ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Взаимодействие психолога и клиента
На протяжении всего обсуждения разных типов практической психологиче­
ской работы с конфликтами мы исходили из идеи инициирования, организа­
ции психологом диалога человека с самим собой или другими как способа,
помогающего осознать свои проблемы и научиться их преодолевать. Понятие
диалога в данном случае, подчеркнем еще раз, означает, что человек ведет
«честный» разговор с самим собой, не подавляя противоборствующие сторо­
ны своего «Я» и не игнорируя внутренние противоречия; то же относится и к
его — реальному или воображаемому — диалогу с другими. Более того, ис­
пользуемые терапевтами специальные процедуры организации этого диалога
«задают» равенство сторон. Однако этот идущий в самом клиенте диалог,
в свою очередь, «встроен» в другой процесс — в процесс взаимодействия кли­
ента с терапевтом, и этот процесс, отвечая формальному пониманию диалога
как контакта и беседы двоих, совсем не обязательно является подлинным
диалогом двух равноправных людей. Вспомним, каким был контакт терапев­
та и пациента в психоанализе — исторически первой психотерапии как спосо­
ба «лечения души». Фактически это было — в нашем современном понима­
нии — скорее избегание контакта. Впрочем, психоаналитическая процедура
с ее специфическим представлением о контакте между пациентом и терапев­
том уже давно подвергалась критике. Так, Морено, обращаясь к психоанали­
тикам, писал, что процедура их работы
«...допускает анализ, но исключает действие... Пациент пассивно располагался на
кушетке, аналитик садился позади него, чтобы его не видеть и избежать интерак­
ции... Ситуация была герметически закрытой... Вполне логично, что вашей про­
блемой стало изгнание жизни из врачебного кабинета и "бой с тенью" вместо тера­
певтического процесса» (Moreno, 1964, цит. по: Лейтц, 1994, с. 26-27).
Сегодня фактически речь уже не идет о каком-то определенном типе кон­
такта терапевта с пациентом, скорее о диапазоне возможных позиций психо­
лога в этом взаимодействии. Эта проблема затрагивается Р. Кочюнасом в связи
с обсуждением им вопроса о консультативном контакте, в котором выража-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 1 7
ются отношения клиента и консультанта, их установки и чувства друг к дру­
гу. В частности, он отмечает, что при терапии поведения «консультант явля­
ется активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера,
стремясь научить клиента более эффективному поведению»; в рационально-
эмотивной терапии (А. Эллиса) «консультант играет роль учителя, а кли­
ент — ученика», в экзистенциальной терапии — «отношение между консуль­
тантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный
встрече двух равноценных людей» (Кочюнас, 1999, с. 48-49).
Особенно принципиальные изменения отношения консультанта и клиен­
та претерпевают в гуманистической психологии, где
терапевтический союз не является отношениями врача и пациента (как в динами­
ческой психотерапии) или учителя и студента (как в поведенческой психотера­
пии), а представляет отношения одного человеческого существа к другому. Род­
жерс (1955) писал: «Я вступаю во взаимоотношения не как ученый, не как врач,
который может точно определить диагноз и лечение, но как личность, вступающая
в личные отношения» (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 124).
В целом возможные позиции терапевта различаются прежде всего по па­
раметру директивности/недирективности его поведения во взаимодействии
с клиентом. Директивное поведение терапевта связывается с такими пози­
циями, как руководитель, учитель, опекун и т. д., для обозначения недирек­
тивного поведения используются понятия партнера, консультанта, экспер­
та, помощника. Фактически «данный аспект взаимоотношений "психоте­
рапевт — пациент" отражает распределение в этой диаде (аналогично в
групповой психотерапии) власти, а значит, и ответственности за ход и ре­
зультаты лечения» (там же, 1998, с. 144).
Выбор той или иной позиции осуществляется терапевтом, исходя из его
представлений о том, какая из них окажется более эффективной с точки зре­
ния реализации психотерапевтического процесса и достижения его результата.
Директивные формы поведения (проявляющиеся в активной, доминирую­
щей позиции терапевта, направлении им процесса психотерапии, инструкти­
ровании пациента, использовании элементов внушения и т. д.), типичные для
начальных этапов становления психотерапевтической практики, несут на се­
бе отпечаток медицинской традиции взаимодействия врача и больного. Не­
директивные формы поведения терапевта, напротив, исходят из представле­
ния о низкой эффективности или даже возможном негативном эффекте его
директивной позиции. Обычные аргументы, приводимые в подтверждение
подобной точки зрения, связаны с отрицательным влиянием директивности
терапевта на процесс изменений в пациенте (или группе пациентов), так как
его «руководящая» позиция ограничивает самостоятельность клиентов и
снимает с них, по крайней мере частично, ответственность за происходящее.
Предпочтение недирективных форм поведения в современной практике пси­
хологической работы сложилось во многом под влиянием гуманистической 4 1 8 Часть III. Разрешение конфликтов
традиции К. Роджерса с его триадой качеств психотерапевта: эмпатия, приня­
тие, аутентичность. В отношениях психотерапевта и пациента отражаются
и принятые в обществе модели взаимоотношений, и представления самой
науки. В сущности, контакт между ними всегда описывается в терминах ру­
ководства или партнерства и соотношения соответствующих стратегий в об­
щем взаимодействии психотерапевта и клиента.
Вряд ли, однако, целесообразно говорить о преимуществе (с точки зрения
потенциальной эффективности) той или иной формы поведения терапевта
вообще, понятно, что необходим учет и других факторов, часто в конечном
счете играющих решающую роль (например, таких, как особенности клиен­
та). При пассивности и низкой мотивации пациента терапевт может исполь­
зовать более директивные формы работы, постепенно все более опираясь на
активность самого клиента. Опытный терапевт может владеть разными сти­
лями взаимодействия, что позволяет ему гибко варьировать элементы своего
ролевого поведения в зависимости от поведения клиента и протекания тера­
певтического процесса.
Особенно важным, на наш взгляд, аспектом обсуждаемой проблемы стано­
вится вопрос о границах возможного воздействия терапевта на клиента, в част­
ности его влияния на принимаемые клиентом решения. Дело в том, что «би-
полярность» самого явления конфликта, вызываемая им внутренняя «борь­
ба» в душе человека и тем более противостояние с другими располагают к по­
иску «истины», «правильного» ответа на возникающие вопросы. И за этим
ответом человек часто приходит к психологу, иногда действительно полагая,
что профессионал знает и понимает больше, чем он, а потому и сможет найти
правильное решение, а иногда явно или неявно рассчитывая на то, что психо­
лог просто возьмет на себя ответственность за него. Это делает особенно важ­
ной именно в практике работы с конфликтами проблему границ возможного
воздействия психолога на позицию клиента, его видение ситуации, прини­
маемые решения и т. д.
Меняется время, и меняются наши представления о свободе человеческой
личности, ее правах и мере воздействия на нее. В своих воспоминаниях Юнг
описывает следующий эпизод из своей практики. К нему был направлен па­
циент, которому был поставлен диагноз «алкоголическая неврастения» с
крайне неблагоприятным прогнозом. Этот человек происходил из богатой
и почтенной семьи, занимал ведущий пост в семейной компании, имел жену,
с внешней точки зрения его ситуация выглядела вполне благоприятно. Одна­
ко он много пил, и Юнг пришел к выводу, что у пациента невроз. Причиной
его невроза, по мнению Юнга, был «материнский комплекс». Пациент нахо­
дился в угнетающей его зависимости от матери, от давления которой он не
мог избавиться, так как был ей обязан работой и не мог решиться пойти про­
тив нее и лишиться из-за этого привычного комфорта и стабильности. Пред­
принятое лечение оказалось успешным, пациент чувствовал себя вполне здо­
ровым, однако Юнг предупредил его, что возвращение в прежнюю ситуацию
может привести к возобновлению его проблем. Так и произошло. Теперь Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 1 9
к Юнгу обратилась мать его пациента, контакт с которой лишь дополнитель­
но убедил терапевта в трудности взаимодействия с ней. Как поступил Юнг?
Я решился на насильственнный шаг. Я сказал матери, что алкоголизм делает ее
сына неспособным занимать тот пост, который он занимает. Я порекомендовал его
уволить, и она последовала моему совету — сын, естественно, пришел в бешенство.
Здесь я сделал то, что в нормальной ситуации считается неэтичным, то, что врач
себе позволять не должен. Но я знал, что ради самого пациента я вынужден был
пойти на такой шаг (Юнг, 1994, с. 128-129).
Приведенный пример, при всех оговорках, сделанных Юнгом, примечате­
лен своей несоразмерностью нашим сегодняшним представлениям о мере до­
пустимого воздействия психолога на ситуацию клиента. Как уже отмечалось,
предполагается, что по крайней мере отдельные виды консультирования до­
пускают возможность если не советов, то предложения и обсуждения альтер­
натив, рекомендации клиентам и т. д. Мэй говорит о возможности «изложить
клиенту все возможные варианты избавления его от проблемы».
Отечественные специалисты также признают, что психологическая помощь
может быть реализована и в виде необходимой психологической информа­
ции, они обсуждают принципиальную возможность «давания советов»; с дру­
гой стороны, постулируют недопустимость «решения проблемы» за самого
клиента. Эти противоречия и дискуссии, конечно, в какой-то мере являются
следствием недостаточности опыта практической психологической работы,
малого «стажа» практической психологической помощи в нашей стране, но
и не только этого. Кочюнас под рубрикой «Советы начинающему консуль­
танту» указывает: «Старайтесь не давать советы». По его мнению, советы не
просто неэффективны, но часто и вредны. Среди основных причин, по кото­
рым следует воздерживаться от советов, Кочюнас указывает на то, что советы
нарушают автономию личности, мы не вправе решать за других. Давая сове­
ты, консультант берет на себя ответственность за их последствия. В результате
процедуры «советования» усиливается зависимость клиента от консультанта.
Большинство проблем клиентов не имеет однозначного решения, а множест­
во противоречивых советов только усиливает затруднения клиента (Кочю­
нас, 1999, с. 135-137).
Традиционно к этому добавляют ссылки на позитивные эффекты само­
стоятельного принятия решений клиентом — принятие им на себя ответст­
венности за свою жизнь и свои решения, усиление уверенности в себе, лично­
стный рост и увеличение собственного потенциала и т. д. Все сказанное,
безусловно, относится и к ситуациям консультирования в случае конфлик­
тов. Поскольку в этих случаях речь зачастую идет о весьма конкретных об­
стоятельствах повседневной жизни людей, вопрос о принимаемых решениях
довольно проблематичен. Действительно, какое решение хочет принять чело­
век и почему он идет с этим к психологу? Если отвечать одним словом — то
человек хочет принять правильное решение, а совета он просит потому, что
боится сделать ошибку. Какое решение является правильным? Наиболее рас-4 2 0 Часть III. Разрешение конфликтов
пространенное представление о критериях оценки «правильности» реше­
ний — это их оценка с точки зрения реальных или предполагаемых последст­
вий. В большинстве жизненных ситуаций нам не дано знать все возможные
последствия ни решений клиентов, ни даже своих собственных. Правильные
решения в жизненных ситуациях — это нередко просто те решения, которые
люди считают правильными. Поэтому, строго говоря, речь часто идет не о
том, чтобы помочь человеку принять правильное решение, а о том, чтобы по­
мочь ему принять то решение, которое он считал бы правильным. И в этом
случае — как мы хорошо знаем из теоретических представлений социальной
психологии — можно вспомнить, что людям свойственно оправдывать и за­
щищать принятые ими решения. Следовательно, если бы мы принимали ре­
шения за людей, мы лишали бы их потребности в обосновании своих поступ­
ков, лишали бы их уверенности в собственной правоте. Таким образом, если
мы хотим придать человеку этой уверенности, равно как и готовности защи­
щать свои решения, чувствовать за них ответственность и стремиться к их
реализации, мы должны сделать все, чтобы он мог считать принятое решение
не навязанным извне, но своим. Для практической психологии аксиоматично
звучат слова Эриксона о том, что «каждый пациент знает решение своей про­
блемы даже в том случае, когда ему кажется, что он не знает» (Психотерапев­
тическая энциклопедия, 1998, с. 223).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Взаимодействие психолога и клиента» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ГРОШОВО-КРЕДИТНА ПОЛІТИКА, ЇЇ ЦІЛІ ТА ІНСТРУМЕНТИ
Аудит орендованих необоротних активів
Основи організації, способи і форми грошових розрахунків у народн...
СУТНІСТЬ, ВИДИ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РОЗВИТКУ ІНФЛЯЦІЇ
Розвиток пейджингового зв’язку


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1857 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП