ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Анализ конфликта
Несмотря на то что в практике широко используется метод «анализа кон­
кретных случаев» и во многих других областях деятельности часто возникает
задача анализа ситуаций, процесс анализа конфликта редко освещается в ли­
тературе.
Один из немногих и последних примеров — это работа Р. Фишера по про­
блемам межгрупповых конфликтов, снабженная иллюстрациями анализа по­
литических конфликтов. Фишер, также отмечая игнорирование конфликто­
логией анализа конфликтов, понимает под последним первоначальное и вза­
имное изучение, дифференциацию и прояснение источников конфликта и
процессов взаимодействия, характеризующих как его историю, так и его те­
кущее проявление. Эта фаза, по его мнению, вводит в «феноменологическое
объяснение» конфликта, в котором стороны совместно идентифицируют,
различают и устанавливают приоритеты существенных элементов конфликта
способом, который ведет их к взаимному эмпатическому пониманию.
В такой трактовке анализ конфликта становится важной стадией конструк­
тивного разрешения конфликтов. Как считает Фишер, основные принципы
анализа конфликта могут быть сформулированы следующим образом.
1. Анализ конфликта должен быть направлен на источники и типы кон­
фликта и процессы взаимодействия и эскалации, которые привели к те­
перешнему состоянию конфликта.
2. Анализ конфликта должен описывать потребности, ценности, интересы
и позиции в связи с главными спорными вопросами.
3. Анализ конфликта должен быть направлен на восприятия, когниции,
потребности, опасения и цели каждой стороны и должен делать воз­
можными взаимное прояснение ситуации, взаимный обмен признания­
ми, гарантиями и потенциальными вкладами между сторонами.
4. Анализ конфликта требует ясной и честной коммуникации, в которой
стороны восприимчивы к общим ошибкам в восприятии и когнициях
и развивают эмпатическое понимание друг друга.
i Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 4 7
5. Анализ конфликта может быть облегчен умелым и беспристрастным
консультантом — третьей стороной, которая усиливает мотивацию,
улучшает коммуникацию, регулирует взаимодействие и помогает диаг­
нозу, поставляя релевантные концепты социальной науки (Fisher, 1994,
р. 50-53).
Изложенные Р. Фишером принципы представляют несомненный интерес,
однако они относятся уже к самому переговорному процессу между сторона­
ми, нас же интересует предварительный анализ конфликта.
К. Крессел и Д. Пруитт, пытаясь систематизировать действия медиатора,
выделяют в качестве одного из видов рефлексивное вмешательство, которое
относится к действиям медиатора, направленным на его собственную ориен­
тацию в споре и создание базы своей последующей деятельности. Рефлексив­
ные действия делятся на три вида.
1. Обеспечение доступа к конфликту — речь идет об усилиях, которые мо­
жет (или должен) предпринять медиатор, чтобы получить согласие или
разрешение на посредничество.
2. Установление контакта — действия, предпринимаемые медиатором,
чтобы добиться своего принятия спорящими сторонами, направленные
на установление раппорта, благоприятствующего доверию участников
спора к мотивам и умениям медиатора. По мнению многих исследовате­
лей, установление раппорта является наиболее важной задачей медиа­
тора, а его неудачи часто рассматриваются как следствие недостаточно­
го доверия к нему участников конфликта. В свою очередь считается,
что доверие зависит от непредвзятости, беспристрастности и нейтраль­
ности медиатора.
3. Диагностика относится прежде всего к тому, имеют ли стороны доста­
точную мотивацию и возможности для разрешения конфликта, а также
к выбору тактик медиаторства и другим его аспектам (Kressel, Pruitt,
1985).
Нередко в психологической литературе речь идет о трудностях анализа
конфликта, который может быть основан на ряде сложных проблем, частично
неосознаваемых, частично игнорируемых или просто скрываемых его участ­
никами, при этом за конкретным предметом разногласий сторон реально мо­
жет стоять другая, более сложная проблем; обсуждение этих вопросов может
породить сомнения в принципиальной возможности анализа конфликта. Как
отмечает В. А. Смехов, в связи с задачей психологической диагностики и кор­
рекции конфликтных взаимоотношений в семье, «как правило, участники
семейных конфликтов выглядят в консультации не столько как противо­
борствующие стороны, адекватно осознавшие свои цели, сколько как жертвы
своих собственных неосознаваемых личностных особенностей» (Смехов, 1985,
с. 83).
Аналогично Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис указывают на следующие
трудности, возникающие при получении необходимой информации при пси-4 4 8 Часть III. Разрешение конфликтов
хотерапевтической работе с семьей: проблема интимности («скрываемость»
информации по соображениям морального характера или культурной табуи-
рованности), проблема изменчивости (быстрая сменяемость событий семей­
ной жизни) и проблема разбросанности данных («проживание» разных явле­
ний семейной жизни в разных сферах ее жизнедеятельности, в силу чего
какие-то из проблем обнаруживаются только в определенном контексте)
(1999, с. 291).
Когда терапевт наблюдает за семьей, его захлестывает изобилие сведений. Нужно
провести границы, выделить сильные стороны, отметить проблемы, изучить взаи­
модополняющие функции. Чтобы извлечь из этих сведений какой-то смысл, тера­
певт отбирает их и организует в некую структуру... При этом он отсекает многие
области, которые хотя и интересны, но не способствуют достижению терапевтиче­
ской цели, стоящей перед ним в данный момент.
...Научиться этому нелегко. Мы все ориентируемся на содержание. Мы любим
следить за сюжетом, нам не терпится узнать, чем кончится дело. Однако терапевт,
ориентированный на содержание, может попасть в ловушку, превратившись в не­
кое подобие колибри. Привлекаемый роскошным многоцветьем аффективного
расстройства в семье, он перепархивает с проблемы на проблему. Он получает
много информации, удовлетворяет свое любопытство и, возможно, доставляет
удовольствие семье, но польза от его сеансов сводится лишь к сбору данных.
К концу сеанса терапевт может запутаться в многообразии проблем. А семья впол­
не может испытать привычное разочарование: они рассказали о своих проблемах
терапевту, а «он ничем нам не помог».
С. Минухин, Ч. Фигиман
Нам представляется, что эти сложности иногда в немалой степени порож­
дены бесперспективной идеей поиска «истины», что, бесспорно, является за­
труднительным. Задача анализа конфликта на начальной стадии работы пси­
холога сводится не к поиску «истины», а к пониманию того, как конфликтная
ситуация воспринимается ее участниками.
Решение проблемы «нужной» информации — одна из важнейших сторон
работы терапевта, и принцип «чем больше, тем лучше» не способствует эф­
фективной организации терапевтического процесса.
Исходя из опыта собственной работы, мы считаем важным уточнение сле­
дующих аспектов конфликта.
1. Участники конфликта. В психологическом конфликте не все участни­
ки конфликтной ситуации могут принимать активное участие в кон­
фликтном взаимодействии. Теоретически участником конфликта, од­
нако, является любой участник ситуации, чьи интересы этой ситуацией
затронуты и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта.
Однако это не означает, что все причастные к конфликтной ситуации
лица должны быть привлечены к ее разрешению, в отдельных случаях
это может оказаться невозможным или нецелесообразным. Например,
фактическим участником конфликта между молодыми супругами яв-Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 4 9
ляется мать одного из них, живущая отдельно, но оказывающая нега­
тивное влияние на их отношения своим постоянным вмешательством
в их жизнь. В других супружеских конфликтах их участником нередко
является ребенок, но привлекать его к диалогу родителей часто нежела­
тельно. В таких случаях важно определить, каковы интересы отсутст­
вующей стороны и каким образом то или иное решение может на них
отразиться.
2. Проблемное поле конфликта. За конкретными проблемами, являющи­
мися причинами разногласий участников конфликта, может стоять не­
кое основное, или базисное противоречие, доминантное для данного
конфликта. Например, противоречие между представлениями супругов
о взаимных семейных обязанностях может быть источником множест­
венных разногласий по частным проблемам. В основе конфликта между
двумя руководящими сотрудниками организации может лежать борьба
за власть, которая приводит к постоянным разногласиям по поводу тех
или иных аспектов деятельности. Видение конфликтной ситуации че­
рез формулировку ее основного противоречия обеспечивает более объ­
ективный взгляд на конфликт и позволяет избежать оценочной пози­
ции. При этом часто обнаруживаются типичные причины нарушений
во взаимодействии и отношениях людей, что и заставляет расценивать
эти нарушения как распространенные трудности интерперсонального
общения, а не как «вину» одного человека по отношению к другому:
1) когда говорят о причине конфликта, обычно имеют в виду конкрет­
ные обстоятельства взаимодействия людей, когда что-то в их дейст­
виях или поведении приводит к их столкновению. В отдельных кон­
фликтах их причина непосредственно предшествует развитию собы­
тий, и предмет разногласий четко определяется противостоящими
сторонами;
2) довольно часто, однако, открытому столкновению предшествует
скрытое развитие конфликта в виде растущего напряжения или не­
доверия между сторонами. В этих случаях у участников взаимодей­
ствия могут накапливаться взаимные претензии, и открытое столк­
новение становится формой их проявления. Переход конфликта из
скрытого плана в пласт открытого конфликтного взаимодействия
часто сопровождается событием, которое называется поводом воз­
никновения конфликта.
3. Позиции и интересы. В конфликтологической литературе принято раз­
личать позиции и интересы участников конфликта. При этом позиция
участника конфликта — это его точка зрения на затронутую конфлик­
том проблему, выражаемое им несогласие, предъявляемые претензии,
неудовлетворенность и т. д. Позиция может не отражать интересы участ­
ника конфликта, которые и должны быть основной плоскостью поиска
соглашения между сторонами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ конфликта» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Класична теорія фінансування
Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
Викид плазми на Сонці досяг Землі
Процес кредитування клієнтів банку
СТАНОВЛЕННЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ В УКРАЇНІ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1651 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП