ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Работа терапевта с реальными ситуациями межличностных отношений
Описание психологического посредничества мы предварим обращением
к опыту психологической работы с реальными ситуациями межличностных
отношений и взаимодействия людей. Еще раз отметим, что в случае психотера­
певтической работы речь идет скорее о внутренней проработке индивидуаль­
ных проблем человека, в том числе и межличностных, в консультировании —
о выработке стратегий преобразования человеком ситуации; в данном случае
мы будем говорить о работе с конкретными межличностными отношениями.
Принцип одновременной работы с несколькими участниками ситуации
имеет давнюю историю. Е. В. Сидоренко, упоминая о методе А. Адлера одно­
временного консультирования детей, родителей и воспитателей, ссылается на
его работу 1932 года (Сидоренко, 1995, с. 3). В данном случае мы обратимся
к психологической работе с проблемами интерперсонального общения, когда
терапевт вступает в непосредственный одновременный контакт с участника­
ми взаимодействия.
Наиболее «продвинутой» в области психологической работы с «социаль­
ными единицами» является семейная терапия, где наряду с традиционными 4 3 0 Часть III. Разрешение конфликтов
формами индивидуальной и групповой психотерапии используются и новые
практики, например супружеская психотерапия, направленная на помощь се­
мейной паре в преодолении семейных конфликтов и гармонизации их отно­
шений.
При этом акцент часто делается на проблемах мотивации партнеров по
браку, которые могут быть источником дисгармонии в их отношениях, на не­
эффективных паттернах их взаимодействия и на возможностях или препят­
ствиях к личностной реализации членов семьи. Наиболее распространенным
в настоящее время является поведенческий подход. Типичная схема работы
с проблемами взаимодействия включает несколько этапов: 1) заявление про­
блемы супругами в терминах поведения; 2) высказывание ими своих чувств;
3) попытка решения супругами своих проб­
лем с помощью предложения вариантов, от­
бор наиболее приемлемых вариантов с после­
дующим обсуждением, поиск соглашения, от­
вечающего ряду критериев (Психотерапевти­
ческая энциклопедия, 1998, с. 613-614).
В любом случае «все семейные терапевты
сходятся во мнении, что с дисфункциональ­
ными аспектами семейного гомеостаза нужно
бороться» (Минухин, Фишман, 1998, с. 71).
Однако способы решения этой задачи могут
быть различными.
С. Минухин описывает три возможных под­
хода к семейной терапии. Один из них — он
связывает его с именем К. Витакера — исходит из следующего положения:
«чтобы изменить целое, нужно добиться индивидуальных изменений у каж­
дого члена семьи». Другой — стратегический подход — ориентирован на «ис­
правление конкретных дисфункциональных аспектов семьи», поскольку про­
блемы «идентифицированного пациента» поддерживаются организацией
семьи, с которой и надо работать. Структурный подход исходит из того, что
семья — это целостный организм, сложная система, которая «функциониру­
ет ниже своих возможностей». Целью терапевтической работы становятся це­
лостные изменения в семейной системе, к которым и стремится терапевт,
бросая вызов организации семьи. При этом могут использоваться разные
стратегии, которые Минухин обозначает как «вызов симптому», «вызов се­
мейной структуре» и «вызов семейной реальности».
«Вызов симптому» заключается в том, что семья, имеющая проблемы, обыч­
но связывает свои трудности с кем-то из ее членов — «носителем симптома».
Задача терапевта в этом случае состоит в том, чтобы «поставить под сомнение
существующее в семье определение проблемы и характер реакции на нее»,
преследуя цель «изменить или переформулировать представление семьи о
проблеме». «Вызов структуре семьи»- — это попытка изменить сложившиеся
стандарты и стереотипы взаимодействия: «бросая вызов правилам», терапевт
Терапевт - это человек, который рас­
ширяет контексты, создавая такой но­
вый контекст, в котором становится
возможным исследование неизвестно­
го ранее. Он поддерживает членов се­
мьи и поощряет их экспериментиро­
вание с такими видами поведения, ко­
торые прежде ограничивала семейная
система. С появлением новых возмож­
ностей семейный организм усложняет­
ся и вырабатывает более приемлемые
альтернативные решения проблем.
С. Минухин, Ч. Фишман Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 3 1
изменяет привычные схемы отношений, подсистемы семьи, функции отдель­
ных членов семьи и т. д. в направлении усиления ее приспособительного по­
тенциала. «Вызов семейной реальности» — это способ ее «переконструирова­
ния», прежде всего за счет изменения восприятия семьи, системы семейных
отношений и взаимодействий ее членами.
Наиболее впечатляющим примером работы с взаимодействием людей яв­
ляется неоднократно упоминавшийся нами подход самого С. Минухина. Он
исходит из того уже описывавшегося представления, что хотя семья, как пра­
вило, связывает свои проблемы с одним из ее членов и ожидает от терапевта
работы, направленной исключительно на него, на самом деле этот «иденти­
фицированный пациент» — лишь «носитель симптома», а истинные причины
проблем семьи — дисфункциональные взаимодействия в семье, и, следова­
тельно, необходимо изменение этих взаимодействий. Таким образом, объек­
том работы становится целостная система семьи, для обозначения которой
С. Минухин использует слово «холон», обозначающее целостные системы,
состоящие из нескольких частей.
Сам Минухин так формулирует различия между работой терапевта, рабо­
тающего с отдельным человеком, и семейного терапевта: «Терапевт, работаю­
щий с индивидом, говорит своему пациенту: "Изменись, поработай над собой,
и ты будешь развиваться". Терапевт, работающий с семьей, воздействует на
другом уровне. Члены семьи могут измениться лишь в том случае, если изме­
нятся контексты, в которых они живут. Поэтому семейный терапевт призы­
вает их: "Помогите другому измениться, и это позволит измениться вам во
взаимоотношениях с ним и изменит вас обоих в рамках холона"» (Минухин,
Фишман, 1998, с. 78). Цель работы терапевта связана с изменением отноше­
ний в этом холоне: «...Супружеский холон должен научиться преодолевать
конфликты, которые неизбежно возникают, когда два человека создают новое
целое, — будь то вопрос о том, надо ли закрывать на ночь окна в спальне, или
разногласия по поводу семейного бюджета. Выработка действующих стерео­
типов проявления и разрешения конфликтов — важнейшая сторона такого
первоначального периода» (там же, с. 30).
В чем заключается искусство семейной терапии? Оно означает, что нужно вклю­
читься в семью, воспринимать действительность так, как воспринимают ее члены
семьи, и принимать участие в повторяющихся взаимодействиях, которые образу­
ют структуру семьи и формируют мышление и поведение людей. Оно означает,
что такое включение нужно использовать как средство стать фактором, вызываю­
щим изменения, который действует в рамках семейной системы и осуществляет
свои вмешательства так, как это возможно только в данной семье, с целью создать
иной, более продуктивный способ существования. Это означает, что нужно войти
в лабиринт, который представляет собой семья, и дать ей в руки нить Ариадны.
С. Минухин, Ч. Фишман
Для достижения своих целей терапевт использует разнообразные приемы.
Такой прием, как инсценировка, Минухин сравнивает с танцем и выделяет 4 3 2 Часть III. Разрешение конфликтов
в нем три фигуры: «В первой фигуре терапевт наблюдает спонтанные взаимо­
действия в семье и решает, какие дисфункциональные области следует выде­
лить. Во второй фигуре терапевт создает сценарии, по которым члены семьи
исполняют свой дисфункциональный танец в его присутствии. А в третьей
фигуре терапевт предлагает альтернативные способы взаимодействия. По­
следняя фигура может обозначить перспективы и вселить в семью надежду»
(с. 87). Таким образом, терапевт в ходе сеанса создает определенные события,
побуждает членов семьи справляться с проблемами при помощи непривыч­
ных для них способов взаимодействия, поддерживает их успешные действия
и надежду на позитивные изменения.
Большое значение при этом приобретает то, как складываются отношения
проблемной семьи с психотерапевтом, какую позицию он занимает в процес­
се работы. В частности, существует определенный риск того, что терапевт
окажется «втянутым в поле семьи» и это помешает его терапевтическим уси­
лиям. В качестве одного из возможных решений этой проблемы предлагается
использование группы терапевтов или терапевта и помощника, что обеспечи­
вает некий «баланс» в их взаимодействии с семьей, а если нужно, то и опреде­
ленную конфронтацию, противостояние в интересах терапевтического про­
цесса. Очевидно, наиболее оптимальным вариантом, как предлагает Мину­
хин, является способность терапевта «чувствовать себя свободно при самых
разных уровнях вовлеченности» и использовать как приемы конфронтации,
так и нейтральной позиции или обособления — в общем, применять самые
разные методы. Работая с семьей, Минухин допускает использование оценок
и проявления собственного отношения к высказываниям участников тера­
певтического процесса. Например, обращаясь к женщине и комментируя ее
диалог с мужем, он говорит: «Я думаю, люди иногда чувствуют подавлен­
ность, когда им, как вашему мужу, приходится быть неискренними. Ваш муж
не склонен высказываться напрямик. В вашей семье очень много неискренно­
сти, потому что вы, в сущности, очень хорошие люди и очень стараетесь не
огорчать друг друга. И поэтому вам приходится очень много лгать с самыми
лучшими намерениями» (там же, с. 42).
В качестве еще одного примера работы с обоими участниками конфликта
укажем на практику Н. Пезешкиана. Пезешкиан считает, что «пары являются
особым случаем семейной терапии»: «Пара совместно обращается за помо­
щью к терапевту. Предметом терапии могут стать проблемы в их отношениях
или их отношениях с окружением — детьми, родственниками супруга, на ра­
боте и так далее. Оба партнера приходят на занятие вместе и своим поведе­
нием дают терапевту пример того, как они взаимодействуют друг с другом.
Терапевт может непосредственно вмешиваться и пытаться изменить их пове­
дение или же может вести их к когнитивной дифференциации конфликта
и осознанию возможностей изменения форм взаимодействия» (Пезешкиан,
1993, с. 79).
Отмечая отличия семейной терапии, основным объектом которой являет­
ся семья, от индивидуальной, где устанавливаются двусторонние отношения Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 3 3
между терапевтом и индивидом, Пезешкиан считает, что в случае невозмож­
ности вовлечь все конфликтующие стороны в терапевтический процесс мож­
но работать с отдельным пациентом. Это может повлиять на сопротивление
других членов семьи и побудить их включиться в занятия. Если же этого не
происходит, то возможна другая стратегия — работа с одним из членов семьи,
изменение его позиции и семейной роли в свою очередь нарушает правила
взаимодействия в семье и тем самым оказывает терапевтическое воздействие
на всю семью. Пезешкиан называет это «семейная терапия без партнера».
С этой целью, например, могут использоваться инструкции для выполнения
самостоятельных «домашних заданий». Для преодоления межличностных
конфликтов предлагается стратегия, включающая пять стадий: 1) наблюде­
ние/дистанцирование, предполагающее отказ от критики и стереотипных
оценок; 2) инвентаризация, направленная на оценку негативных и позитив­
ных способностей партнера, характерных или желательных для самого паци­
ента; 3) ситуативное поощрение как подкрепление «правильного» поведение
партнера; 4) вербализация — использование соответствующих конструктив­
ных правил для обсуждения проблем с партнером; 5) расширение целей, на­
правленное на выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с
учетом его позитивных возможностей и без переноса негативного опыта. Пе­
зешкиан подчеркивает, что «на каждой из этих пяти ступеней человек рас­
сматривается как социальное существо, живущее в сообществе, в котором оно
развивается и в котором возникают его конфликты», «позитивная семейная
терапия обращается к семье, в которой живет пациент» (с. 185).
Существуют и другие достаточно разнообразные возможности психологи­
ческой работы с конкретной межличностной ситуацией клиента — от диалога
самого психолога с клиентом до группового тренинга, в процессе которого из­
меняются привычные для человека представления о его взаимодействии с
людьми. Тот же Пезешкиан упоминает группы позитивной самопомощи. Они
работают в трех основных направлениях: взаимоотношения типа «врач — па­
циент», «учитель — ученик», «юрист — клиент» и т. д.; отношения врачей
(юристов, учителей и др.) к своим коллегам и профессионалам в смежных об­
ластях; отношение участников занятий к своим собственным семьям (Пезеш­
киан, 1993, с. 215). При этом предметом работы является актуальный кон­
фликт, на проработке которого и делается акцент в занятиях группы.
На близких идеях основывается практика отечественного психолога
Е. В. Сидоренко, форму которой она сама определяет как «реориентацион-
ный тренинг». Программа тренинга, направленного на преодоление трудно­
стей и развитие сотрудничества во взаимодействии взрослых и детей, вклю­
чает в себя и осознание участниками собственных проблем и трудностей
в этом взаимодействии, и построение на этой основе «демократических» (по
выражению автора) отношений с детьми. Сидоренко подчеркивает, что «ре-
ориентация должна трактоваться не как изменение курса, а как раскрытие це­
лого "веера" возможностей» человека, что «помогает ему почти незаметно для
себя преодолевать те "кристаллизованные паттерны поведения", которые пре-4 3 4 Часть III. Разрешение конфликтов
пятствуют движению в непривычных направлениях» (Сидоренко, 1995, с. 4).
Опираясь на конкретные трудные ситуации во взаимодействии взрослых (ро­
дителей и педагогов), психолог ведет их к новому видению своих проблем,
овладению продуктивными способами их преодоления и в конечном счете
к формированию нового стиля взаимодействия.
Таким образом, в рамках терапевтических подходов (особенно семейной
терапии) развиваются идеи и формы работы, которые, в сущности, имеют
своей целью изменение сложившихся форм отношений людей, осознание
и прояснение того, что игнорируется или подавляется ими, и переход на но­
вый, более подлинный уровень взаимодействия, который может быть обозна­
чен как диалогическое общение.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Работа терапевта с реальными ситуациями межличностных отношений» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит виходу продукції рослинництва
ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...
Поняття та види банківських інвестицій
Індекс прибутковості
ІНФОРМАЦІЙНЕ ТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТВОРЕННЯ НАУКОМІ...


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 734 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП