ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук
Одним из наиболее характерных проявлений интеграции научных дисциплин в области человекознания можно считать развитие междисциплинарных связей, осо­ бенно между психологией и многими науками, естественными и общественными. На XVIII Международном психологическом конгрессе (Москва, август 1966 г.) выдающийся швейцарский ученый Ж. Пиаже в лекции «Психология, междисципли­ нарные связи и система наук» справедливо подчеркнул соответствие в области есте­ ственных и точных наук (например, между физикой и математикой), в области же общественных наук о человеке наблюдается, по его словам, обратное положение: «Приходится с беспокойством констатировать, насколько незначителен обмен меж­ ду науками, возможно, в силу отсутствия четких иерархических связей между ними»12. Вопрос о недостаточном развитии междисциплинарных связей в области изуче­ ния общества и человека приобрел международный характер: «Эти недостатки на­ столько значительны, что ЮНЕСКО в общем докладе о современных тенденциях в общественных или гуманитарных науках решила посвятить специальный раздел
12

Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. Вечерняя лекция//Материалы XVIII Междунар. психол. конгр. — М., 1966. — С. 2.

Глава 1. Проблема человека в современной науке

изучению междисциплинарных связей и еще один раздел положению этих дисцип­ лин в системе наук»13. В своем блестящем и глубоком обзоре Пиаже последователь­ но рассмотрел междисциплинарные связи психологии с математикой, физикой, ки­ бернетикой, общей биологией, генетикой, социологией, политической экономией, лингвистикой, логикой. В заключение он сказал: «...я хотел выразить чувство неко­ торой гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в сис­ теме наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в пси­ хологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, лингвистических, экономических и других факторов, которые изучаются всеми на­ уками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координации, которые выражают структуру реальности, но овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в развитии»14. Фактически вся работа XVIII Международного психологического конгресса в Москве подтвердила правильность этих положений и важную роль психологии в раз­ витии междисциплинарных связей. В работе конгресса приняли участие наряду с психологами математики, физики, химики, физиологи, врачи, инженеры, социологи, педагоги. Это позволило обсудить различные аспекты психологических проблем, ко­ торые многократно рассматривались на разных симпозиумах. Современная психология представляет собой сильно разветвленную систему тео­ ретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах многих наук. Доста­ точно перечислить некоторые из них: математическая психология и психофизика, ин­ женерная и космическая психология, психофизиология, нейропсихология и меди­ цинская психология, генетика поведения, возрастная и педагогическая психология, психолингвистика, социальная психология и т. д. Благодаря этому разветвлению и все более расширяющимся связям с другими науками о человеке, обществе и природе достигается высокая эффективность исследования человека в различных видах его деятельности и на разных фазах развития в зависимости от социальных, биогенных и абиогенных факторов, в различных условиях существования, включая экстремаль­ ные условия, создаваемые космическими полетами, глубоководными погружениями, длительной сенсорной изоляцией и т. д. Подобной разносторонности и комплексно­ сти изучения человека наука не знала еще десятилетие назад. Огромный прогресс в этом отношении связан с успешным развитием междисциплинарных связей психо­ логии с другими науками и исследованиями широчайшего круга проблем — от эле­ ментарных психических процессов до сложнейших интегральных образований, пси­ хологической структуры личности, мотивации поведения и динамики взаимодействия людей в различных видах деятельности. В связи с важными сдвигами, выдвигающими проблему человека в центр совре­ менной науки, существенно изменяется положение психологии в общей системе
13 14

Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. Вечерняя лекция // Материалы XVIII Междунар. психол. конгр. — М., 1966. — С. 3. Там же. - С. 36.

Человек как предмет познания

научного познания. Психология становится важным орудием связи между всеми сред­ ствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и об­ щественных наук в новом синтетическом человекознании. На протяжении многих десятилетий положение психологии в системе наук скла­ дывалось как нельзя более драматически. Ее определяли то как науку естественную (биологическую), то как науку общественную (историческую), то как «смешанную» (биосоциальную и социобиологическую). Известны попытки увековечить подобную двойственность психологии и констатировать существование двух психологии — опи­ сательной и объяснительной. Так или иначе, промежуточное положение психологии, относящейся к наукам об обществе и природе одновременно, всегда расценивалось как своего рода аномалия научного познания, принципиальный дефект психологи­ ческого познания. Однако в настоящее время «дефект» психологии, ее «аномалия» оборачиваются принципиальными выгодами для всей современной науки. Объединение естествознания и истории происходит в значительной мере на почве психологии, своеобразие которой заключается в том, что изучаемый ею человек как субъект может быть понят цикличность и индивид (целостный организм) одновремен­ но. Более того, психологическое познание человека становится в современных усло­ виях одной из общих моделей человекознания, поскольку исследование многообраз­ ных отношений человека к миру невозможно без исследования его сложнейшей струк­ туры, а эту структуру тем более нельзя понять вне системы отношений человека к обществу и природе, звеном которых он является. Общие модели человекознания, объединяющие законы истории и природы че­ ловека, должны быть моделями его исторической природы. К их построению бли­ же всего современная психология в силу ее «ключевого», по выражению Ж. Пиа­ же, положения в системе наук о человеке, благодаря осуществляемой ею функции связи между естествознанием и обществознанием, определяющими ее развитие. Именно в этой функции связи мы всегда видели историческую миссию психоло­ гии, и опыт развития науки за последнее десятилетие подтвердил правильность та­ кой оценки. Речь Ж. Пиаже («Восприятие пространства и времени») на XVIII Международ­ ном психологическом конгрессе, а также симпозиум «Восприятие пространства и времени» подтвердили, что события развернулись именно так, как представлялось в 1957 г., когда положение психологии было еще очень нелегким и о междисциплинар­ ных связях в изучении человека и общества говорить было, как казалось многим, преждевременным. Позволим себе полностью привести здесь заключительную часть нашей статьи «Человек как общая проблема современной науки»: «Познание зако­ номерностей психической деятельности человека раскрывает основные природные и общественно-исторические источники развития человека, взаимосвязи которых порождают целостность человека и многообразие его отношений к объективной действительности. Нам представляется, что недооценка теоретического и практи­ ческого значения психологии не только не есть признак научного прогресса, но, на­ против, есть проявление раздробленности и разобщенности между естественными и общественными науками о человеке. Необходимые взаимосвязи между естествен­ ными и общественными науками о человеке нельзя обеспечить полностью без все-

Глава

1. Проблема человека в современной науке

стороннего развития психологической науки, объединяющей естествознание и исто­ рию, медицину и педагогику, технические и экономические науки в целостном изучении человека»15. Потребности социалистического общества, ход научного познания настоя­ тельно требуют всестороннего познания человека основными средствами современной науки. Организация комплексных научных исследований в этой области является на­ зревшим делом, весьма важным для всех областей практической работы с людьми. В настоящее время в Ленинградском государственном университете сложились два новых крупных центра, осуществляющих сложные программы подобных междисцип­ линарных исследований: Институт комплексных социальных исследований, вклю­ чающий ряд лабораторий различных профилей (от экономического и социологиче­ ского до социально-психологического и антропологического), и факультет психо­ логии в качестве одного из центров человекознания. Итак, междисциплинарные связи в изучении человека и общества, в которых про­ является интеграция научных дисциплин, воплощаются в комплексные проблемы коллективных исследований, и, надо полагать, обособленность наук осталась в про­ шлом16. В связи с этим новым явлением в научном развитии возникают проблемы, затра­ гивающие структуру научного познания в целом, в том числе проблема классифика­ ции наук на современном этапе их развития. Ж. Пиаже в уже упоминавшейся лекции особо отметил, что «нельзя ничего понять в классификации наук, если ее рассматри­ вать статично, в то время как познание находится в вечном становлении или в непре­ рывном формировании»17. Поэтому он критически относится к различным линейным классификациям, начиная с классификации О. Конта. По мнению Ж. Пиаже, в каждой науке следует рассматривать: а) объект, б) теоре­ тическую структуру, в) собственную эпистемологию, а поэтому современная класси­ фикация наук должна носить нелинейный характер. Вместе с тем Ж. Пиаже считает, что подобная трехмерность позволяет более точно дифференцировать междисцип­ линарные связи. На примере психологии это положение поясняется следующим обра­ зом: «Если логика, математика или физика ни в коей мере не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах, то они зависят от нее в своей эпистемо­ логии, так как все эти науки являются результатом частной или общей деятельности субъекта или организма над объектами, и как раз психология, опираясь на биологию, дает объяснение этим действиям. Поэтому психология занимает центральное место

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
Где центр тяжести летящей ракеты?
Індивідуальна вартість джерел капіталу
ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ЧИННИКИ, ЩО ОБУМОВЛЮЮТЬ НЕОБХІД...
СУТНІСТЬ, ВИДИ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РОЗВИТКУ ІНФЛЯЦІЇ


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 2891 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП