Жизненный путь человека — история личности и субъекта деятельности
Историческое время, как и все общественное развитие, одним из параметров кото рого оно является, есть фактор первостепенного значения для индивидуального раз вития человека. Все события этого развития (биографические даты) всегда располага ются относительно к системе измерения исторического времени. События в жизни отдельного народа и всего человечества (политические, эконо мические, культурные, технические преобразования и социальные конфликты, об условленные классовой борьбой, научные открытия и т. д.) определяют даты исто рического времени и конкретные системы его отсчета. Объективное, социально-экономическое различие между событиями в ходе истори ческого развития определяет различия между поколениями людей, живущих в одной и той же общественной среде, но проходивших и проходящих одну и ту же возрастную фазу в изменяющихся обстоятельствах общественного развития. Возрастная измен чивость индивидов одного и того же хронологического и биологического возраста, но относящихся к разным поколениям, обусловлена, конечно, социально-исторически ми, а не только биологическими (генотипическими) причинами84. 84
Об этом убедительно свидетельствуют данные современной науки об акселерации и связанных с нею общих изменениях жизненного цикла человека. Профессор Аннелиза Зельцлер пишет: «В результате исследований по вопросу об изменении времени начала возрастной аккомодации у мужчин и женщин по сравнению с показателями, которые Donder опубликован в 1866 г. (Hahn), обнаруженная разница в 5 лет между результатами 1962-63 гг. и данными за 1866 г. указывает на то, что возрастные изменения, которые в то время были характерны для 30-летних, теперь считаются типичными лишь для 35-летнего возраста, а изменения, наблюдавшиеся в 1866 году у 40-летних, сейчас обнаруживаются лишь у 45-лет них и т. д.» (Зельщер А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей. — М.: Медицина (СССР), «Народ и здоровье» (ГДР),1968. - С. 199--200). /
Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека
Имеется много фактов, свидетельствующих о зависимости конкретных психиче ских состояний и процессов индивида от исторического времени. Историческое время как таковое, конечно, издавна изучается общественными на уками. Но глубокое проникновение исторического времени во внутренний механизм индивидуально-психического развития обнаружено лишь новейшей психологией. Это послужило основанием для постановки вопроса о более широких генетиче ских связях в индивидуально-психическом развитии, не ограничивающихся онтоге нетическими характеристиками. Психологическое изменение структуры личности, ее характера и таланта уже немыслимо вне категории исторического времени, являюще гося параметром общественного развития и одной из характеристик исторической эпохи, современницами которой являются данная конкретная популяция и принадле жащая к ней личность. В масштабах исторического времени в соответствии с уровнем цивилизации и исторически сложившимся способом деятельности складывается структура субъекта познания и различных видов деятельности, обусловленная совре менным состоянием производства, науки и искусства. Поэтому исторически конкрет ны характеристики рационального и эмпирического в познании, логические, вербаль ные, мнемические и другие компоненты познавательной деятельности человека. Историческая психология еще лишь формируется как особая дисциплина. Но уже известны некоторые важные факты. Так, например, установлено, что системы произ вольной памяти и течение воспоминаний зависят от расположения их относительно «оси» исторического времени. Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах. Наблюдения за изменениями моды в разных сферах жизни об наружили быструю смену перцептивных установок людей в зависимости от хода исто рического времени. Оказалось, что восприятия человека и социальных групп человеком (социальная перцепция) всегда соотнесены с особенностями исторической эпохи и жиз ни народа, они могут быть измерены и с помощью системы исторического времени. Та кое измерение распространяется на всю сферу индивидуального сознания. «Историзм» человеческого сознания распространяется фактически на все вещи и предметы, создан ные людьми в процессе общественного производства и образующие искусственную сре ду обитания, расположившуюся в естественной среде обитания (природе). С историческим подходом к личности и ее психической деятельности связаны ве дущиеся психологами онтологические поиски путей построения теории личности «во времени» в противовес чисто структурным ее определениям, абстрагированным от реального временного протекания ее жизненного цикла. Таких поисков было много, причем почти все они были начаты в 20-30-х годах нашего столетия. Отметим наибо лее интересные из них, хотя в методологическом отношении они представляются со временному исследователю крайне несовершенными. Особо следует выделить выдающийся труд замечательного ученого и клинициста Пьера Жане85, сделавшего первую попытку обозреть психологическую эволюцию лич ности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографиче ские ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историче85
Janet P. L'evolution psychologique de la personality Chahine. — P., 1930.
Человек как предмет
познания
ское время в единой системе координат эволюции личности. Такой постановкой воп роса П. Жане положил начало генетической теории личности, хотя и не смог (в силу состояния науки того времени и противоречий собственной методологической пози ции) решить поставленную проблему. Труд П. Жане имел и важное методологическое значение для разработки специ альных принципов исследования психологической эволюции личности (психографи ческого, лонгитюдинального и др.). Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер86, чей труд о человеческой жизни как психологической проблеме считается ос новополагающим при изучении жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш. Бюлер наметила три аспекта такого изучения. Первым из них является биолого-биографический аспект — исследование объективных условий жизни, основ ных событий окружающей среды и поведения человека в этой среде. Второй аспект связан с изучением истории переживаний, становления и изменения ценностей, эво люции внутреннего мира человека. Третий аспект касается продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных случаях жизни — в общем, уровня и масштаба объективации сознания. Ш. Бюлер принадлежит одна из первых попыток исследовать различные типы жизненных циклов и роль отдельных факторов, фаз и структурно-динамических осо бенностей личности в образовании этих типов. Вопреки ее идеалистической концеп ции собранный ею эмпирический материал оказался весьма важным сводом сведений о целостности и генетических связях жизненного пути человека. В 30-е годы складывается новая, советская психология. В это же время один из ее выдающихся представителей С. Л. Рубинштейн посвящает проблеме жизненного пути личности специальные главы своих общетеоретических трудов87. Генетическое исследо вание взаимосвязей между деятельностью человека и его сознанием было намечено в этих трудах в связи с основными проблемами психологии личности. С. Л. Рубинштейн в об щей форме исследовал действие как «клеточку» сознания и деятельности в их единстве и обосновал принцип структурного анализа человека как субъекта. Применение принципа развития к этому структурному анализу привело к разработке генетической классифика ции основных видов деятельности человека как основных ступеней его развития88. Заслуживают особого упоминания сравнительно-биографические исследования, вы являющие пики творческого развития, в том числе время первичного проявления талан та, возрастные распределения периодов подъема и упадка продуктивности таланта89. 86 87
88
89
Biihler Ch. Der menschliche LebensJauf als psychologisches Problem. — Leipzig, 1933. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. — М.: ГИЗ, 1935; Его же. Основы общей психологии. — 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. В более общем плане, безотносительно к проблемам жизненного пути человека, исторический подход к сознанию и деятельности человека разработан Л. С. Выготским в книге «Развитие высших психиче ских функций» (М.: Изд. АПН РСФСР, 1960) и А. Н. Леонтьевым в книге «Проблемы развития психи ки» (2-е изд. — М.: Мысль, 1965). См., например: Пэрна Н. Я. Ритм в жизни и творчестве. — Пг.: Петроград, 1925; Lehman H. С. Age and Achievement. — Princeton, New Jersy, 1953; Szewczuk, Wlodzimirz. Psychologia cziowiecka goroslego. — Warszawa, 1962. — Отметим, кстати, что В. Шевчук исходит из классификации фаз жизни по доминиру ющей деятельности (игра, учение, труд).
Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека Сравнительно-статистический анализ биографических дат и событий обнаружи вает сложное переплетение биологического и исторического времени в хронологиче ском возрасте человека. В определенных ситуациях развития хронологический воз раст функционирует как один из социальных регуляторов. Примечательны в этом от ношении явления «входа» (включения) и «выхода» (выключения) человека «из общественной деятельности», описанные психологом В. Шевчуком на основании об работки им известных данных Ф. Гизе (табл. 8)90. Таблица 8 Возраст включения личности в общественную деятельность и выключения из нее Включение, - % 2,5 19,5 45,4 18,3 6,2 2,2 3,0 Возраст, лет 15 20 25 30 35 40 45 .Выключение, % _ — — — — 2,8 8,1 Включение, % — — — — Возраст, лет 50 55 60 65 70 75 80 Выключение, % 6,5 13,5 16,8 24,1 17,4 7,7 1,8
Отвергая распространенные в литературе биологические и субъективистские концепции жизненных циклов человека, В. Шевчук указывает, что возрастные ха рактеристики биографических дат определяются не биологическими уровнями и психологическими структурами, а конкретно-историческими условиями обще ственной жизни. Это, конечно, верно, так как слишком позднее включение некото рых групп людей в общественную деятельность и еще более раннее выключение из нее демонстрируют специфические особенности жизни человека в капиталисти ческом обществе. Однако невозможно игнорировать тот фундаментальный факт, что и в этом обществе, как и во всяком другом, включение связано преимуществен но с переходом от созревания к зрелости, а выключение — с наступлением (преж девременным или своевременным) старости или интенсификацией процессов ста рения. Приведенные данные характеризуют исторические сдвиги возрастной изменчи вости, но вместе с тем и более общие социально-биологические преобразования, рас ширяющие диапазон возрастных возможностей человека в те же самые промежутки жизненного цикла, которые оценивались у предшествующих поколений. Но как бы Ни варьировали сроки включения человека в общественную жизнь в качестве само стоятельного деятеля, сам факт начала деятельности имеет фундаментальное зна чение для жизненного пути человека. Все предшествующее развитие (от рождения (до зрелости) совпадает с последовательной сменой ступеней воспитания, образова90
Szewczuk W. — Указ. соч. — С. 94.
Человек как предмет
познания
ния и обучения формирующегося человека. Все эти ступени, преемственно взаимо связанные и перспективно ориентированные на подготовку человека к самостоя тельной жизни в обществе, составляют все же лишь подготовительную фазу жиз ненного пути человека. В генетическом отношении эта фаза исключительно важна не только потому, что воспитание есть основная форма направленного воздействия общества на растущего человека, социального управления процессом его формиро вания как личности. Не в меньшей мере важно и то, что в процессе социального фор мирования личности человек образуется как субъект общественного поведения и по знания, складывается его готовность к труду. Постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспита ния к положению субъекта воспитания проявляется во многих феноменах умствен ной и моральной активности человека. Общим эффектом этого процесса является жизненный план, с которым юноша или девушка вступает в самостоятельную жизнь. Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное пове дение и отношения на пороге самостоятельной деятельности, — все это отдельные моменты, характеризующие начало самостоятельной жизни в обществе. Прежде все го оно есть старт самостоятельной профессиональной деятельности. По данным В. Шевчука, отношение точки старта к различным периодам отрочества, юности и зрелости таково: в период 11-20 лет — 12,5 %; 21-30 лет — 66 %; 31-40 лет — 17,4 % и т. д.91 В общем, старт творческой деятельности совпадает с самым значительным по мощности периодом самостоятельного включения в общественную жизнь. Однако общие и средние данные о начале профессиональной деятельности значи тельно изменяются при рассмотрении точек старта в различных видах деятельности. В самые ранние годы эти точки располагаются в такой последовательности: балет, музыка, поэзия. Наиболее поздние, даже за пределами третьего десятилетия, — наука, философия, политика. Но дело не только во времени старта, в хронологии начала творческой деятель ности. По мнению Д. Освальда, начало научной деятельности определяет многое в замыслах и стратегии такой деятельности в более поздние годы. О высокой про дуктивности начального периода научного творчества свидетельствуют обработан ные Г. Леманом биографические данные о важных трудах и открытиях молодых уче ных, особенно в области математики и химии. Путем сопоставления подобных дан ных за несколько веков он пришел к выводу, что творческая активность начинающих ученых возрастает, «энергия старта», в общем, прогрессирует92. Все это, конечно, свя зано с общим прогрессом науки и методов профессиональной подготовки в разных видах деятельности, повышающих уровень и ускоряющих темпы формирования субъекта труда. Подобная тенденция проявляется достаточно определенно особен но в нашей стране. 31 92
Szewczuk W. — Указ. соч. — С. 101. Lehman Н. С. Early Achievement and Total Output //Journal of Applied Psychology. — Vol. 30,— 1946; Young Thinkers Achievements //Journal of Genetic Psychology. — Vol. 74. — 1949; Men's Creative Production Rate at Different Ages and in Different Countries // Scientific Monthly. - Vol. 78. - 1954. - P. 321-325.
Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека
Еще больший интерес исследователей привлек другой момент жизненного пути личности — кульминационный момент наивысших достижений в избранной деятель ности. Это момент наибольшей продуктивности творчества и наибольшей значимо сти созданных человеком ценностей. Существует определенная зависимость кульминации от общего времени и объема деятельности с момента старта. Так, например, кульминационные моменты в хоре ографической деятельности располагаются между 20-25 годами, в музыкальной и по этической — между 30-35 годами (по данным В. Шевчука и др.), в то время как в на учной, философской и политической областях кульминация достигается значительно позже, между 40-55 годами. В обширных статистико-психологических исследованиях Г. Лемана в качестве кульминационных моментов научного творчества указываются периоды в 35-40 и 4045 лет. Однако в зависимости от структуры и методов той или иной науки кульмина ционные даты («пики») значительно варьируют. Более ранние (до 30 лет) достиже ния высшей продуктивности отмечаются у химиков, затем (до 30-34 лет) — у матема тиков и физиков, инженеров в области электроники. Более поздние (35-39 лет) кульминации отмечены у астрономов, геологов, патологов93. В среднем кульминация для многих специальностей наступает около 37 лет. Стремление выразить в хронологических датах онтогенетической эволюции чело века вехи жизненного пути оправдано, конечно, тем, что возраст человека всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени. Однако условность средних величин кульминации не требует особых доказательств. Дело в том, что снижение продуктивности ученого, художника, писателя, инженера может быть временным. После периода снижения или творческого упадка чаще всего насту пает новый подъем, новая кульминация, которую по зрелости достижений трудно со поставить с предшествующими, если даже они были в количественном отношении более продуктивными94. Многими исследователями признается существование вто рой кульминации в более поздние годы, но в оценке ее объема и значимости имеются серьезные расхождения. Все эти вопросы требуют исследования на очень большом и современном материале, причем не только из области науки и искусства, но и изо всех видов общественного производства и культуры. Несомненно, однако, что существует определенная зависимость кульминации от старта, а старта деятельности — от истории воспитания личности. В такой же мере можно предполагать наличие связи между финишем и кульминацией. Имеется доволь но много людей, продолжающих свою творческую деятельность и после 60-70 лет, причем в последнее десятилетие их количество даже несколько увеличивается. Бес спорно, что это связано как с фактом одаренности, так и с более благоприятными ус ловиями для творческой деятельности в наше время. Несомненно также, что верхний период одаренности невозможно установить с такой же степенью определенности, как трудоспособность (которая поддается нормированию с точки зрения пенсионного за конодательства). Не менее очевидно и то, что финиш деятельности не есть лишь функ93 94
Lehman H. С. Age and Achievement. — Princeton, New Jersy, 1953. См. об этом в кн. Пэрна Н. Я. «Ритм в жизни и творчестве» ( Л., 1925).
Человек как предмет познания ция старения как стадии онтогенетической эволюции. Говоря о финише деятельно сти, мы имеем в виду завершение процесса развития субъекта деятельности и позна ния, что зависит не только от старения, но и от всей совокупности отношений, пози ций и условий жизни личности в обществе. Мы не можем считать все потенциалы личности и субъекта «исчерпанными» в процессе старения индивида, против этого говорят факты, которые мы рассматрива ли раньше. Поэтому в ближайшем будущем человечество, надо полагать, найдет бо лее рациональные способы использования этих потенциалов в такие моменты жиз ненного пути, которые в наибольшей степени характеризуются накоплением жиз ненного опыта. Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем об щественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни. Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его дела ет жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни соб ственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в раз нообразные малые и большие группы — коллективы) — все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни. Фазный характер развития социальной активности проявляется в смене состоя ний основной (творческой, профессиональной) деятельности и может быть более или менее точно определен хронологически-биографическим методом. Калсдая из этих фаз: подготовительная, старт, кульминация («пик»), финиш — характеризует струк турное изменение субъекта деятельности. Значительно сложнее обстоит дело с определением аналогичных фаз в истории развития человека как личности. Несомненно лишь, что подготовительные фазы раз вития личности и субъекта совпадают. Однако определить основные моменты ста новления, стабилизации и финиша личности можно лишь путем сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека: гражданскому со стоянию, экономическому положению, семейному статусу, совмещению, консоли дации или разобщению социальных функций (ролей, характера ценностей и их пе реоценки в определенных исторических обстоятельствах), смене среды развития и коммуникаций, конфликтным ситуациям и решению жизненных проблем, осуще ствленности или неосуществленности жизненного плана, успеху или неуспеху — триумфу или поражению в борьбе. Определение фаз развития личности по комп лексу подобных параметров — одна из важных задач научной теории личности в со циологии и психологии. История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном простран стве и времени онтогенеза и в известной мере ими определяется (как это видно, на пример, в отношении возраста). В еще большей мере важно учитывать и обратное вли яние социального развития на изменение человеческой природы и жизненного пути человека, на его онтогенетическую эволюцию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Жизненный путь человека — история личности и субъекта деятельности» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»