Контакт посредника с клиентами имеет те же характеристики, что и любой другой консультативный контакт. Смысл этого термина близок тому содер жанию, которое Роджерс вкладывает в понятие помогающих отношений. Под ними он понимает «отношения, в которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими» (Роджерс, 1994, с. 81). Созвучно этому Р. Джордж и Т. Кристиани определя ют консультативный контакт как «уникальный динамичный процесс, во вре мя которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потен циал осмысленной жизни» (цит. по: Кочюнас, 1999, с. 47). Основными пара метрами такого контакта авторы считают его эмоциональную природу (ско рее, чем когнитивную), интенсивность, динамичность, конфиденциальность, оказание поддержки и добросовестность. Психологическое посредничество заимствует некоторые принципы медиа- торства, поэтому работа психолога в роли посредника отличается некоторы ми особенностями, характерными для форм участия третьих лиц в переговор ном процессе. Наиболее важной среди них является принцип нейтральности, соблюде ние которого считается важнейшим условием успешной деятельности любо го посредника в переговорном процессе, в том числе и психолога-посредника, поскольку именно нейтральная позиция третьей стороны является основой доверия к ней участников конфликта. Традиционное понимание нейтрально сти третьей стороны сводится к ее незаинтересованности в преимуществе того или иного участника конфликтной ситуации, в «победе» его позиции, в ре ализации его интересов и т. д. Не входит ли этот принцип в противоречие с общепризнанным для психологической практической работы представле нием о необходимости безусловного и безоценочного принятия всех аспектов субъективного мира клиента — то, что вслед за Роджерсом определяется его последователями как «безусловное позитивное отношение»? Нейтральность в психологическом смысле — это прежде всего безоценоч- ность позиции психолога. Позитивная или негативная оценка — это принятие или отвержение позиции человека, это наше отношение к его действиям и т. д. Известно, что Роджерс именно склонность оценивать, судить, одобрять или не одобрять рассматривает как основное препятствие, основную помеху в межличностном общении (Роджерс, 1994, с. 392). В своих работах он обосно вывает и отстаивает идею понимания без оценки и его исключительно пози тивного влияния и на процесс общения, и на личность — в случае психотера певтического контакта — клиента. Деструктивный эффект оценочности уси-4 4 4 Часть III. Разрешение конфликтов ливается при эмоциональной вовлеченности участников в ситуацию, что, как ранее указывалось, является неизбежным элементом конфликтного взаимо действия. В работах Роджерса, в сущности, можно найти и психологическое обосно вание медиаторства, хотя он прямо и не ставил перед собой этой задачи: «Третье лицо, способное отстраниться от своих собственных чувств и оценок, может очень помочь, выслушивая с пониманием каждого индивида или груп пу и проясняя мнения и отношения каждой стороны... Влияние такого "пони мающего катализатора" в группе позволяет ее членам в своих отношениях все ближе и ближе подойти к объективной истине. Таким образом, начинается взаимное общение, и достижение определен ного согласия становится значительно более вероятным. Поэтому мы можем утверждать, что, хотя при наличии сильных эмоций до стигнуть понимания с оппонентом гораздо труднее, наш опыт показывает, что в условиях небольшой группы нейтральный понимаю щий лидер или терапист, выступающий как "катализатор", могут преодолеть это препят ствие» (там же, с. 396). Таким образом, именно безоценочная по зиция, по утверждению Роджерса, приводит к тому, что «барьеры защитного характера уди вительно быстро исчезают, как только люди обнаруживают, что единственное намерение — понимать, а не оценивать их» (там же, с. 399). Наше психологи ческое понимание нейтральности в полной мере созвучно тому, что Роджерс называет безоценочностью. Требование необходимости нейтральной пози ции посредника, в частности, может найти теоретическое обоснование в многочисленных фактах влияния «приписывания» причин поведения или «интенций» партнеру по общению на дальнейшее поведение самого «наблю дателя» (Хекхаузен, т. 1, с. 73). Существуют и экспериментальные исследова ния, показывающие, что нейтральное отношение к партнеру, так же как и по зитивное (в отличие от негативного), увеличивает степень самораскрытия (Derlega V. et al., 1987). Примеры реализации нейтральной позиции можно найти и в описаниях конкретной работы психотерапевта. Например, С. Минухин и Ч. Фишман указывают на его «активную», но «нейтральную» позицию, что никак не ис ключает его присоединение к семье и оказание ей поддержки (Минухин, Фишман, 1998, с. 40, 47). Это не означает, однако, что проблема нейтральности не вызывает вопро сов, когда психолог реализует ее практически. Нейтральность в поведении посредника в конфликте — необходимая, но трудно удерживаемая позиция в силу потребности его участников получить от терапевта подтверждение своей правоты, пытаясь «перетянуть его на свою сторону», представляя свою Нейтральность - это больше, чем про сто неприятие чьей-то стороны в кон фликте; это осознание того, что причи ной группового конфликта не может быть один человек или событие. Это не может служить поводом для порицания, так как ни одна часть поля или личность не может быть «плохой» без участия всей системы. Нет деспота без жертвы, не существует напряженности без людей, которые стремятся избежать ее! А. Минделл Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 4 5 позицию более справедливой, свое поведение более «правильным», а себя — «жертвой» партнера. Фишман описывает следующий эпизод из своей прак тики. В течение двух месяцев он работал с супружеской парой, которая за это время добилась существенных успехов в преодолении своих трудностей: По существу они смогли перейти тот рубеж, на котором прежде обычно происхо дило размывание их трудностей благодаря привлечению третьего лица, и получи ли возможность разрешить некоторые свои разногласия. Но однажды жена позвонила терапевту и сказала, что хотела бы в начале сле дующего сеанса побеседовать с ним наедине. Терапевт согласился. В начале сеанса жена и терапевт заходят в его кабинет, а муж ждет в коридоре. Жена. Фрэнк меня не понимает. Всякий раз, стоит мне заикнуться о том, как я беспокоюсь за свою мать, он выходит из себя. Фишман. Это касается только вас с Фрэнком. Он должен присутствовать здесь, чтобы ответить (Минухин, Фишман, 1998, с. 143). Фишман, комментируя этот эпизод, говорит о том, что если бы он позво лил женщине жаловаться на своего мужа, это означало бы не только «недо пустимое вовлечение терапевта» в их отношения, но и «лишило бы мужа и жену возможности самостоятельно уладить свои разногласия». Добавим к этому, что даже «разовое» присоединение терапевта к позиции одной из сторон разрушает процесс посредничества и, что еще опаснее, может обост рить конфликт, усиливая позицию одного из участников и ослабляя позицию другого и вообще меняя схему конфликта (теперь их двое против одного). Таким образом, психолог, выступая в роли посредника, должен сохранить нейтральность по отношению к позиции участника конфликта, не стать его «адвокатом», иначе возможность посредничества будет исключена. Посред ник не судья, и он не должен принимать собственных решений, касающихся конфликта. Посредник не может выносить своих оценок по поводу проблемы конфликта и поведения его участников, не должен «присоединяться» к по зиции участников, так как в этом случае он не сможет оказать им эффективную помощь. Его нейтральность, однако, не означает бесстрастности или равнодушия. Участники конфликта должны чувствовать заинтересо ванность посредника в успешном разрешении конфликта — но не в победе какой-либо из сторон. Обратившийся к посреднику человек должен уйти с чувством того, что посредник понимает его проблемы, заинтересован в ус пешном решении конфликта, но не будет яв ляться «адвокатом» его позиции. Положение посредника часто осложняется тем, что обратившиеся к нему люди, как пра вило, ждут от него помощи, советов, поддерж- Во время первого сеанса с такой воин ственной парой терапевт может ска зать: «Вы правы» - жене и «Вы тоже правы» - немедленно ощетинившему ся мужу. А затем продолжить: «Однако за то, чтобы чувствовать себя правым и несправедливо обиженным, придется заплатить дорогую цену - ваша совме стная жизнь будет несчастной». Прав да, это не слишком мягкий прием присоединения, однако такой вызов («чума на оба ваших дома») дает по нять, что терапевт принимает к сердцу проблемы этой пары. С. Минухин, Ч. Фишман 4 4 6 Часть III. Разрешение конфликтов ки своей точки зрения. Они ждут, что своей компетентностью или своим ав торитетом он решит проблему в их пользу или, по крайней мере, укрепит их в сознании своей правоты. Устоять в этой ситуации направленных на тебя ожиданий (тем более, если у посредника возникает иллюзия, что он видит простой и эффективный спо соб решения проблемы) можно только при абсолютной уверенности в том, что самую большую помощь людям можно принести, не решая за них пробле мы, а помогая им самим их решить. Вспомним часто используемую сейчас по говорку о том, что если человек голоден, то лучше дать ему не рыбу, а удочку. Если у человека есть проблема, то лучше дать ему не конкретное решение, а способ, инструмент решения своих проблем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Контакт посредника с клиентом» з дисципліни «Психологія конфлікту»