ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Проблема метода: от оппозиции к интеграции, от запретов к свободе
При описании разнообразных теоретических подходов к пониманию кон­
фликтов мы констатировали, что речь не должна идти о выборе или предпо­
чтении того или иного способа их объяснения, поскольку фактически они
часто апеллировали к разной феноменологии, к разным явлениям конфликта
и реально продемонстрировали разнообразие возможных видов конфликт­
ных явлений. Соответственно и понимание этих конфликтов может быть
часто достигнуто через обращение к разным принципам их описания.
Рассмотрим в дидактических целях ситуацию, которую мы обсуждали со
студентами на занятиях с точки зрения ее возможных интерпретаций. Пред­
ставим себе женщину, жалующуюся на то, что ее пятилетний ребенок не хо­
чет ложиться спать, из-за чего вечерами между ними часто возникают ссоры.
С психоаналитической точки зрения переживания ребенка, связанные с от­
рывом от родителей, имеют вполне закономерный, понятный и объяснимый
характер. В целом подобные ситуации являются естественными в развитии
ребенка. Жестокий конфликт, переживаемый в детстве, нормален, задача пси­
хоаналитика — ослабить его, смягчить, сделать менее болезненным. Возмож­
но, однако, главным фокусом анализа этой ситуации сделать мать ребенка.
Может быть, у нее самой в детстве был сходный драматический опыт, и те-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 2 1
перь она воспроизводит его, проигрывая заново эту ситуацию. Или предста­
вим себе иной сюжет. О ней не очень заботились в детстве, и, когда все бегали
по двору и из окон вдруг начинало доноситься: «Петя, домой!», «Катя, пора
ужинать и спать!», ей так хотелось, чтобы и ее тоже позвали. Другие дети за­
видовали, что ей еще можно погулять, а она втайне завидовала им. Ее родите­
ли достаточно равнодушно относились к тому, когда она приходила и укла­
дывалась спать. Ей так не хватало родительской заботы, поэтому теперь она
воспроизводит ту же ситуацию с собственным ребенком.
Для анализа этого случая может быть применен и поведенческий подход.
Если анализировать поведение ребенка как обусловленное в решающей сте­
пени факторами ситуации, то нужно было бы задуматься в первую очередь
о том, что изменилось во внешней ситуации для него, что привело к измене­
ниям и проблемам в его поведении. Может быть, что-то напугало его? Он
стал бояться темноты? А может быть, что-то произошло в семье? В рамках
данного подхода вполне удовлетворительным прозвучало бы следующее объ­
яснение: ребенок прожил почти месяц у бабушки, она, по словам мамы, пота­
кает всем его капризам. Вот так, сказал бы психолог, ориентированный на по­
веденческие интерпретации, произошло научение данному поведению. Как
можно изменить его? Попробуем сделать для ребенка ситуацию укладывания
спать более привлекательной. Даже незнакомые с психологией родители чи­
тают ребенку перед сном сказку (взамен напевавшейся в прошлом колыбель­
ной), дают ему в постель любимую игрушку, оставляют включенным ночной
свет. Наиболее примитивный вариант позитивного подкрепления — «если
будешь хорошо вести себя и вовремя без капризов ложиться спать, пойдем
в воскресенье в зоопарк и я куплю тебе самое лучшее мороженое, какое ты
только захочешь; а будешь капризничать — ничего не будет».
Для когнитивистского подхода важен смысл, значение, придаваемое людь­
ми тем или иным жизненным ситуациям или событиям. Например, мы могли
бы прежде всего попытаться понять, почему данная ситуация вызывает у ма­
мы напряжение вплоть до ссор с ребенком, что придает ей драматической от­
тенок. Простой ответ — потому что ребенка надо уложить спать — является
в данном подходе недостаточным и неудовлетворительным. Спросив у мамы,
почему она так переживает по поводу капризов ребенка и его нежелания ло­
житься спать, мы можем получить очень разные ответы, разные интерпрета­
ции одной и той же ситуации. Что может стоять для нее за этим простым дей­
ствием — укладыванием ребенка спать? Во-первых, она может сказать, что
необходим же какой-то режим, да и воспитательница в садике говорила, что
в этом возрасте детей надо укладывать спать в девять часов и ни минутой поз­
же, а то они утром приходят невыспавшиеся и капризничают. Она может чув­
ствовать себя плохой мамой из-за того, что ее ребенок засыпает не вовремя,
к тому же ее собственная мама недовольна тем, что родители не могут ребен­
ка вовремя спать уложить. Интерпретация может иметь и совсем иной харак­
тер. Ребенок не слушается — и в этом все дело. Он всегда был послушным
и покладистым, и вдруг с ним возникают проблемы. Маме хочется, чтобы он 4 2 2 Часть III. Разрешение конфликтов
по-прежнему был «управляемым» мальчиком, это так выгодно отличает его
от детей ее приятельниц. И муж укоряет ее за то, что она не может справиться
с маленьким ребенком, и пугает тем, что будет дальше. Тогда версия ее разно­
гласий с ребенком скорее связана с потребностью контроля над ним, управле­
ния им, с ее установкой на то, что ребенок должен быть именно таким и по­
ступать именно так, как ей хочется. Или же — и это тоже вполне возможный
вариант — мама торопится уложить ребенка спать, потому что у нее еще
столько дел, и по дому надо кое-что сделать, и подруга просила обязательно
позвонить, и с работы принесла домой бумаги, в которых надо кое-что по­
смотреть, и т. д. и т. п. Тогда суть проблемы скорее в том, что мама не может,
не умеет заниматься своими делами, пока ребенок не спит. И ей надо «изба­
виться» от него, чтобы почувствовать, что она наконец-то может сделать что-
то для себя. Она не может, не умеет жить своей жизнью при ребенке, и поэто­
му для нее невольно становится важно, чтобы ребенок ложился пораньше, —
тогда только ее жизнь и начинается. Может быть, она и могла бы заняться
чем-то своим, но для нее характерно представление, что «правильная» мама
все свое время посвящает ребенку, а она же не хочет быть «неправильной»
мамой. Заниматься своими делами, предоставив ребенка самому себе, — это
«неправильно», поэтому надо сначала уложить его спать, а потом уже можно
и о себе подумать.
Этот простой пример иллюстрирует многообразие возможных интерпре­
таций даже самой обыденной ситуации человеческого взаимодействия. По­
нятно, что было бы совершенно неправомерно ставить вопрос таким образом,
что какие-то из обозначенных объяснений заведомо оказывались бы верными
или, напротив, заведомо нереалистичными. Отказ от былого противопостав­
ления и претензий на универсальные терапевтические возможности «своего»
метода привели к попыткам более трезвого анализа того, в каких случаях
целесообразно применение тех или иных подходов к работе с конфликтами.
Современная тенденция скорее проявляется в том, что ценность метода
оценивается не сама по себе, а по ее соответствию клиенту и его актуальной
ситуации. Трудно не согласиться с общим представлением, что «отбор паци­
ентов для специфического психотерапевтического подхода зависит от оценки
их потребности и способности инициировать различные процессы измене­
ния» (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 392). Однако практиче­
ское решение этой задачи оказывается непростым. Так, в той же «Психоте­
рапевтической энциклопедии» описываются характеристики пациента, для
которого «лучшим вариантом будет психоаналитическая психотерапия»: «то­
лерантность к фрустрации», «хороший контроль», «способность к продук­
тивной работе и поддержанию отношений с окружающими», «наличие чувст­
ва юмора и метафоричности мышления» и — как исходная точка — «осознан­
ность страдания или неудовлетворенности наряду с желанием понять себя
посредством самонаблюдения» (с. 392). Вряд ли терапевты какого-либо ино­
го теоретического направления, отличного от психоаналитического, отказа­
лись бы от клиента с такими показателями. С этим, похоже, согласны и сами Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 2 3
авторы «Психотерапевтической энциклопедии», применительно к когнитив­
ной психотерапии указывающие, что «она наиболее показана людям со спо­
собностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей» (с. 197).
Таким образом, найти персонологические корреляты потенциальной эф­
фективности или адекватности того или иного психотерапевтического мето­
да достаточно непросто. Возможно, этот поиск должен скорее вестись не на
основе тех или иных характеристик клиента, а исходя из особенностей пере­
живаемого им конфликта, тем более что, как мы видели, разные психологиче­
ские подходы в определенном смысле «специализируются» на разных видах
конфликтов.
Другая тенденция, характерная для современной психологической прак­
тики, — это тенденция к интеграции, появление новых, «синтетических» на­
правлений, которые невозможно было бы однозначно идентифицировать в
рамках привычных классификаций подходов. Уже отмечалось, что синтез по­
веденческого и когнитивного подходов — «когнитивно-поведенческая психо­
терапия» — оказался более плодотворным, чем практические успехи каждого
из этих направлений в «чистом» виде. Происходят перемены даже в такой
наиболее разработанной, устоявшейся, а потому и более консервативной прак­
тике работы, как психоанализ.
Но, пожалуй, еще более важным результатом отказа от противопоставле­
ния разных подходов и защиты «чистоты своих рядов» стало освобождение
самих психологов от прежних жестких канонов работы (традиции которых
были заложены многочисленными психоаналитическими процедурными та­
бу). Взгляд на клиента как на свободную творческую личность дал возмож­
ность и самим психологам ощутить свое собственное право на свободу и
творчество, в том числе и право выбора своих действий не «по правилам»,
право на импровизацию. Ведь конкретная практика не может быть заранее
уложена в отработанные схемы, и иногда психотерапевт в интересах клиента
решается на неожиданные шаги. Вспомним еще раз новеллу Ялома «Лечение
от любви» с ее героиней, семидесятилетней женщиной, восемь лет живущей
воспоминаниями о былом романе, которые стали для нее своего рода наваж­
дением. В течение пяти месяцев Ялом не мог ни изменить состояние своей
пациентки, ни избавить ее от этой фиксации. И тогда он принимает решение
включить в процесс работы с пациенткой ее бывшего возлюбленного, напря­
мую столкнув ее с реальностью. Шаг и нетрадиционный, и рискованный. Од­
нако именно он и оказался эффективным (Ялом, 1997).
Бывает очень трудно отнести процедуры реальной практической работы
к какому-то одному конкретному типу. В качестве заключительной иллюст­
рации приведем случай из практики, который как пример реализации своей
стратегии работы с проблемой выбора описывает Ф. Василюк. В консульта­
цию обратилась молодая женщина 22 лет, Т., которая оказалась в ситуации
выбора между двумя претендентами на ее руку. Терапевт предложил ей
представить себе свою жизнь в течение ближайших лет в случае выбора
в пользу одного, а затем в пользу другого. Далее произошла воображаемая 4 2 4 Часть III. Разрешение конфликтов
«встреча» клиентки с обеими женщинами, прожившими эти несколько лет
с каждым из ее потенциальных избранников (Василюк называет их «послан­
цами» из двух сценариев ее будущего). Затем состоялась «беседа» с челове­
ком, который является для клиентки воплощением мудрости, носителем со­
звучных ценностей, в чьем хорошем отношении к себе она уверена. Роль
этого на самом деле реально существующего человека на время взял на себя
терапевт. В этой роли он
...несколько минут побеседовал с Т., стараясь только оказать эмоциональную под­
держку и максимально ослабить лихорадочность внутреннего требования Т. от са­
мой себя быстрого принятия решения. Завершился этот короткий диалог сказоч­
ной рекомендацией: «Знаешь что — утро вечера мудренее. Ни о чем не думай,
ложись сегодня пораньше спать, завтра утром проснешься, и все само встанет на
свои места» (Василюк, 1997, с. 313).
Больше они не встретились, а терапевт впоследствии узнал, что Т. отказа­
ла обоим претендентам.
Мы привели этот пример (который проигрывает оттого, что он оказался
вне контекста общих рассуждений Ф. Василюка о психотехнике выбора),
чтобы продемонстрировать ранее обозначенные нами проблемы. К какому
типу практической психологической работы может быть отнесен этот реаль­
ный случай? Сам автор называет его «психотерапевтической консультаци­
ей». К какому направлению практической психологической работы могут
быть отнесены приемы, использовавшиеся терапевтом в ходе данной кон­
сультации? Могут ли они быть однозначно отнесены к какому-либо из из­
вестных направлений работы? Наконец, если эта встреча имела разовый ха­
рактер, можно ли говорить о «разовой психотерапии»? И, наконец, послед­
ний вопрос — имеют ли смысл все эти вопросы?
На наш взгляд, ставить подобные вопросы и искать на них ответы необхо­
димо. Безусловно, современные тенденции в развитии отечественной психо­
логии таковы, что развитие психологической практики идет столь быстрыми
темпами, «наверстывающими» годы невостребованности, что мы фактически
во многом не успеваем осмыслить происходящие процессы. Не хватает усто­
явшихся терминов, понятий с четко определенным содержанием, дифферен­
циации используемых процедур и техник, их корректного описания. Любой
профессионал понимает, что никакая практика не может обойтись без тео­
рии. Но было бы большой ошибкой предполагать, что развитие «техниче­
ской» стороны дела и накопление опыта сами по себе дадут ответы на все воз­
никающие проблемы. Путь «осознавания», который, как мы видели на при­
мере нашего анализа, фактически во всех современных направлениях практи­
ческой психологической работы выступает в качестве непременного условия
эффективного преодоления своих проблем человеком, должен быть пройден
и самой психологической практикой. Чтобы получить ответы, надо осознать
вопросы и сформулировать их.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблема метода: от оппозиции к интеграции, от запретов к свободе» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СТРУКТУРА ГРОШОВОГО ОБОРОТУ ЗА ЕКОНОМІЧНИМ ЗМІСТОМ ТА ФОРМОЮ ПЛАТ...
Класична теорія фінансування
Як наростити тИЦ без щомісячних платежів
Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
Основні поняття системи супутникового зв’язку


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 552 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП