1. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы те, кто важен для меня, не одоб рили моих поступков или отказали мне (это могут быть друзья, родственни ки, начальство, коллеги, преподаватели и т. д.), иначе это будет ужасно, я не смогу вынести этого. 2. Нельзя потерпеть неудачу в важных делах (в бизнесе, учебе, спорте, сексе, отношениях и т. п.), это ужасно, я просто этого не вынесу. 3. Все должно быть таким, как мне хочется. Если этого не произойдет, это бу дет ужасно, и мне этого не перенести!. 4. Если со мной произойдет какая-то из трех упомянутых выше неприятностей (меня не будут любить и уважать, меня постигнет неудача, все пойдет не так, как хочется, или со мной поступят несправедливо), я всегда буду сваливать вину на кого-то другого. Они поступили неправильно, так нельзя, они — от вратительные люди, раз поступают так ужасно!. 5. Если я сильно волнуюсь из-за предстоящего события или того, как кто-то воспримет меня, дела обернутся лучше. 6. Для каждой проблемы существует наилучшее решение, и поэтому я должен найти его — и немедленно!. 7. Легче избежать трудной ситуации и ответственности за нее, чем разбирать ся с ней. 8. Если я никогда не буду ни к чему относиться слишком серьезно, то мне ни когда не придется сильно огорчаться и чувствовать себя несчастным. 9. Причиной моих чувств и поступков является мое прошлое, то есть все ужас ные события, которые произошли со мной, когда я был ребенком, или в прежнем браке, или на прежней работе. 10. На свете не должно существовать плохих людей и обстоятельств, но если мне все же придется столкнуться с ними, то это меня очень сильно рас строит. 3 8 4 Часть III. Разрешение конфликтов Усиление адекватности переживаний и поведения человека может быть достигнуто за счет выявления подобных иррациональных установок и работы с ними (как правило, с помощью конфронтации) с целью пересмотра и замены на более рациональные и гибкие стратегии отношения. (Заметим, что рацио нально-эмоциональную терапию не особенно интересует вопрос истории воз никновения этих иррациональных убеждений.) Например, при работе с руко водителями мы обнаружили, что сильные эмоциональные затруднения у них вызывает ситуация, когда начальник вынужден отказать подчиненному в ка кой-то его просьбе. Даже абсолютная обоснованность этого отказа не снимала возникающие у руководителя переживания, а его частые сетования в этом случае своди лись к тому, что подчиненный не хочет вхо дить в его обстоятельства, не хочет его пони мать и т. д. Анализ этого случая выявил, что основная причина переживаемых эмоциональ ных трудностей — тревога по поводу возмож ного недовольства подчиненного, которое не может иметь для руководителя никаких иных последствий, кроме угрозы его установке («все должны меня любить и уважать»). Нетрудно увидеть, что большинство ирра циональных убеждений, которые становятся мишенью рационально-эмотивной терапии, так или иначе связаны с интерперсональны ми ситуациями, социальным взаимодействи ем, отношениями человека с этим миром в це лом. Д. Берне указывает, что в ситуации, когда человек сердится, испытывает раздражение или гнев, типичными искажениями являются следующие: 1) использование «ярлыков». Другой человек может вызывать у нас тревож ные чувства, обвиняя или критикуя, не любя нас или не симпатизируя нам, или просто не соглашаясь с нами. Когда мы называем другого «не годяем» или «свиньей», мы используем деструктивный путь создания образа другого, позволяющий нам ощутить собственное превосходство; 2) «чтение чужих мыслей». Люди склонны придумывать мотивы, которые объясняют, к их удовлетворению, почему другой человек делает то, что он делает; 3) преувеличение негативного характера происходящего; 4) неадекватные заявления типа «должен» или «не должен». Когда нам не нравятся действия других, мы говорим, что они «не должны» так делать. Берне приводит в качестве примера работу со Сью, у которой возникли проблемы в отношениях с мужем, Джоном, из-за его дочери Сэнди. Эта де вушка, по мнению Сью, манипулирует отцом. Женщина пыталась убедить мужа в том, что он должен быть более твердым в отношениях с дочерью, но Меня никогда не учили прислушивать ся к своему внутреннему чувству. На оборот, меня учили слушаться внешне го - родителей, учителей, вожаков бой скаутов, профессоров, начальников, правительство, психологов, науку - из этих источников я брал инструкции, как мне прожить мою жизнь. Сколько я себя помню, я всегда хо тел быть «правильным». Беда в том, что определения «правильности» все время меняются. Единственное, что остается неизменным, - это то, что правильные люди чем-то существенно отличаются от меня. Дж. Бьюдженталь Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 3 8 5 он резко отрицательно реагирует на ее слова. Сначала Сью по заданию тера певта формулирует свои мысли и чувства, переживаемые ею в этой ситуации, а затем осуществляет своего рода конфронтацию, подвергая их критике и на ходя разумные возражения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Неразумные убеждения» (по А. Эллису, 1997)» з дисципліни «Психологія конфлікту»