Работа терапевта с реальными ситуациями межличностных отношений
Описание психологического посредничества мы предварим обращением к опыту психологической работы с реальными ситуациями межличностных отношений и взаимодействия людей. Еще раз отметим, что в случае психотера певтической работы речь идет скорее о внутренней проработке индивидуаль ных проблем человека, в том числе и межличностных, в консультировании — о выработке стратегий преобразования человеком ситуации; в данном случае мы будем говорить о работе с конкретными межличностными отношениями. Принцип одновременной работы с несколькими участниками ситуации имеет давнюю историю. Е. В. Сидоренко, упоминая о методе А. Адлера одно временного консультирования детей, родителей и воспитателей, ссылается на его работу 1932 года (Сидоренко, 1995, с. 3). В данном случае мы обратимся к психологической работе с проблемами интерперсонального общения, когда терапевт вступает в непосредственный одновременный контакт с участника ми взаимодействия. Наиболее «продвинутой» в области психологической работы с «социаль ными единицами» является семейная терапия, где наряду с традиционными 4 3 0 Часть III. Разрешение конфликтов формами индивидуальной и групповой психотерапии используются и новые практики, например супружеская психотерапия, направленная на помощь се мейной паре в преодолении семейных конфликтов и гармонизации их отно шений. При этом акцент часто делается на проблемах мотивации партнеров по браку, которые могут быть источником дисгармонии в их отношениях, на не эффективных паттернах их взаимодействия и на возможностях или препят ствиях к личностной реализации членов семьи. Наиболее распространенным в настоящее время является поведенческий подход. Типичная схема работы с проблемами взаимодействия включает несколько этапов: 1) заявление про блемы супругами в терминах поведения; 2) высказывание ими своих чувств; 3) попытка решения супругами своих проб лем с помощью предложения вариантов, от бор наиболее приемлемых вариантов с после дующим обсуждением, поиск соглашения, от вечающего ряду критериев (Психотерапевти ческая энциклопедия, 1998, с. 613-614). В любом случае «все семейные терапевты сходятся во мнении, что с дисфункциональ ными аспектами семейного гомеостаза нужно бороться» (Минухин, Фишман, 1998, с. 71). Однако способы решения этой задачи могут быть различными. С. Минухин описывает три возможных под хода к семейной терапии. Один из них — он связывает его с именем К. Витакера — исходит из следующего положения: «чтобы изменить целое, нужно добиться индивидуальных изменений у каж дого члена семьи». Другой — стратегический подход — ориентирован на «ис правление конкретных дисфункциональных аспектов семьи», поскольку про блемы «идентифицированного пациента» поддерживаются организацией семьи, с которой и надо работать. Структурный подход исходит из того, что семья — это целостный организм, сложная система, которая «функциониру ет ниже своих возможностей». Целью терапевтической работы становятся це лостные изменения в семейной системе, к которым и стремится терапевт, бросая вызов организации семьи. При этом могут использоваться разные стратегии, которые Минухин обозначает как «вызов симптому», «вызов се мейной структуре» и «вызов семейной реальности». «Вызов симптому» заключается в том, что семья, имеющая проблемы, обыч но связывает свои трудности с кем-то из ее членов — «носителем симптома». Задача терапевта в этом случае состоит в том, чтобы «поставить под сомнение существующее в семье определение проблемы и характер реакции на нее», преследуя цель «изменить или переформулировать представление семьи о проблеме». «Вызов структуре семьи»- — это попытка изменить сложившиеся стандарты и стереотипы взаимодействия: «бросая вызов правилам», терапевт Терапевт - это человек, который рас ширяет контексты, создавая такой но вый контекст, в котором становится возможным исследование неизвестно го ранее. Он поддерживает членов се мьи и поощряет их экспериментиро вание с такими видами поведения, ко торые прежде ограничивала семейная система. С появлением новых возмож ностей семейный организм усложняет ся и вырабатывает более приемлемые альтернативные решения проблем. С. Минухин, Ч. Фишман Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 3 1 изменяет привычные схемы отношений, подсистемы семьи, функции отдель ных членов семьи и т. д. в направлении усиления ее приспособительного по тенциала. «Вызов семейной реальности» — это способ ее «переконструирова ния», прежде всего за счет изменения восприятия семьи, системы семейных отношений и взаимодействий ее членами. Наиболее впечатляющим примером работы с взаимодействием людей яв ляется неоднократно упоминавшийся нами подход самого С. Минухина. Он исходит из того уже описывавшегося представления, что хотя семья, как пра вило, связывает свои проблемы с одним из ее членов и ожидает от терапевта работы, направленной исключительно на него, на самом деле этот «иденти фицированный пациент» — лишь «носитель симптома», а истинные причины проблем семьи — дисфункциональные взаимодействия в семье, и, следова тельно, необходимо изменение этих взаимодействий. Таким образом, объек том работы становится целостная система семьи, для обозначения которой С. Минухин использует слово «холон», обозначающее целостные системы, состоящие из нескольких частей. Сам Минухин так формулирует различия между работой терапевта, рабо тающего с отдельным человеком, и семейного терапевта: «Терапевт, работаю щий с индивидом, говорит своему пациенту: "Изменись, поработай над собой, и ты будешь развиваться". Терапевт, работающий с семьей, воздействует на другом уровне. Члены семьи могут измениться лишь в том случае, если изме нятся контексты, в которых они живут. Поэтому семейный терапевт призы вает их: "Помогите другому измениться, и это позволит измениться вам во взаимоотношениях с ним и изменит вас обоих в рамках холона"» (Минухин, Фишман, 1998, с. 78). Цель работы терапевта связана с изменением отноше ний в этом холоне: «...Супружеский холон должен научиться преодолевать конфликты, которые неизбежно возникают, когда два человека создают новое целое, — будь то вопрос о том, надо ли закрывать на ночь окна в спальне, или разногласия по поводу семейного бюджета. Выработка действующих стерео типов проявления и разрешения конфликтов — важнейшая сторона такого первоначального периода» (там же, с. 30). В чем заключается искусство семейной терапии? Оно означает, что нужно вклю читься в семью, воспринимать действительность так, как воспринимают ее члены семьи, и принимать участие в повторяющихся взаимодействиях, которые образу ют структуру семьи и формируют мышление и поведение людей. Оно означает, что такое включение нужно использовать как средство стать фактором, вызываю щим изменения, который действует в рамках семейной системы и осуществляет свои вмешательства так, как это возможно только в данной семье, с целью создать иной, более продуктивный способ существования. Это означает, что нужно войти в лабиринт, который представляет собой семья, и дать ей в руки нить Ариадны. С. Минухин, Ч. Фишман Для достижения своих целей терапевт использует разнообразные приемы. Такой прием, как инсценировка, Минухин сравнивает с танцем и выделяет 4 3 2 Часть III. Разрешение конфликтов в нем три фигуры: «В первой фигуре терапевт наблюдает спонтанные взаимо действия в семье и решает, какие дисфункциональные области следует выде лить. Во второй фигуре терапевт создает сценарии, по которым члены семьи исполняют свой дисфункциональный танец в его присутствии. А в третьей фигуре терапевт предлагает альтернативные способы взаимодействия. По следняя фигура может обозначить перспективы и вселить в семью надежду» (с. 87). Таким образом, терапевт в ходе сеанса создает определенные события, побуждает членов семьи справляться с проблемами при помощи непривыч ных для них способов взаимодействия, поддерживает их успешные действия и надежду на позитивные изменения. Большое значение при этом приобретает то, как складываются отношения проблемной семьи с психотерапевтом, какую позицию он занимает в процес се работы. В частности, существует определенный риск того, что терапевт окажется «втянутым в поле семьи» и это помешает его терапевтическим уси лиям. В качестве одного из возможных решений этой проблемы предлагается использование группы терапевтов или терапевта и помощника, что обеспечи вает некий «баланс» в их взаимодействии с семьей, а если нужно, то и опреде ленную конфронтацию, противостояние в интересах терапевтического про цесса. Очевидно, наиболее оптимальным вариантом, как предлагает Мину хин, является способность терапевта «чувствовать себя свободно при самых разных уровнях вовлеченности» и использовать как приемы конфронтации, так и нейтральной позиции или обособления — в общем, применять самые разные методы. Работая с семьей, Минухин допускает использование оценок и проявления собственного отношения к высказываниям участников тера певтического процесса. Например, обращаясь к женщине и комментируя ее диалог с мужем, он говорит: «Я думаю, люди иногда чувствуют подавлен ность, когда им, как вашему мужу, приходится быть неискренними. Ваш муж не склонен высказываться напрямик. В вашей семье очень много неискренно сти, потому что вы, в сущности, очень хорошие люди и очень стараетесь не огорчать друг друга. И поэтому вам приходится очень много лгать с самыми лучшими намерениями» (там же, с. 42). В качестве еще одного примера работы с обоими участниками конфликта укажем на практику Н. Пезешкиана. Пезешкиан считает, что «пары являются особым случаем семейной терапии»: «Пара совместно обращается за помо щью к терапевту. Предметом терапии могут стать проблемы в их отношениях или их отношениях с окружением — детьми, родственниками супруга, на ра боте и так далее. Оба партнера приходят на занятие вместе и своим поведе нием дают терапевту пример того, как они взаимодействуют друг с другом. Терапевт может непосредственно вмешиваться и пытаться изменить их пове дение или же может вести их к когнитивной дифференциации конфликта и осознанию возможностей изменения форм взаимодействия» (Пезешкиан, 1993, с. 79). Отмечая отличия семейной терапии, основным объектом которой являет ся семья, от индивидуальной, где устанавливаются двусторонние отношения Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 3 3 между терапевтом и индивидом, Пезешкиан считает, что в случае невозмож ности вовлечь все конфликтующие стороны в терапевтический процесс мож но работать с отдельным пациентом. Это может повлиять на сопротивление других членов семьи и побудить их включиться в занятия. Если же этого не происходит, то возможна другая стратегия — работа с одним из членов семьи, изменение его позиции и семейной роли в свою очередь нарушает правила взаимодействия в семье и тем самым оказывает терапевтическое воздействие на всю семью. Пезешкиан называет это «семейная терапия без партнера». С этой целью, например, могут использоваться инструкции для выполнения самостоятельных «домашних заданий». Для преодоления межличностных конфликтов предлагается стратегия, включающая пять стадий: 1) наблюде ние/дистанцирование, предполагающее отказ от критики и стереотипных оценок; 2) инвентаризация, направленная на оценку негативных и позитив ных способностей партнера, характерных или желательных для самого паци ента; 3) ситуативное поощрение как подкрепление «правильного» поведение партнера; 4) вербализация — использование соответствующих конструктив ных правил для обсуждения проблем с партнером; 5) расширение целей, на правленное на выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных возможностей и без переноса негативного опыта. Пе зешкиан подчеркивает, что «на каждой из этих пяти ступеней человек рас сматривается как социальное существо, живущее в сообществе, в котором оно развивается и в котором возникают его конфликты», «позитивная семейная терапия обращается к семье, в которой живет пациент» (с. 185). Существуют и другие достаточно разнообразные возможности психологи ческой работы с конкретной межличностной ситуацией клиента — от диалога самого психолога с клиентом до группового тренинга, в процессе которого из меняются привычные для человека представления о его взаимодействии с людьми. Тот же Пезешкиан упоминает группы позитивной самопомощи. Они работают в трех основных направлениях: взаимоотношения типа «врач — па циент», «учитель — ученик», «юрист — клиент» и т. д.; отношения врачей (юристов, учителей и др.) к своим коллегам и профессионалам в смежных об ластях; отношение участников занятий к своим собственным семьям (Пезеш киан, 1993, с. 215). При этом предметом работы является актуальный кон фликт, на проработке которого и делается акцент в занятиях группы. На близких идеях основывается практика отечественного психолога Е. В. Сидоренко, форму которой она сама определяет как «реориентацион- ный тренинг». Программа тренинга, направленного на преодоление трудно стей и развитие сотрудничества во взаимодействии взрослых и детей, вклю чает в себя и осознание участниками собственных проблем и трудностей в этом взаимодействии, и построение на этой основе «демократических» (по выражению автора) отношений с детьми. Сидоренко подчеркивает, что «ре- ориентация должна трактоваться не как изменение курса, а как раскрытие це лого "веера" возможностей» человека, что «помогает ему почти незаметно для себя преодолевать те "кристаллизованные паттерны поведения", которые пре-4 3 4 Часть III. Разрешение конфликтов пятствуют движению в непривычных направлениях» (Сидоренко, 1995, с. 4). Опираясь на конкретные трудные ситуации во взаимодействии взрослых (ро дителей и педагогов), психолог ведет их к новому видению своих проблем, овладению продуктивными способами их преодоления и в конечном счете к формированию нового стиля взаимодействия. Таким образом, в рамках терапевтических подходов (особенно семейной терапии) развиваются идеи и формы работы, которые, в сущности, имеют своей целью изменение сложившихся форм отношений людей, осознание и прояснение того, что игнорируется или подавляется ими, и переход на но вый, более подлинный уровень взаимодействия, который может быть обозна чен как диалогическое общение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Работа терапевта с реальными ситуациями межличностных отношений» з дисципліни «Психологія конфлікту»