Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук
Одним из наиболее характерных проявлений интеграции научных дисциплин в области человекознания можно считать развитие междисциплинарных связей, осо бенно между психологией и многими науками, естественными и общественными. На XVIII Международном психологическом конгрессе (Москва, август 1966 г.) выдающийся швейцарский ученый Ж. Пиаже в лекции «Психология, междисципли нарные связи и система наук» справедливо подчеркнул соответствие в области есте ственных и точных наук (например, между физикой и математикой), в области же общественных наук о человеке наблюдается, по его словам, обратное положение: «Приходится с беспокойством констатировать, насколько незначителен обмен меж ду науками, возможно, в силу отсутствия четких иерархических связей между ними»12. Вопрос о недостаточном развитии междисциплинарных связей в области изуче ния общества и человека приобрел международный характер: «Эти недостатки на столько значительны, что ЮНЕСКО в общем докладе о современных тенденциях в общественных или гуманитарных науках решила посвятить специальный раздел 12
Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. Вечерняя лекция//Материалы XVIII Междунар. психол. конгр. — М., 1966. — С. 2.
Глава 1. Проблема человека в современной науке
изучению междисциплинарных связей и еще один раздел положению этих дисцип лин в системе наук»13. В своем блестящем и глубоком обзоре Пиаже последователь но рассмотрел междисциплинарные связи психологии с математикой, физикой, ки бернетикой, общей биологией, генетикой, социологией, политической экономией, лингвистикой, логикой. В заключение он сказал: «...я хотел выразить чувство неко торой гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в сис теме наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в пси хологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, лингвистических, экономических и других факторов, которые изучаются всеми на уками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координации, которые выражают структуру реальности, но овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в развитии»14. Фактически вся работа XVIII Международного психологического конгресса в Москве подтвердила правильность этих положений и важную роль психологии в раз витии междисциплинарных связей. В работе конгресса приняли участие наряду с психологами математики, физики, химики, физиологи, врачи, инженеры, социологи, педагоги. Это позволило обсудить различные аспекты психологических проблем, ко торые многократно рассматривались на разных симпозиумах. Современная психология представляет собой сильно разветвленную систему тео ретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах многих наук. Доста точно перечислить некоторые из них: математическая психология и психофизика, ин женерная и космическая психология, психофизиология, нейропсихология и меди цинская психология, генетика поведения, возрастная и педагогическая психология, психолингвистика, социальная психология и т. д. Благодаря этому разветвлению и все более расширяющимся связям с другими науками о человеке, обществе и природе достигается высокая эффективность исследования человека в различных видах его деятельности и на разных фазах развития в зависимости от социальных, биогенных и абиогенных факторов, в различных условиях существования, включая экстремаль ные условия, создаваемые космическими полетами, глубоководными погружениями, длительной сенсорной изоляцией и т. д. Подобной разносторонности и комплексно сти изучения человека наука не знала еще десятилетие назад. Огромный прогресс в этом отношении связан с успешным развитием междисциплинарных связей психо логии с другими науками и исследованиями широчайшего круга проблем — от эле ментарных психических процессов до сложнейших интегральных образований, пси хологической структуры личности, мотивации поведения и динамики взаимодействия людей в различных видах деятельности. В связи с важными сдвигами, выдвигающими проблему человека в центр совре менной науки, существенно изменяется положение психологии в общей системе 13 14
Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. Вечерняя лекция // Материалы XVIII Междунар. психол. конгр. — М., 1966. — С. 3. Там же. - С. 36.
Человек как предмет познания
научного познания. Психология становится важным орудием связи между всеми сред ствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и об щественных наук в новом синтетическом человекознании. На протяжении многих десятилетий положение психологии в системе наук скла дывалось как нельзя более драматически. Ее определяли то как науку естественную (биологическую), то как науку общественную (историческую), то как «смешанную» (биосоциальную и социобиологическую). Известны попытки увековечить подобную двойственность психологии и констатировать существование двух психологии — опи сательной и объяснительной. Так или иначе, промежуточное положение психологии, относящейся к наукам об обществе и природе одновременно, всегда расценивалось как своего рода аномалия научного познания, принципиальный дефект психологи ческого познания. Однако в настоящее время «дефект» психологии, ее «аномалия» оборачиваются принципиальными выгодами для всей современной науки. Объединение естествознания и истории происходит в значительной мере на почве психологии, своеобразие которой заключается в том, что изучаемый ею человек как субъект может быть понят цикличность и индивид (целостный организм) одновремен но. Более того, психологическое познание человека становится в современных усло виях одной из общих моделей человекознания, поскольку исследование многообраз ных отношений человека к миру невозможно без исследования его сложнейшей струк туры, а эту структуру тем более нельзя понять вне системы отношений человека к обществу и природе, звеном которых он является. Общие модели человекознания, объединяющие законы истории и природы че ловека, должны быть моделями его исторической природы. К их построению бли же всего современная психология в силу ее «ключевого», по выражению Ж. Пиа же, положения в системе наук о человеке, благодаря осуществляемой ею функции связи между естествознанием и обществознанием, определяющими ее развитие. Именно в этой функции связи мы всегда видели историческую миссию психоло гии, и опыт развития науки за последнее десятилетие подтвердил правильность та кой оценки. Речь Ж. Пиаже («Восприятие пространства и времени») на XVIII Международ ном психологическом конгрессе, а также симпозиум «Восприятие пространства и времени» подтвердили, что события развернулись именно так, как представлялось в 1957 г., когда положение психологии было еще очень нелегким и о междисциплинар ных связях в изучении человека и общества говорить было, как казалось многим, преждевременным. Позволим себе полностью привести здесь заключительную часть нашей статьи «Человек как общая проблема современной науки»: «Познание зако номерностей психической деятельности человека раскрывает основные природные и общественно-исторические источники развития человека, взаимосвязи которых порождают целостность человека и многообразие его отношений к объективной действительности. Нам представляется, что недооценка теоретического и практи ческого значения психологии не только не есть признак научного прогресса, но, на против, есть проявление раздробленности и разобщенности между естественными и общественными науками о человеке. Необходимые взаимосвязи между естествен ными и общественными науками о человеке нельзя обеспечить полностью без все-
Глава
1. Проблема человека в современной науке
стороннего развития психологической науки, объединяющей естествознание и исто рию, медицину и педагогику, технические и экономические науки в целостном изучении человека»15. Потребности социалистического общества, ход научного познания настоя тельно требуют всестороннего познания человека основными средствами современной науки. Организация комплексных научных исследований в этой области является на зревшим делом, весьма важным для всех областей практической работы с людьми. В настоящее время в Ленинградском государственном университете сложились два новых крупных центра, осуществляющих сложные программы подобных междисцип линарных исследований: Институт комплексных социальных исследований, вклю чающий ряд лабораторий различных профилей (от экономического и социологиче ского до социально-психологического и антропологического), и факультет психо логии в качестве одного из центров человекознания. Итак, междисциплинарные связи в изучении человека и общества, в которых про является интеграция научных дисциплин, воплощаются в комплексные проблемы коллективных исследований, и, надо полагать, обособленность наук осталась в про шлом16. В связи с этим новым явлением в научном развитии возникают проблемы, затра гивающие структуру научного познания в целом, в том числе проблема классифика ции наук на современном этапе их развития. Ж. Пиаже в уже упоминавшейся лекции особо отметил, что «нельзя ничего понять в классификации наук, если ее рассматри вать статично, в то время как познание находится в вечном становлении или в непре рывном формировании»17. Поэтому он критически относится к различным линейным классификациям, начиная с классификации О. Конта. По мнению Ж. Пиаже, в каждой науке следует рассматривать: а) объект, б) теоре тическую структуру, в) собственную эпистемологию, а поэтому современная класси фикация наук должна носить нелинейный характер. Вместе с тем Ж. Пиаже считает, что подобная трехмерность позволяет более точно дифференцировать междисцип линарные связи. На примере психологии это положение поясняется следующим обра зом: «Если логика, математика или физика ни в коей мере не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах, то они зависят от нее в своей эпистемо логии, так как все эти науки являются результатом частной или общей деятельности субъекта или организма над объектами, и как раз психология, опираясь на биологию, дает объяснение этим действиям. Поэтому психология занимает центральное место
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»