ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Жизненный путь человека — история личности и субъекта деятельности
Историческое время, как и все общественное развитие, одним из параметров кото­ рого оно является, есть фактор первостепенного значения для индивидуального раз­ вития человека. Все события этого развития (биографические даты) всегда располага­ ются относительно к системе измерения исторического времени. События в жизни отдельного народа и всего человечества (политические, эконо­ мические, культурные, технические преобразования и социальные конфликты, об­ условленные классовой борьбой, научные открытия и т. д.) определяют даты исто­ рического времени и конкретные системы его отсчета. Объективное, социально-экономическое различие между событиями в ходе истори­ ческого развития определяет различия между поколениями людей, живущих в одной и той же общественной среде, но проходивших и проходящих одну и ту же возрастную фазу в изменяющихся обстоятельствах общественного развития. Возрастная измен­ чивость индивидов одного и того же хронологического и биологического возраста, но относящихся к разным поколениям, обусловлена, конечно, социально-исторически­ ми, а не только биологическими (генотипическими) причинами84.
84

Об этом убедительно свидетельствуют данные современной науки об акселерации и связанных с нею общих изменениях жизненного цикла человека. Профессор Аннелиза Зельцлер пишет: «В результате исследований по вопросу об изменении времени начала возрастной аккомодации у мужчин и женщин по сравнению с показателями, которые Donder опубликован в 1866 г. (Hahn), обнаруженная разница в 5 лет между результатами 1962-63 гг. и данными за 1866 г. указывает на то, что возрастные изменения, которые в то время были характерны для 30-летних, теперь считаются типичными лишь для 35-летнего возраста, а изменения, наблюдавшиеся в 1866 году у 40-летних, сейчас обнаруживаются лишь у 45-лет­ них и т. д.» (Зельщер А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей. — М.: Медицина (СССР), «Народ и здоровье» (ГДР),1968. - С. 199--200). /

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Имеется много фактов, свидетельствующих о зависимости конкретных психиче­ ских состояний и процессов индивида от исторического времени. Историческое время как таковое, конечно, издавна изучается общественными на­ уками. Но глубокое проникновение исторического времени во внутренний механизм индивидуально-психического развития обнаружено лишь новейшей психологией. Это послужило основанием для постановки вопроса о более широких генетиче­ ских связях в индивидуально-психическом развитии, не ограничивающихся онтоге­ нетическими характеристиками. Психологическое изменение структуры личности, ее характера и таланта уже немыслимо вне категории исторического времени, являюще­ гося параметром общественного развития и одной из характеристик исторической эпохи, современницами которой являются данная конкретная популяция и принадле­ жащая к ней личность. В масштабах исторического времени в соответствии с уровнем цивилизации и исторически сложившимся способом деятельности складывается структура субъекта познания и различных видов деятельности, обусловленная совре­ менным состоянием производства, науки и искусства. Поэтому исторически конкрет­ ны характеристики рационального и эмпирического в познании, логические, вербаль­ ные, мнемические и другие компоненты познавательной деятельности человека. Историческая психология еще лишь формируется как особая дисциплина. Но уже известны некоторые важные факты. Так, например, установлено, что системы произ­ вольной памяти и течение воспоминаний зависят от расположения их относительно «оси» исторического времени. Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах. Наблюдения за изменениями моды в разных сферах жизни об­ наружили быструю смену перцептивных установок людей в зависимости от хода исто­ рического времени. Оказалось, что восприятия человека и социальных групп человеком (социальная перцепция) всегда соотнесены с особенностями исторической эпохи и жиз­ ни народа, они могут быть измерены и с помощью системы исторического времени. Та­ кое измерение распространяется на всю сферу индивидуального сознания. «Историзм» человеческого сознания распространяется фактически на все вещи и предметы, создан­ ные людьми в процессе общественного производства и образующие искусственную сре­ ду обитания, расположившуюся в естественной среде обитания (природе). С историческим подходом к личности и ее психической деятельности связаны ве­ дущиеся психологами онтологические поиски путей построения теории личности «во времени» в противовес чисто структурным ее определениям, абстрагированным от реального временного протекания ее жизненного цикла. Таких поисков было много, причем почти все они были начаты в 20-30-х годах нашего столетия. Отметим наибо­ лее интересные из них, хотя в методологическом отношении они представляются со­ временному исследователю крайне несовершенными. Особо следует выделить выдающийся труд замечательного ученого и клинициста Пьера Жане85, сделавшего первую попытку обозреть психологическую эволюцию лич­ ности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографиче­ ские ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историче85

Janet P. L'evolution psychologique de la personality Chahine. — P., 1930.

Человек как предмет

познания

ское время в единой системе координат эволюции личности. Такой постановкой воп­ роса П. Жане положил начало генетической теории личности, хотя и не смог (в силу состояния науки того времени и противоречий собственной методологической пози­ ции) решить поставленную проблему. Труд П. Жане имел и важное методологическое значение для разработки специ­ альных принципов исследования психологической эволюции личности (психографи­ ческого, лонгитюдинального и др.). Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер86, чей труд о человеческой жизни как психологической проблеме считается ос­ новополагающим при изучении жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш. Бюлер наметила три аспекта такого изучения. Первым из них является биолого-биографический аспект — исследование объективных условий жизни, основ­ ных событий окружающей среды и поведения человека в этой среде. Второй аспект связан с изучением истории переживаний, становления и изменения ценностей, эво­ люции внутреннего мира человека. Третий аспект касается продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных случаях жизни — в общем, уровня и масштаба объективации сознания. Ш. Бюлер принадлежит одна из первых попыток исследовать различные типы жизненных циклов и роль отдельных факторов, фаз и структурно-динамических осо­ бенностей личности в образовании этих типов. Вопреки ее идеалистической концеп­ ции собранный ею эмпирический материал оказался весьма важным сводом сведений о целостности и генетических связях жизненного пути человека. В 30-е годы складывается новая, советская психология. В это же время один из ее выдающихся представителей С. Л. Рубинштейн посвящает проблеме жизненного пути личности специальные главы своих общетеоретических трудов87. Генетическое исследо­ вание взаимосвязей между деятельностью человека и его сознанием было намечено в этих трудах в связи с основными проблемами психологии личности. С. Л. Рубинштейн в об­ щей форме исследовал действие как «клеточку» сознания и деятельности в их единстве и обосновал принцип структурного анализа человека как субъекта. Применение принципа развития к этому структурному анализу привело к разработке генетической классифика­ ции основных видов деятельности человека как основных ступеней его развития88. Заслуживают особого упоминания сравнительно-биографические исследования, вы­ являющие пики творческого развития, в том числе время первичного проявления талан­ та, возрастные распределения периодов подъема и упадка продуктивности таланта89.
86 87

88

89

Biihler Ch. Der menschliche LebensJauf als psychologisches Problem. — Leipzig, 1933. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. — М.: ГИЗ, 1935; Его же. Основы общей психологии. — 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. В более общем плане, безотносительно к проблемам жизненного пути человека, исторический подход к сознанию и деятельности человека разработан Л. С. Выготским в книге «Развитие высших психиче­ ских функций» (М.: Изд. АПН РСФСР, 1960) и А. Н. Леонтьевым в книге «Проблемы развития психи­ ки» (2-е изд. — М.: Мысль, 1965). См., например: Пэрна Н. Я. Ритм в жизни и творчестве. — Пг.: Петроград, 1925; Lehman H. С. Age and Achievement. — Princeton, New Jersy, 1953; Szewczuk, Wlodzimirz. Psychologia cziowiecka goroslego. — Warszawa, 1962. — Отметим, кстати, что В. Шевчук исходит из классификации фаз жизни по доминиру­ ющей деятельности (игра, учение, труд).

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека Сравнительно-статистический анализ биографических дат и событий обнаружи­ вает сложное переплетение биологического и исторического времени в хронологиче­ ском возрасте человека. В определенных ситуациях развития хронологический воз­ раст функционирует как один из социальных регуляторов. Примечательны в этом от­ ношении явления «входа» (включения) и «выхода» (выключения) человека «из общественной деятельности», описанные психологом В. Шевчуком на основании об­ работки им известных данных Ф. Гизе (табл. 8)90. Таблица 8 Возраст включения личности в общественную деятельность и выключения из нее
Включение, - % 2,5 19,5 45,4 18,3 6,2 2,2 3,0 Возраст, лет 15 20 25 30 35 40 45 .Выключение, % _ — — — — 2,8 8,1 Включение, % — — — — Возраст, лет 50 55 60 65 70 75 80 Выключение, % 6,5 13,5 16,8 24,1 17,4 7,7 1,8

Отвергая распространенные в литературе биологические и субъективистские концепции жизненных циклов человека, В. Шевчук указывает, что возрастные ха­ рактеристики биографических дат определяются не биологическими уровнями и психологическими структурами, а конкретно-историческими условиями обще­ ственной жизни. Это, конечно, верно, так как слишком позднее включение некото­ рых групп людей в общественную деятельность и еще более раннее выключение из нее демонстрируют специфические особенности жизни человека в капиталисти­ ческом обществе. Однако невозможно игнорировать тот фундаментальный факт, что и в этом обществе, как и во всяком другом, включение связано преимуществен­ но с переходом от созревания к зрелости, а выключение — с наступлением (преж­ девременным или своевременным) старости или интенсификацией процессов ста­ рения. Приведенные данные характеризуют исторические сдвиги возрастной изменчи­ вости, но вместе с тем и более общие социально-биологические преобразования, рас­ ширяющие диапазон возрастных возможностей человека в те же самые промежутки жизненного цикла, которые оценивались у предшествующих поколений. Но как бы Ни варьировали сроки включения человека в общественную жизнь в качестве само­ стоятельного деятеля, сам факт начала деятельности имеет фундаментальное зна­ чение для жизненного пути человека. Все предшествующее развитие (от рождения (до зрелости) совпадает с последовательной сменой ступеней воспитания, образова90

Szewczuk W. — Указ. соч. — С. 94.

Человек как предмет

познания

ния и обучения формирующегося человека. Все эти ступени, преемственно взаимо­ связанные и перспективно ориентированные на подготовку человека к самостоя­ тельной жизни в обществе, составляют все же лишь подготовительную фазу жиз­ ненного пути человека. В генетическом отношении эта фаза исключительно важна не только потому, что воспитание есть основная форма направленного воздействия общества на растущего человека, социального управления процессом его формиро­ вания как личности. Не в меньшей мере важно и то, что в процессе социального фор­ мирования личности человек образуется как субъект общественного поведения и по­ знания, складывается его готовность к труду. Постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспита­ ния к положению субъекта воспитания проявляется во многих феноменах умствен­ ной и моральной активности человека. Общим эффектом этого процесса является жизненный план, с которым юноша или девушка вступает в самостоятельную жизнь. Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное пове­ дение и отношения на пороге самостоятельной деятельности, — все это отдельные моменты, характеризующие начало самостоятельной жизни в обществе. Прежде все­ го оно есть старт самостоятельной профессиональной деятельности. По данным В. Шевчука, отношение точки старта к различным периодам отрочества, юности и зрелости таково: в период 11-20 лет — 12,5 %; 21-30 лет — 66 %; 31-40 лет — 17,4 % и т. д.91 В общем, старт творческой деятельности совпадает с самым значительным по мощности периодом самостоятельного включения в общественную жизнь. Однако общие и средние данные о начале профессиональной деятельности значи­ тельно изменяются при рассмотрении точек старта в различных видах деятельности. В самые ранние годы эти точки располагаются в такой последовательности: балет, музыка, поэзия. Наиболее поздние, даже за пределами третьего десятилетия, — наука, философия, политика. Но дело не только во времени старта, в хронологии начала творческой деятель­ ности. По мнению Д. Освальда, начало научной деятельности определяет многое в замыслах и стратегии такой деятельности в более поздние годы. О высокой про­ дуктивности начального периода научного творчества свидетельствуют обработан­ ные Г. Леманом биографические данные о важных трудах и открытиях молодых уче­ ных, особенно в области математики и химии. Путем сопоставления подобных дан­ ных за несколько веков он пришел к выводу, что творческая активность начинающих ученых возрастает, «энергия старта», в общем, прогрессирует92. Все это, конечно, свя­ зано с общим прогрессом науки и методов профессиональной подготовки в разных видах деятельности, повышающих уровень и ускоряющих темпы формирования субъекта труда. Подобная тенденция проявляется достаточно определенно особен­ но в нашей стране.
31 92

Szewczuk W. — Указ. соч. — С. 101. Lehman Н. С. Early Achievement and Total Output //Journal of Applied Psychology. — Vol. 30,— 1946; Young Thinkers Achievements //Journal of Genetic Psychology. — Vol. 74. — 1949; Men's Creative Production Rate at Different Ages and in Different Countries // Scientific Monthly. - Vol. 78. - 1954. - P. 321-325.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Еще больший интерес исследователей привлек другой момент жизненного пути личности — кульминационный момент наивысших достижений в избранной деятель­ ности. Это момент наибольшей продуктивности творчества и наибольшей значимо­ сти созданных человеком ценностей. Существует определенная зависимость кульминации от общего времени и объема деятельности с момента старта. Так, например, кульминационные моменты в хоре­ ографической деятельности располагаются между 20-25 годами, в музыкальной и по­ этической — между 30-35 годами (по данным В. Шевчука и др.), в то время как в на­ учной, философской и политической областях кульминация достигается значительно позже, между 40-55 годами. В обширных статистико-психологических исследованиях Г. Лемана в качестве кульминационных моментов научного творчества указываются периоды в 35-40 и 4045 лет. Однако в зависимости от структуры и методов той или иной науки кульмина­ ционные даты («пики») значительно варьируют. Более ранние (до 30 лет) достиже­ ния высшей продуктивности отмечаются у химиков, затем (до 30-34 лет) — у матема­ тиков и физиков, инженеров в области электроники. Более поздние (35-39 лет) кульминации отмечены у астрономов, геологов, патологов93. В среднем кульминация для многих специальностей наступает около 37 лет. Стремление выразить в хронологических датах онтогенетической эволюции чело­ века вехи жизненного пути оправдано, конечно, тем, что возраст человека всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени. Однако условность средних величин кульминации не требует особых доказательств. Дело в том, что снижение продуктивности ученого, художника, писателя, инженера может быть временным. После периода снижения или творческого упадка чаще всего насту­ пает новый подъем, новая кульминация, которую по зрелости достижений трудно со­ поставить с предшествующими, если даже они были в количественном отношении более продуктивными94. Многими исследователями признается существование вто­ рой кульминации в более поздние годы, но в оценке ее объема и значимости имеются серьезные расхождения. Все эти вопросы требуют исследования на очень большом и современном материале, причем не только из области науки и искусства, но и изо всех видов общественного производства и культуры. Несомненно, однако, что существует определенная зависимость кульминации от старта, а старта деятельности — от истории воспитания личности. В такой же мере можно предполагать наличие связи между финишем и кульминацией. Имеется доволь­ но много людей, продолжающих свою творческую деятельность и после 60-70 лет, причем в последнее десятилетие их количество даже несколько увеличивается. Бес­ спорно, что это связано как с фактом одаренности, так и с более благоприятными ус­ ловиями для творческой деятельности в наше время. Несомненно также, что верхний период одаренности невозможно установить с такой же степенью определенности, как трудоспособность (которая поддается нормированию с точки зрения пенсионного за­ конодательства). Не менее очевидно и то, что финиш деятельности не есть лишь функ93 94

Lehman H. С. Age and Achievement. — Princeton, New Jersy, 1953. См. об этом в кн. Пэрна Н. Я. «Ритм в жизни и творчестве» ( Л., 1925).

Человек как предмет познания ция старения как стадии онтогенетической эволюции. Говоря о финише деятельно­ сти, мы имеем в виду завершение процесса развития субъекта деятельности и позна­ ния, что зависит не только от старения, но и от всей совокупности отношений, пози­ ций и условий жизни личности в обществе. Мы не можем считать все потенциалы личности и субъекта «исчерпанными» в процессе старения индивида, против этого говорят факты, которые мы рассматрива­ ли раньше. Поэтому в ближайшем будущем человечество, надо полагать, найдет бо­ лее рациональные способы использования этих потенциалов в такие моменты жиз­ ненного пути, которые в наибольшей степени характеризуются накоплением жиз­ ненного опыта. Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем об­ щественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни. Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его дела­ ет жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни соб­ ственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в раз­ нообразные малые и большие группы — коллективы) — все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни. Фазный характер развития социальной активности проявляется в смене состоя­ ний основной (творческой, профессиональной) деятельности и может быть более или менее точно определен хронологически-биографическим методом. Калсдая из этих фаз: подготовительная, старт, кульминация («пик»), финиш — характеризует струк­ турное изменение субъекта деятельности. Значительно сложнее обстоит дело с определением аналогичных фаз в истории развития человека как личности. Несомненно лишь, что подготовительные фазы раз­ вития личности и субъекта совпадают. Однако определить основные моменты ста­ новления, стабилизации и финиша личности можно лишь путем сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека: гражданскому со­ стоянию, экономическому положению, семейному статусу, совмещению, консоли­ дации или разобщению социальных функций (ролей, характера ценностей и их пе­ реоценки в определенных исторических обстоятельствах), смене среды развития и коммуникаций, конфликтным ситуациям и решению жизненных проблем, осуще­ ствленности или неосуществленности жизненного плана, успеху или неуспеху — триумфу или поражению в борьбе. Определение фаз развития личности по комп­ лексу подобных параметров — одна из важных задач научной теории личности в со­ циологии и психологии. История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном простран­ стве и времени онтогенеза и в известной мере ими определяется (как это видно, на­ пример, в отношении возраста). В еще большей мере важно учитывать и обратное вли­ яние социального развития на изменение человеческой природы и жизненного пути человека, на его онтогенетическую эволюцию.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Жизненный путь человека — история личности и субъекта деятельности» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Ложный путь изобретательства
Дисконтований період окупності
Поняття та види банківських інвестицій
Неоінституційна теорія фінансування
РЕГУЛЮВАННЯ ВЗАЄМОДІЇ УЧАСНИКІВ ІНВЕСТУВАННЯ


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 1610 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП