До сих пор мы рассматривали структуру научного познания человека как вида (Homo sapiens) и как человечества в его историческом существовании. Фундаменталь ные основы современной системы человекознания складываются именно в этих двух гигантских констелляциях научных дисциплин, сосредоточенных вокруг общих про блем человекознания. На границах с ними, как мы видели, дифференцируются такие крупнейшие центры современного естествознания и науки в целом, как проблемы биогеносферы, ноосферы и освоения космоса. Однако было бы серьезной ошибкой пола гать, что всех охарактеризованных междисциплинарных объединений, специализи рующихся на изучении проблем Homo sapiens и человечества, достаточно для науч ного познания человека. Они составляют лишь основу системы человекознания, включающей еще ряд комплексов наук о человеке как индивиде и личности, субъекте и индивидуальности. Рассмотрение всех этих комплексов, хотя бы в самом кратчай шем виде, позволит нам понять современное осуществление принципа единства тео рии и практики применительно к познанию законов человеческого развития и управ лению ими в интересах общества и личности. Поскольку мы имели раньше возможность охарактеризовать структуру человека как индивида и междисциплинарные связи в ее изучении103, достаточно ограничиться схематическим изображением классификации наук в этой области соответственно основным ее проблемам (рис. 5). Феномены онтогенетической эволюции человека — возрастные и половые, кон ституциональные104 и нейродинамические105 свойства, взаимосвязи между которы ми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темпера мента и задатков, составляющих природную основу личности106. Взаимосвязи этих свойств индивида разнообразны. Так, например, темперамент не является свойством отдельного органа (его реактивности), тем более отдельных клеток (в том числе и нейронов). Этот феномен является интегральным производным всей структуры
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Науки о человеке как индивиде и его онтогенезе» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»