ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Онтогенетическая эволюция и продолжительность жизни человека
Фазное протекание целостного жизненного цикла, охватывающего процесс инди­ видуального развития от рождения человека до смерти, есть последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции индивида. Эта развертывающаяся цепь изменений является одним из фундаментальных эффектов необратимости вре­ мени, действия «стрелы времени». Общая продолжительность жизни как первая характеристика возраста дополня­ ется второй его характеристикой — необратимой сменой фаз индивидуального разви­ тия, а затем третьей — длительностью каждой отдельной фазы. Возрастные изменения в динамике жизненного цикла содержат в себе оба парамет­ ра времени — длительность бытия и временную последовательность смены фаз. В со­ временной возрастной психологии далеко не всегда учитывается эта взаимосвязь пара­ метров времени. Широко распространенные в ней принципы конструирования возраст­ ных симптомо-комплексов, относящихся к отдельному периоду человеческой жизни, представляют собой абстрагирование от целостного хода исторического развития с его «стрелой времени» и своего рода консервацию в статических показателях динамики возрастных преобразований. Таким образом, т. е. путем известного обособления отдель­ ной фазы жизни от реального хода смены фаз в индивидуальном развитии, теоретиче­ ски возможно отделить один параметр времени от другого (длительность данного со­ стояния развития или фазы от временной последовательности фаз жизни). Однако человек не «монтируется» из отдельных возрастов как своеобразных бло­ ков развития с присущей каждому из них длительностью протекания. Внутри любого предшествующего периода складываются ресурсы и резервы последующего развития, за каждым из отдельных периодов жизни, говоря словами А. А. Ухтомского, скрыта ис-

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

тория системы. Благодаря воспитанию и другим целенаправленным формам социаль­ ного управления индивидуальным развитием обеспечивается перспективная ориента­ ция этого развития на последующие ходы развития, подготовленная, разумеется, фило­ генетической программой онтогенетической эволюции человека. Все последующие фазы развития преемственно связаны с предшествующими, причем не только с ближай­ шей, смежной, но и с весьма отдаленными, даже исходными, начиная с раннего детства. Речь идет, следовательно, о генетических связях в индивидуальном развитии, о про­ тиворечивых переходах между фазами этого развития, носящих то плавный и постепен­ ный, то скачкообразный и конфликтный характер. Такой подход к индивидуальному развитию как к единому целому и совокупности генетических связей между разнопо­ рядковыми фазами (роста и созревания, зрелости, старения и старости) является новым не только для психологии, но и для естествознания. Этот подход связан с новейшим пониманием организма как целого, сложной саморегулирующейся системы. Коррелятивные зависимости между органами и функциями организма составля­ ют важную характеристику его целостности, включая и временные параметры его су­ ществования (продолжительность жизни, последовательность смены отдельных со­ стояний и изменений, являющихся фазами индивидуального развития). На различных стадиях онтогенеза коррелятивные связи существенно изменяются по типам и значению для индивидуального развития. И. И. Шмальгаузен описал три основных типа корреляций, или взаимозависимостей, а именно: геномные, морфогенетические и эргонтические. Геномные взаимозависимости определяются непосредствен­ ными факторами развития, т. е. генами, через биохимические процессы, происходящие в клетках того же самого материала, в котором реализуются изменения. Морфогенетические также наследственно запрограммированы, но осуществляются путем передачи веществ или возбуждения от одной части организма к другой. Лишь эргонтические кор­ реляции зависят от функционирования самих членов корреляционной пары, или цепи, влияющей на изменение их строения и способа функционирования2. Первые два типа корреляций специфичны для периодов роста и созревания, по­ следний тип — для дефинитивных функций сформировавшегося взрослого организма. Интересно отметить, что в качестве модели такой корреляции И. И. Шмальгаузен рас­ сматривает положительную зависимость между развитием нервных центров и перифе­ рических органов и указывает на то, что «этого рода корреляции без труда устанавлива­ ются не только в молодом, еще растущем организме, но и во вполне зрелом»3. При любом типе корреляции изменяется весь организм, и это изменение влияет на дальнейший ход онтогенеза в целом. В свою очередь, по удачному выражению В. Г. Афа­ насьева, «сохранению целостности способствуют только те коррелятивные связи, которые соответствуют внешним условиям существования... среда, таким образом, выступает как важнейший определитель целесообразности коррелятивных связей организма»4.
2 3 4

Шмальгаузен И. И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. — М: Изд. АПН СССР, 1938. Там же. - С. 22. Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. — М: Мысль, 1964. — С. 351. — По этому же вопросу см.: Мирзоян Э. Н. Индивидуальное развитие и эволюция. — М.: Изд. АН СССР, 1963; Югай Г. А. Проблема целостности организма. — М.: Соцэкгиз, 1962; Гернет Ф. Целостность орга­ низма и иммунитет. — М: Мир, 1962.

Человек как предмет познания

Весьма интересный разбор проблемы целостности живых систем в трудах И. И. Шмальгаузена принадлежит Р. Л. Берг, которая подчеркнула связь его концеп­ ции целостности организма и онтогенеза с более общими кибернетическими подхода­ ми к эволюционным проблемам. «Теория стабилизирующего отбора И. И. Шмальгау­ зена, — пишет Р. Л. Берг, — раскрыла способ возникновения и эволюции генетических, эмбриологических, анатомических, физиологических механизмов обеспечения целост­ ности, а вместе с тем устойчивости организма... Организм целостен и потому устой­ чив. Его целостность покоится на взаимных влияниях одних частей на другие в процессе развития и в процессе функционирования»5. В последние годы своей жизни И. И. Шмальгаузен работал над проблемами уп­ равления и регулирования процессов в живых системах, т. е. над главнейшими биоло­ гическими проблемами кибернетики. В четвертой главе мы рассмотрим одну из них, связанную с контурами биологического регулирования процессов формирования ин­ дивида. В общем виде итог исследования И. И. Шмальгаузена в этой области хорошо сформулирован Р. Л. Берг: «Сама система регулирования онтогенеза усложняется и совершенствуется в процессе эволюции. Регулируются не только уклонения от нор­ мального течения, но и самое течение поддерживается за счет усложняющейся систе­ мы защитных механизмов. В эволюции происходит раздвигание нижнего и верхнего порога нормальной реактивности тканей и возрастание запаса реагирующего матери­ ала... У высших беспозвоночных (насекомых) и у высших позвоночных (птиц и мле­ копитающих) высшего развития достигает нервная регуляция»6. В связи с этим большой интерес представляют открытые известным советским зоо­ логом В. А. Догелем закономерности олигомеризации гомологичных органов, являю­ щейся показателем прогрессирующего упрощения механизмов биологической регуляции. По определению самого В. А. Догеля, олигомеризация «заключается в уменьшении чис­ ла таких органов (равнозначных, гомологичных и гомодинамных. — Б. А.), которое обычно сопровождается строгим фиксированием их положения в теле, увеличением размеров, а вместе с тем эффективности остающихся в наличии органов»7. Как показал В. А. Догель, это явление приводит «к упрощенному выполнению определенных функ­ ций без снижения интенсивности. Происходит упрощение регулирования действия соот­ ветственной системы органов и интенсификация их действия»9, (курсив наш. — Б. А.). Существенно, что олигомеризация в процессе эволюции животных неравномерно распространяется на различные органы и системы организмов. В. А. Догель установил, что 70 % случаев олигомеризации приходятся на долю покровно-защитных, дыхатель­ ных и сенсорных аппаратов, т. е. на эктосоматические органы и основные каналы связи организма с внешней средой. Для понимания сути регуляторных преобразований в про­ цессе олигомеризации гомологичных органов особенно важно то обстоятельство, что некоторые органы сохраняют свою гомологичностъ, но утрачивают гомодинамность, становятся гетеродинамнъши.
5 6 7 8

Берг Р. Л. Проблема целостности живых систем в трудах И. И. Шмальгаузена // Проблемы кибернети­ ки. - Вып. 16. - М: Наука, 1966. - С. 11. Там же. - С. 16. Догель В. А. Олигомеризация гомологичных органов как один из главных путей эволюции животных. — Л.: Изд. ЛГУ, 1954. - С. 338. Там же.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

«Гетеродинамные органы, сохраняя сходность происхождения, — писал В. А. До­ гель, — приобретают различные функции. Вследствие своей значимости для эволю­ ции свойство гетеродинамности имеет... большее формативное и функциональное зна­ чение, чем гомологичность»9. Способность органов к смене функций является одним из важнейших условий дифференциации структуры организма и повышения уровня интеграции во всех его частях. Нас заинтересовала теория олигомеризации гомологичных органов в связи с тем, что, по нашему представлению, своеобразное совмещение гомодинамных функций с гетеродинамными, возникающими на их основе, специфично для самого высшего от­ дела центральной нервной системы — больших полушарий головного мозга. Такое совмещение и имеет место в раздельной и парной работе обоих полушарий. В связи с этими преобразованиями мозговых гомологичных органов находится изменение способа работы и взаимодействия сенсорных аппаратов, участвующих'в механизме восприятия. Таково, например, все более усложняющееся в онтогенетиче­ ском развитии взаимодействие монокулярных систем в бинокулярном зрении, монауральных систем в бинауральном эффекте и т. д. Почти все парные рецепторы и эффек­ торы гомологичны, но функционально являются не только гомодинамными, но и гете­ родинамными. Интересно, однако, отметить, что в процессе созревания мозговых структур человека увеличивается различие в весе, общей величине поверхности, мак­ ро- и микростроении отдельных долей и полей коры обоих полушарий головного моз­ га, а также в системе кровоснабжения каждого из них. Как будет показано ниже (см. главу 6), симметричность и асимметричность функ­ ционирования сенсорно-перцептивных аппаратов человека являются их основными состояниями, сменяющими друг друга в процессе онтогенетического развития чело­ века. Смена способа функционирования гомологичных сенсомоторных органов (с гомодинамного на гетеродинамныи и наоборот) в огромной мере зависит от характера деятельности и накопления жизненного опыта в процессе индивидуального развития. Несомненно, однако, что готовность гомологичных сенсомоторных органов и их выс­ ших корковых регуляторов к изменению функций в процессе онтогенеза филогенети­ чески обусловлена и содержится в генотипической программе развития человеческо­ го организма и его мозга. На рассмотренной конкретной модели можно видеть, что динамической констел­ ляции органов, участвующих в механизме прижизненных приобретений, благоприят­ ствует наследственный механизм, обеспечивающий изменение функций всех органов поведения. В ходе биологической эволюции достигается колоссальное расширение диапазо­ на возможностей функционирования органов поведения, в связи с чем способы их динамической констелляции в процессе индивидуального развития человека стано­ вятся бесконечно многообразными. Несомненно, что в самой наследственной органи­ зации человека и его мозга заключено значительно больше возможностей развития и преобразуемости, чем считалось до недавнего времени. Достижения современной генетики, особенно генетики поведения животных, общей генетики человека, а также новейших кибернетических теорий управления и регулирования в живых системах
9

Догель В. А. Олигомеризация гомологичных органов как один из главных путей эволюции животных. — Л.: Изд. ЛГУ, 1954. - С. 337.

Человек как предмет познания позволяют вплотную приблизиться к познанию природы тех механизмов, которые составляют, по выражению Л. С. Выготского, «натуральный ряд» индивидуально-пси­ хического развития человека. Проблема «наследственность и среда» решается современной наукой на высоком уровне также и применительно к человеку. Показано, например, ч+о общие характе­ ристики умственного развития человека (его уровня, структуры, межфункциональ­ ных связей, соотношения психических функций с конкретным составом знаний, на­ копления жизненного опыта) являются продуктом влияния как среды и воспитания, так и наследственности, причем фактор наследственности всегда так или иначе опос­ редован конкретными социальными условиями среды и воспитания. Первичные же способности или элементарные психические функции (чувствительность анализатор­ ных систем, ориентация в пространстве, временная организация движения в форме натурального ритма и так называемого личного темпа, непосредственное запечатление и т. д.), напротив, генотипически обусловлены! Поэтому генетики предпочитают при анализе наследственных механизмов психических свойств человека избегать пользоваться так называемыми коэффициентами умственного развития, коррелиро­ вать экспериментальные данные генетики человека и психологического исследования так называемых первичных способностей10, среди которых особо выделяются различ­ ные параметры сенсомоторных функций. Однако целостные системные образования психической деятельности всегда яв­ ляются продуктом взаимодействия многих факторов индивидуального развития (на­ следственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека). Впрочем, как следует из современной генетической психологии, полифакторное обусловлива­ ние — общее правило для всех сложных психических явлений. Надо отметить, что и современная эволюционная генетика рассматривает генотипическую организацию динамически, в процессе взаимодействия организма с внешней средой. В связи с этим предлагается новое толкование онтогенеза как «непрерывно из­ меняющейся реакции данного комплекса генетического материала на данную внешнюю среду» Ч. Это толкование считается более реалистичным в биологическом смысле, чем по­ нимание онтогенеза как последовательной смены стадий индивидуального развития, рас­ сматриваемых «просто как ступени, ведущие к конечной цели — взрослой форме»12. Новое генетическое толкование онтогенеза весьма перспективно, так как позволя­ ет трактовать отдельные ступени, или стадии, онтогенеза в качестве совокупных эф­ фектов наследственности и среды, а не простого воспроизведения наследственной программы развития. Подчеркивается и то важное обстоятельство, что в онтогенезе имеется непрерывность ряда реакций генетического материала на внешнюю среду, часто маскируемая дискретными состояниями в форме более или менее стационар­ ных характеристик стадий развития, прерывностью границ между ними. В современной науке приобретает особое значение изучение «целых онтогенезов» (И. И. Шмальгаузен), относящихся к разным филогенетическим рядам. Подобные филогенетические исследования необходимы для построения сравнительной онтопсихологии, особенно в целях сопоставления онтогенеза человека и животных.
10 111 12

См., например: Штерн К. Основы генетики человека. — М.: Медицина, 1965. — С. 540. Эрлих П., Холм Р. Процесс эволюции. — М: Мир, 1966. — С. 78. Там же.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Для всех животных, включая и антропоидов, подчеркивает Н. А. Тих, содержани­ ем индивидуального развития является воспроизведение вида. В пределах своих гра­ ниц — от рождения до смерти — «индивид осуществляет более или менее важные фун­ кции, но главной из них является функция воспроизведения себе подобных. Все ос­ тальные функции представляют собой лишь средства или условия, обеспечивающие выполнение этой функции»13. Отношение человеческого индивида к виду неразрывно связано с отношением к обществу, опосредующим природные свойства человека. «Хотя воспроизведение вида составляет важную сторону существования индивида, накладывающую отпечаток на его поведение и психику, — пишет Н. А. Тих, — однако основным содержанием дея­ тельности человека становится создание материальных и духовных ценностей. Вмес­ те с тем меняется и назначение различных возрастных периодов»14. Примечательно, что в каждый из них у человека представлены и общие со всеми млекопитающими характеристики развития, и специфические, обусловленные социальным содержани­ ем и назначением индивидуальной жизни человека. Детство животных характеризуется накоплением массы тела или ростом, развити­ ем отдельных органов и функций, осуществляющих приспособительную деятельность индивида, половым созреванием, причем последнее определяет переход к зрелости. Детство человека содержит в себе все эти характеристики, но тем не менее пере­ ход к зрелости не определяется лишь половым созреванием. Говоря об индивидуаль­ ном развитии человека, Н. А. Тих замечает, что «основным содержанием детского возраста является наряду с сохранением его биологического назначения подготовка не к репродуктивной деятельности, а к участию в общетрудовой жизни. Поэтому вместе с усложнением последней период детскости удлиняется и часто выходит далеко за пре­ делы полового созревания»15. Зрелость — центральный момент в индивидуальном развитии. Однако зрелость животного — всегда лишь половозрелость, воспроизведение себе подобных исчерпы­ вает биологическое назначение. Между тем «в условиях жизни общества индивид при­ обретает ту или иную значимость не в зависимости от его репродуктивной деятельно­ сти (которая, конечно, необходима и важна), а в соответствии с той долей своего труда и творчества, которую он вносит в историческое развитие человечества»16. Наиболее показателен контраст старения и старости у животных и человека. Известно, что в животном мире с прекращением функции размножения индивид ста­ новится бесполезным для вида и в этих условиях старость животного представляет «процесс постепенного умирания или жизни по инерции в силу сохранившихся ин­ стинктов питания и самосохранения»17. Между тем после окончания репродуктивного периода «ценность человека в старости часто не снижается, а возрастает в той мере, — пишет Н. А. Тих, — в какой сохраняется и, может быть, возрастает его участие в жизни общества»18.
13 14

ТихН. А. Ранний онтогенез поведения приматов. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966. — С. 17. Там же. - С. 18. Г Там же. 16 Там же. - С. 19. 17 Там же.-С. 17. 18 Там же. - С. 19.

Человек как предмет

познания

Сравнительные филонтогенетические исследования основных этапов онтогенеза животных и человека показывают, как отличаются относящиеся к ним индивиды. Ко­ ренным образом изменяются и отношения индивида к виду, онтогенеза и филогенеза в условиях общественно-исторического развития людей. И тем не менее человеческий онтогенез, детерминированный и опосредованный социальной историей личности, подчиняется общим законам органической эволюции. Среди законов взаимодействия вида и индивида, определяющих онтогенез всех животных организмов, включая человека, Н. А. Тих выделила законы рекапитуляции, филогенетической акселерации, филогенетической изменчивости органов и функций, адаптивной радиации, с одной стороны, развития индивидуальных вариаций, с другой. Дело в том, что адаптивная радиация, с которой свявано возникновение новых призна­ ков и образование новых видов, постепенно сменяется индивидуальной изменчивос­ тью, у человека практически безграничной. Эта изменчивость проявляется во всех сис­ темах и на всех уровнях человеческой жизнедеятельности. В процессе эволюции нарас­ тает и возрастная изменчивость, диапазон которой у человека особенно грандиозен в периоды зрелости и старения. Разумеется, что самые значительные вариации и явления изменчивости связаны с социальным формированием и развитием личности. В процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и влияние его на развитие вида, что проявляется, как подчеркивает Н. А. Тих, во-первых, в нарастании длительности индивидуального существования, в течение которого накапливается ин­ дивидуальный опыт, оказывающий влияние на дальнейшую эволюцию, и, во-вторых, в нарастании вариативности (морфологической, физиологической и психической) внут­ ри вида. Поскольку эти показатели эволюционных изменений онтогенеза существенны и должны специально учитываться при анализе онтогенеза поведения, приведем неко­ торые данные из современных научных работ по проблемам долголетия. Так, в извест­ ной монографии Дж. Биррена о психологии старения приведены сравнительные харак­ теристики длительности индивидуального существования 82 видов животных (беспоз­ воночных и позвоночных, особенно высших позвоночных). Человек обладает, пожалуй, наибольшей длительностью жизни (70-80 лет), если учесть максимумы долголетия, у отдельных индивидов достигающие 110-120 и более лет. Сопоставление по этим по­ казателям человека с другими долголетними млекопитающими животными (например, со слоном) ограничивается существенными различиями в размерах тела, сроками эмб­ рионального развития, периодом удвоения тела и др. Правомерно сопоставление человека с другими антропоидами, особенно шимпанзе. Длительность внутриутробного периода (в днях) у человека — 280, у шимпанзе — 260. Между тем длительность постнатальной жизни у человека — 70-80 лет, у шимпанзе — всего 15-20 лет. Еще более существенным показателем является максимум долголетия, у человека измеряемый 110-120 годами и более, а у шимпанзе — несколько более чем 30 годами»19. Известны различные истолкования биологических факторов, определяющих сро­ ки индивидуальной жизни20, но для нас в связи с факторами поведения и его мозгово­ го механизма особый интерес представляет концепция известного советского биолога
19 20

Birren, James E. The Psychology of Ageing. Prentice Hall, Inc., Engewood Cliffs. — New Jersy, 1964. Нагорный А'. В., Никитин В. Н., Буланкин И. Н. Проблема старения и долголетия. — М.: Медгиз, 1963.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

И кибернетика А. А. Малиновского. Он рассчитал, пользуясь имеющимися в научной литературе данными, связь сроков длительности индивидуального существования с цефализацией и нашел, что эта связь выражается в коэффициенте корреляции + 0,76, т. е. является достаточно большой21. Была рассчитана корреляция также со скоростью роста и размерами тела. Все эти вычисления показали, что длительность жизни ясно связана и с цефализацией, и со скоростью роста, и с окончательными размерами тела. Результаты этих вычислений представлены А. А. Малиновским22 в схеме на рис. 8.

Рис. 8. Соотношение продолжительности жизни с коэффициентом цефализации, скоростью роста и окончательным размером тела Путем корреляционных расчетов установлены две противоположные тенденции эволюции долголетия у млекопитающих: «...основная — на укорочение сроков жизни и противоречащая ей тенденция — на увеличение размеров тела и на развитие высшей нервной деятельности, которая приводит к некоторому удлинению жизни...»23 Осо­ бенно важно здесь, пишет А. А. Малиновский, «развитие высшей нервной деятельно­ сти. Чем лучше она развита, тем в большей мере животное приспособляется к среде, изменяя поведение, тем более ценен накопленный за долгую жизнь опыт животно­ го...»24. Говоря о человеке, который благодаря общественному развитию вышел из-под власти естественного отбора, он указал на то, что «у человека, по-видимому, далеко еще не реализованы те ресурсы продления-жизни, которые принципиально возможны при его биологической организации. И действительно, мы видим огромную изменчи

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Онтогенетическая эволюция и продолжительность жизни человека» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА ВИДИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА
Аудит визнання, збереження і технічного стану необоротних активів
ДИЗАЙН, ЙОГО ОБ’ЄКТИ ТА ПРОГРАМИ
Стандарти ISDN
Частини мови


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 876 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП