Несмотря на то что в практике широко используется метод «анализа кон кретных случаев» и во многих других областях деятельности часто возникает задача анализа ситуаций, процесс анализа конфликта редко освещается в ли тературе. Один из немногих и последних примеров — это работа Р. Фишера по про блемам межгрупповых конфликтов, снабженная иллюстрациями анализа по литических конфликтов. Фишер, также отмечая игнорирование конфликто логией анализа конфликтов, понимает под последним первоначальное и вза имное изучение, дифференциацию и прояснение источников конфликта и процессов взаимодействия, характеризующих как его историю, так и его те кущее проявление. Эта фаза, по его мнению, вводит в «феноменологическое объяснение» конфликта, в котором стороны совместно идентифицируют, различают и устанавливают приоритеты существенных элементов конфликта способом, который ведет их к взаимному эмпатическому пониманию. В такой трактовке анализ конфликта становится важной стадией конструк тивного разрешения конфликтов. Как считает Фишер, основные принципы анализа конфликта могут быть сформулированы следующим образом. 1. Анализ конфликта должен быть направлен на источники и типы кон фликта и процессы взаимодействия и эскалации, которые привели к те перешнему состоянию конфликта. 2. Анализ конфликта должен описывать потребности, ценности, интересы и позиции в связи с главными спорными вопросами. 3. Анализ конфликта должен быть направлен на восприятия, когниции, потребности, опасения и цели каждой стороны и должен делать воз можными взаимное прояснение ситуации, взаимный обмен признания ми, гарантиями и потенциальными вкладами между сторонами. 4. Анализ конфликта требует ясной и честной коммуникации, в которой стороны восприимчивы к общим ошибкам в восприятии и когнициях и развивают эмпатическое понимание друг друга. i Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 4 7 5. Анализ конфликта может быть облегчен умелым и беспристрастным консультантом — третьей стороной, которая усиливает мотивацию, улучшает коммуникацию, регулирует взаимодействие и помогает диаг нозу, поставляя релевантные концепты социальной науки (Fisher, 1994, р. 50-53). Изложенные Р. Фишером принципы представляют несомненный интерес, однако они относятся уже к самому переговорному процессу между сторона ми, нас же интересует предварительный анализ конфликта. К. Крессел и Д. Пруитт, пытаясь систематизировать действия медиатора, выделяют в качестве одного из видов рефлексивное вмешательство, которое относится к действиям медиатора, направленным на его собственную ориен тацию в споре и создание базы своей последующей деятельности. Рефлексив ные действия делятся на три вида. 1. Обеспечение доступа к конфликту — речь идет об усилиях, которые мо жет (или должен) предпринять медиатор, чтобы получить согласие или разрешение на посредничество. 2. Установление контакта — действия, предпринимаемые медиатором, чтобы добиться своего принятия спорящими сторонами, направленные на установление раппорта, благоприятствующего доверию участников спора к мотивам и умениям медиатора. По мнению многих исследовате лей, установление раппорта является наиболее важной задачей медиа тора, а его неудачи часто рассматриваются как следствие недостаточно го доверия к нему участников конфликта. В свою очередь считается, что доверие зависит от непредвзятости, беспристрастности и нейтраль ности медиатора. 3. Диагностика относится прежде всего к тому, имеют ли стороны доста точную мотивацию и возможности для разрешения конфликта, а также к выбору тактик медиаторства и другим его аспектам (Kressel, Pruitt, 1985). Нередко в психологической литературе речь идет о трудностях анализа конфликта, который может быть основан на ряде сложных проблем, частично неосознаваемых, частично игнорируемых или просто скрываемых его участ никами, при этом за конкретным предметом разногласий сторон реально мо жет стоять другая, более сложная проблем; обсуждение этих вопросов может породить сомнения в принципиальной возможности анализа конфликта. Как отмечает В. А. Смехов, в связи с задачей психологической диагностики и кор рекции конфликтных взаимоотношений в семье, «как правило, участники семейных конфликтов выглядят в консультации не столько как противо борствующие стороны, адекватно осознавшие свои цели, сколько как жертвы своих собственных неосознаваемых личностных особенностей» (Смехов, 1985, с. 83). Аналогично Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис указывают на следующие трудности, возникающие при получении необходимой информации при пси-4 4 8 Часть III. Разрешение конфликтов хотерапевтической работе с семьей: проблема интимности («скрываемость» информации по соображениям морального характера или культурной табуи- рованности), проблема изменчивости (быстрая сменяемость событий семей ной жизни) и проблема разбросанности данных («проживание» разных явле ний семейной жизни в разных сферах ее жизнедеятельности, в силу чего какие-то из проблем обнаруживаются только в определенном контексте) (1999, с. 291). Когда терапевт наблюдает за семьей, его захлестывает изобилие сведений. Нужно провести границы, выделить сильные стороны, отметить проблемы, изучить взаи модополняющие функции. Чтобы извлечь из этих сведений какой-то смысл, тера певт отбирает их и организует в некую структуру... При этом он отсекает многие области, которые хотя и интересны, но не способствуют достижению терапевтиче ской цели, стоящей перед ним в данный момент. ...Научиться этому нелегко. Мы все ориентируемся на содержание. Мы любим следить за сюжетом, нам не терпится узнать, чем кончится дело. Однако терапевт, ориентированный на содержание, может попасть в ловушку, превратившись в не кое подобие колибри. Привлекаемый роскошным многоцветьем аффективного расстройства в семье, он перепархивает с проблемы на проблему. Он получает много информации, удовлетворяет свое любопытство и, возможно, доставляет удовольствие семье, но польза от его сеансов сводится лишь к сбору данных. К концу сеанса терапевт может запутаться в многообразии проблем. А семья впол не может испытать привычное разочарование: они рассказали о своих проблемах терапевту, а «он ничем нам не помог». С. Минухин, Ч. Фигиман Нам представляется, что эти сложности иногда в немалой степени порож дены бесперспективной идеей поиска «истины», что, бесспорно, является за труднительным. Задача анализа конфликта на начальной стадии работы пси холога сводится не к поиску «истины», а к пониманию того, как конфликтная ситуация воспринимается ее участниками. Решение проблемы «нужной» информации — одна из важнейших сторон работы терапевта, и принцип «чем больше, тем лучше» не способствует эф фективной организации терапевтического процесса. Исходя из опыта собственной работы, мы считаем важным уточнение сле дующих аспектов конфликта. 1. Участники конфликта. В психологическом конфликте не все участни ки конфликтной ситуации могут принимать активное участие в кон фликтном взаимодействии. Теоретически участником конфликта, од нако, является любой участник ситуации, чьи интересы этой ситуацией затронуты и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. Однако это не означает, что все причастные к конфликтной ситуации лица должны быть привлечены к ее разрешению, в отдельных случаях это может оказаться невозможным или нецелесообразным. Например, фактическим участником конфликта между молодыми супругами яв-Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 4 9 ляется мать одного из них, живущая отдельно, но оказывающая нега тивное влияние на их отношения своим постоянным вмешательством в их жизнь. В других супружеских конфликтах их участником нередко является ребенок, но привлекать его к диалогу родителей часто нежела тельно. В таких случаях важно определить, каковы интересы отсутст вующей стороны и каким образом то или иное решение может на них отразиться. 2. Проблемное поле конфликта. За конкретными проблемами, являющи мися причинами разногласий участников конфликта, может стоять не кое основное, или базисное противоречие, доминантное для данного конфликта. Например, противоречие между представлениями супругов о взаимных семейных обязанностях может быть источником множест венных разногласий по частным проблемам. В основе конфликта между двумя руководящими сотрудниками организации может лежать борьба за власть, которая приводит к постоянным разногласиям по поводу тех или иных аспектов деятельности. Видение конфликтной ситуации че рез формулировку ее основного противоречия обеспечивает более объ ективный взгляд на конфликт и позволяет избежать оценочной пози ции. При этом часто обнаруживаются типичные причины нарушений во взаимодействии и отношениях людей, что и заставляет расценивать эти нарушения как распространенные трудности интерперсонального общения, а не как «вину» одного человека по отношению к другому: 1) когда говорят о причине конфликта, обычно имеют в виду конкрет ные обстоятельства взаимодействия людей, когда что-то в их дейст виях или поведении приводит к их столкновению. В отдельных кон фликтах их причина непосредственно предшествует развитию собы тий, и предмет разногласий четко определяется противостоящими сторонами; 2) довольно часто, однако, открытому столкновению предшествует скрытое развитие конфликта в виде растущего напряжения или не доверия между сторонами. В этих случаях у участников взаимодей ствия могут накапливаться взаимные претензии, и открытое столк новение становится формой их проявления. Переход конфликта из скрытого плана в пласт открытого конфликтного взаимодействия часто сопровождается событием, которое называется поводом воз никновения конфликта. 3. Позиции и интересы. В конфликтологической литературе принято раз личать позиции и интересы участников конфликта. При этом позиция участника конфликта — это его точка зрения на затронутую конфлик том проблему, выражаемое им несогласие, предъявляемые претензии, неудовлетворенность и т. д. Позиция может не отражать интересы участ ника конфликта, которые и должны быть основной плоскостью поиска соглашения между сторонами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ конфликта» з дисципліни «Психологія конфлікту»