983; Китаев-Смык Л.А., 2001, с. 115] как «продукт» стрессового кризиса второго ранга, реализующийся преимущественно в когнитивной сфере. Инсайтные вспышки креативного творчества в критических ситуациях сладостны, приятны. Потому люда, способные к нему и жаждущие его, нередко провоцируют экстремальные ситуации, пробуждающие креатив. Они становятся летчиками-испытателями, солдатами-наемниками, журналистами-стрингерами или авантюристами. Существуют специальные тренажи для усиления в человеке способности к состоянию напряженно-спокойной готовности к мгновенным действиям в опасных ситуациях [Абаев Н.В., 1980, с. 156-176]. Известны базирующиеся на обширной практике методологические подходы к объяснению сущности способностей человека к инсайтным озарениям [Suzuki D.T., 1956]. Анализ стрессового инсайтного мышления выявляет в нем феномен «взаимной экспансии» сознания и неосознаваемых психических процессов (2.2.9, 4.3.4). Именно в этом ракурсе я предлагал [Китаев-Смык Л.А., 1983] рассматривать феномены так называемой субсенсорной чувствительности, «замедления» времени и др., многочисленные описания которых известны [Береговой Г.Т., 1979, с. 17-24, идр.]. Возможно, с подобного рода «экспансией» связано возникновение и других разнообразных стрессовых иллюзий, таких, как кажущееся искажение визуального пространства [Китаев-Смык Л.А., 1967, т. 7, с. 180-186], сдвиг его [Китаев-Смык Л.А., 1968, №4, с. 54—59]. Подверженность таким иллюзиям при стрессе индивидуальна и может по ряду признаков прогнозироваться для определенного типа людей [Китаев-Смык Л.А., 1963, с. 246-247; Китаев-Смык Л.А., 1964, № 9, с. 16-21]. Заметим еще раз, главное, что нужно для креативного творческого вдохновения, — это эмоциональное напряжение, стресс, пробуждающий (но не убивающий!) талант человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мгновения креативного творчества при смертельной опасности» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»