ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека
Становление человека как личности и субъекта деятельности в конкретных соци­ ально-исторических условиях носит фазный характер: оно развертывается по опреде­ ленным циклам и стадиям жизненного развития человека как индивида. Особое зна­ чение в этом отношении имеет онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человеческого мозга — материального субстрата сознания. Любая из этих функций имеет свою историю развития в онтогенетической эволюции мозга. Это не значит, однако, что весь ход и содержание психической деятельности человека об­ условливаются такой эволюцией. Современная психология различает в психической

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека деятельности разнородные явления: функции, процессы, состояния, свойства лично­ сти. Центральное значение для отражения объективной действительности, ориента­ ции в ней и регуляции действий имеют психические процессы (восприятие, память, мышление, эмоции и т. д.), носящие вероятностный характер и зависящие от многих факторов, одним из которых является возраст. Любой психический процесс формируется как определенная констелляция психо­ физиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т. д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т. д.) и мотивации (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации). Из вышеперечисленных компонентов любого психического процесса действия и опе­ рации непосредственно вовсе не связаны с онтогенетической эволюцией, мотива­ ция связана с ней лишь в самых общих и исходных своих формах (органические потребности и установки) и только психологические функции являются собственно онтогенетическими феноменами1Подобное различение психологических феноменов показано на модели перцептивного пространства, компонентами которого являются пространственно-различительные функции55. Экспериментальные исследования, вы­ полненные в нашей лаборатории Е. Ф. Рыбалко, показали, что фактор возраста имеет разное значение для этих компонентов (табл. З)56. Таблица 3 Зависимость зрительных функций детей и подростков за период от 4 до 15 лет от возрастного и других факторов, % от общего компонента факторов
Факты Возраст Другие Поле зрения 70 30 Острота зрения 25 75 Глазомер 25 75

Поле зрения, обусловленное структурой проводящих путей и корковыми проек­ циями, в наибольшей степени зависит от процессов созревания и старения, как, впро­ чем, и от общего состояния нормы и патологии мозга взрослого человека. Не случайно топическая диагностика очаговых нарушений мозговой деятельности всегда включа­ ется в периметрию. В результате многолетних исследований в нашей лаборатории со­ бран значительный материал для характеристики онтогенетической эволюции поля зрения. На рис. 9 сопоставлены данные, полученные Е. Ф. Рыбалко на детях, с данны~ ми, полученными М. Д. Александровой на стариках, по отношению к средним величинам схематизированного поля зрения взрослого человека. Возрастные изменения поля зрения типичны для онтогенетической эволюции пси­ хофизиологических функций. В связи с накоплением опыта наблюдения и воспита­ нием мышления формируется перцептивное поле со своей пространственной и смыс­ ловой организацией оптических сигналов. Непосредственно с перцептивным полем (и лишь через него с полем зрения) связаны объем внимания, столь важный для ум55 56

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 19 Там же. - С. 244.

Человек как предмет познания

Рис. 9. Сравнительная характеристика полей зрения ребенка, взрослого и старого человека: границы поля зрения взрослого; — —то же старого человека; - - - то же ребенка 6 лет ственной деятельности, и объем оперативной памяти, зависящий от логических опе­ раций и задачи деятельности. Приблизительно по такому же типу зависимости стро­ ятся и другие психические процессы, связанные с ходом онтогенетической эволюции посредством функциональных механизмов. Прежде всего отметим, что закономерность возрастной эволюции психических ре­ акций является общей как для речевых (речемыслительных), так и для сенсомоторных реакций. Эта закономерность обнаруживается при сравнительно-возрастном сопостав­ лении данных об изменении времени реакций (ВР) различных видов (непроизвольных и произвольных, двигательных и речевых, простых реакций и реакций выбора на раз­ личные сигналы и т. д.). Благодаря обобщению этих данных в ценных исследованиях Е. И. Бойко, мы имеем возможность представить картину в целом (рис. 10)57. Комментируя эту общую картину, Е. И. Бойко пишет по поводу факта замедленного ВР у детей по сравнению со взрослыми следующее: «Казалось бы, он находится в проти­ воречии с общеизвестной живостью и подвижностью детского возраста. Тем не менее об­ щая закономерность состоит в постепенном и неуклонном укорочении ВР, начиная с 3'/, лет и кончая студенческим возрастом, а затем (после 40 лет) сменяется еще более посте­ пенным его удлинением по мере процесса старения организма. Всему этому предшеству­ ет наиболее длительный скрытый период непроизвольных двигательных реакций у ново­ рожденных и.младенцев на тактильные, болевые и температурные раздражения»58. Такова общая картина постепенного укорочения ВР (начиная с 31/2 лет), оптимум которого относится к юности и молодости («студенческим годам»). Эта общая карти­ на проявляется в любых сопоставляемых смежных возрастах как в отношении сенсо­ моторных, так и речевых реакций. Весьма показательны возрастные сопоставления этих видов реакций.
57 58

Рисунок заимствован из работы Е. И. Бойко «Время реакций человека» (М.: Медицина, 1964. — С. 391). Там же; см. также его работу «Возрастные изменения времени реакций у детей и взрослых» (в сб.: По­ граничные проблемы психологии и физиологии. — Изд. АПН РСФСР, 1961).

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Рис. 10. Изменение времени реакции в связи с возрастом по данным различных исследователей

Раздельные реакции на звук и свет в двух вариантах (с предупреждением и без предупреждения) были получены Б. Филипом. Приводим сводку этих данных по воз­ растным группам (табл. 4)59.
Таблица 4 Среднее время реакций, мс Раздражители Возраст, лет 9 10 11 12 13 14 15 16 Разность между ВР в 9 и 16 лет Звук Звук с предупреж­ без пре­ дением дупреждения 176,76 175,64 174,30 171,28 161,96 154,76 144,54 139,52 37,24 219,10 208,32 205,18 199,32 "* 188,80 181,80 165,18 1-72,96 46,14 Разность Раздражители Свет Свет с предупреж­ без пре­ дением дупреждения 194,24 185,08 191,62 184,68 178,02 169,22 158,20 158,10 36,14 251,34 233,08 238,10 229,50 220,94 211,44 191,36 305,04 46,30 Разность

42,34 32,68 30,48 28,01 26,84 27,04 20,64 33,44 —

57,10 48,00 46,48 44,82 42,92 42,22 33,16 46,94 —

Заимствована из работы Бойко Е. И. (Возрастные изменения времени реакций у детей и у взрослых» (с. 163).

Человек как предмет познания По дополнительным подсчетам Е. И. Бойко, ВР на свет и звук укорачивается с 9 до 16 лет почти на одну и ту же величину (36-37 мс), аналогичная тенденция прослежи­ вается для ВР с предупредительным сигналом и без него. В подробном исследовании Ф. Гуденаф были охвачены большая группа детей от 3 1/2, до 11 1/2 лет и студенты колледжа. ВР определялось по другой методике (комбини­ рованного зрительно-слухового сигнала). Были получены данные, в общем, подтвер­ ждающие уже описанную тенденцию укорочения ВР. Эти данные (в извлечении) представлены в табл. 5. Таблица 5 ВР на комбинированный зрительно-слуховой сигнал, мс
Возраст, лет Мальчики 580 230 Девочки 622 262 Студенты колледжа Мужчины 174 Женщины 176

31/2 81/2

Аналогичная картина была ранее (еще в 1927 г.) получена А. Р. Лурия и его со­ трудниками при изучении ВР детей на различные словесные сигналы (в ассоциатив­ ном эксперименте). По их данным, ВР у подростков 16 лет вдвое короче, чем у детей 8 лет. Если ВР восьмилетних детей в среднем равнялось 2,7 с, то ВР подростков харак­ теризовалось величиной всего 1,2 с. В соответствии с современными трактовками информационной природы сигна­ лов были установлены соотношения информационных и возрастных факторов, опре­ деляющих время реакций. При таком важном уточнении оказалось, что ВР есть фун­ кция информации стимула и возраста. Вместе с тем общая картина возрастных изме­ нений ВР подтвердилась и при этом уточнении. В литературе описаны значительные вариации ВР, связанные с информацион­ ной природой стимула, социальным развитием и образованием, отношением к зада­ че, тренированностью испытуемых и т. д. Однако эти вариации всегда находятся в определенных, уже известных нам возрастных диапазонах ВР. По этим диапазо­ нам можно выделить известный оптимум временных характеристик сенсомоторных и речемыслительных реакций, который совпадает с периодом юности и молодости («студенческим возрастом»). Ни по одному виду реакций такой оптимум не распо­ лагается в каком-либо из детских возрастов. В детских возрастах не обнаружен та­ кой оптимум даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенных в этих возрастных фазах процессах сенсомоторного развития. Сопоставим описанные важные выводы из психологических исследований с выво­ дами, полученными П. П. Лазаревым и его сотрудниками. На протяжении многих лет они изучали чувствительность различных модальностей (периферического зрения, Слу­ ха, кинестезии) у людей разных возрастов. На основании ряда серий подобных исследо-

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

ваний П. П. Лазарев пришел к выводу, что чувствительность «для периферического зре­ ния, для слуха, для центров движения и, вероятно, для других центров зависит от возра­ ста» 60. На рис. 11 изображена кривая возрастных изменений средних значений этих ви­ дов чувствительности (обозначается как Е0, из хода которой видно, как постепенно воз­ растает уровень чувствительности, достигая максимума к 20 годам жизни61. Пороговые значения, полученные для двад­ цатилетнего возраста, как полагал П. П. Ла­ зарев, могут быть использованы в качестве эталона сенсорного оптимума, по сличению с которым можно определить возраст любого человека. «Определение возраста, — замечает П. П. Лазарев по поводу такого способа, — де­ лается с точностью около 3-5 лет»62. Он особенно подчеркивает то обстоятельство, что эта­ лоном для разных видов чувствительности Рис. 11. Обобщенная кривая возрастной избирается один и тот же двадцатилетний воз­ изменчивости слуховой, зрительной, раст: «...оптимальная чувствительность к вне­ периферической и кинестетической шним воздействиям на глаз при перифериче­ чувствительности (по П. П. Лазареву) ском зрении наблюдается около 20 лет. В этом же возрасте имеется максимальная слуховая чувствительность (Лазарев, Беликов). Около этого возраста имеется и максимальная чувствительность двигательных цент­ ров. В возрасте около 20 лет восприимчивость указанных выше центров является повы­ шенной...»63 С некоторыми дополнениями эти выводы были подтверждены последую­ щими экспериментальными работами. Различительная чувствительность глаза по отношению к яркости ахроматических объектов возрастает весьма значительно, например в возрасте 16 лет она в 2,5 раза больше, чем у 6-летних детей. По данным Л. А. Шварц, различительная цветочувстви­ тельность заметно повышается с возрастом. По сравнению с первоклассниками у уча­ щихся третьего класса она возрастает в среднем на 45 %, а у учащихся пятых клас­ сов — на 160 %64. Аналогичные явления были обнаружены в лаборатории С. В. Кравкова в отношении возрастных изменений электрической чувствительности глаза. Результаты многих исследований возрастной эволюции различительной чувствитель­ ности глаза были обобщены С. В. Кравковым (рис. 12)65. Сравнительно с данными П. П. Лазарева сенсорный оптимум здесь передвинут еще выше, к 25 годам Следует отметить также, что гетерохронность созревания и развития различных функций даже одного и того же анализатора существенно осложняет картину. Мы не
60 61

Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики. — М.: Изд. АН СССР, 1945. — С. 98. Там же. - С. 99. 62 Там же. - С. 100. 63 Там же. 64 Шварц Л. А. Развитие цветоощущения у детей школьного возраста // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. — Т. 25. — Вып. 3. — М., 1948. — Л. А. Шварц установила вместе с тем, что абсо­ лютная цветочувствительность постепенно снижается уже в эти годы. 65 Кравков С. В. Глаз и его работа. - Изд. АН СССР, 1950. - С. 231.

Человек как предмет познания

Рис. 12. Изменение различительной чувствительности глаза в зависимости от возраста имеем возможности останавливаться на этом важном вопросе, укажем только, что он специально освещен в нашей работе, написанной совместно с Е. Ф. Рыбалко66. С помо­ щью корреляционного анализа экспериментальных данных о развитии зрительно-про­ странственных функций у детей от 4 до 16 лет (сравнительно со взрослыми) Е. Ф. Ры­ балко обнаружила некоторые закономерности их онтогенетического взаимодействия, в том числе явления периодического понижения остроты зрения при расширении гра­ ниц монокулярных полей зрения в отдельные периоды развития. Гетерохронность раз­ вития может быть следствием подобных коррелятивных изменений. Гетерохронность функций в другой модальности (кинестезии) можно показать на экспериментальных данных К. X. Кекчеева (табл. б)67. ' Таблица 6 Возрастные изменения чувствительности «статической»- проприорецепции
Вид проприо8 Оценка размеров 55,0 длины Оценка толщины 41,0 Оценка усилий (веса грузов) 54,0 9 43,0 50,5 66,3 10 62,2 64,7 71,3 11 68,6 Возраст, лет 12 68,5 13 75,0 65,0 79,0 14 69,1 69,1 82,4 15 73,5 76,6 83,0 16 79,5 79,0 84,0 17 77,3 64,4 80,9 18 82,5 66,3 87,2

49,25 58,0 74,3 76,5

Анализируя данные табл. 6, К. X. Кекчеев писал, что «с возрастом относительная чувствительность "статической" проприорецепции... постепенно повышается и это повышение протекает без перерывов или резких рывков. Наибольший рост чувстви­ тельности приходится на период от 8 до 10 лет; позднее чувствительность увеличива­ ется медленнее, давая как бы "плато"»68.
66 67 68

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. Кекчеев К. X. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. — М.: Медгиз, 1946.у С. 148. Там же.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Рассмотрим более подробно эти интересные данные! Кинестетическая оценка дли­ ны обнаруживает не только периоды повышения (в 10,13,15,16 и 18 лет), но и пери­ оды снижения (в 9,12,14 и 17 лет). Аналогичная картина неравномерности развития обнаруживается в эволюции кинестетической оценки толщины. Снижение уровня кинестезии обоих видов совпадает только в одном случае (в 17 лет). Из одиннадцати возрастных групп совпадение явлений повышения чувствительности обоих видов наблюдается только у шести. Указанное К. X. Кекчеевым «плато» имеет место лишь в кинестетической оценке усилий (веса грузов). В период от 14 до 17 лет уровень по­ чти стабилизируется, затем в тот же, что и в двух других видах проприорецепции, пе­ риод (в 17 лет) снижается, потом вновь значительно повышается (в 18 лет). Имеются основания полагать, что дальнейшая эволюция кинестезии определяется совокупным действием возраста и практической деятельности. Весьма интересные и важные для возрастной психофизиологии данные об онтоге­ нетической эволюции слуховой чувствительности и ее различных видов получены Н. В. Тимофеевым и его сотрудниками, изучавшими онтогенетическую эволюцию по­ рогов слышимости (тонов и речи) у людей в возрасте от 4 до 80 лет. Они обнаружили гетерохронность в развитии видов остроты слуха и неравномерность эволюции каж­ дого из них. Н. В. Тимофеев и К. П. Покрывалова установили, что пороги слышимости законо­ мерно изменяются с возрастом и поэтому нет показателей, равно годных для всех лю­ дей с нормальным слухом69. Для всех изученных в сравнительно-возрастном плане видов чувствительности характерно постепенное понижение порогов ощущений, т. е. повышение чувствитель­ ности (особенно различительной), далеко за пределами периодов роста и созревания. - Каждый из видов чувствительности может иметь несколько «пиков», точек подъеша,- так как процесс развития носит неравномерный характер и гетерохронность функциональной эволюции сопровождается не только положительной, но и отрицательной корреляцией сенсорных функций. Один из этих «пиков», сопровождающих­ ся конвергенцией ряда серсорных функций, располагается в зоне ранней зрело­ сти (18-25 лет), а другой может иметь место и позже, в период общей стабилизации функций.1 Примечательно, что кривая онтогенетической эволюции чувствительности (ее постепенного повышения к 18-25 годам, а затем стабилизации в 25-50 лет) легко со­ относится с кривой возрастных изменений времени реакций. Генетическая общность этих явлений заключается, возможно, в том, что в процессе индивидуального разви­ тия аналитическая деятельность больших полушарий головного мозга прогрессирует, ни в какой мере не прекращаясь и не свертываясь по мере формирования сложных систем его синтетической деятельности. Больше того, именно синтетическая деятель­ ность обеспечивает как бы расширенное воспроизводство потоков сенсорной инфор­ мации, ее упорядочение, отбор и организацию постоянного взаимодействия всех ка­ налов связи с окружающей средой. Можно предположить, что такая взаимосвязь сама

69

Тимофеев Н. В., Покрывалова К. П. Возрастные изменения порогов слышимости // Пробл. физиол. аку­ стики: Сб. - Т. 2. - М.: Изд. АН СССР. 1950.

Человек как предмет познания

является фактором, противостоящим тотальной инволюции элементарных психофи­ зиологических функций в процессе старения. Не только психофизиологическая, но и соматическая инволюция, как это доказа­ но современной геронтологией, носит гетерохронный характер, неравномерно охва­ тывая различные функции, даже в самые поздние периоды человеческой жизни. Боль­ ше того, даже один и тот же вид чувствительности (например, вибрационной) пред­ ставлен с разной интенсивностью на различных участках или органах тела, т.е. чувствительность топографически разнородна в связи с различным жизненным зна­ чением органов. В этом отношении интересна сводка Т. Ховелла, обобщающая полу­ ченные им экспериментальные данные (табл. 7)70.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ, ВИДИ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РОЗВИТКУ ІНФЛЯЦІЇ
Еталонна модель взаємодії відкритих систем (ЕМВВС, OSI — Open Sys...
Аудит розрахунків з оплати праці
ОРГАНІЗАЦІЯ І СТРУКТУРА АУДИТОРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ
Ознайомлення з об’єктом аудиту


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 1203 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП