ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Психология людей против усилий конфликтологии
В предисловии для русских читателей к своей книге «Человек и ситуация»
Л. Росс и Р. Нисбетт (напомним, что Росс — один из авторитетнейших совре­
менных исследователей проблем психологии социальных конфликтов) отме­
чают, что если бы их книга писалась сегодня, они уделили бы гораздо больше
внимания психологическим факторам, способствующим разжиганию соци­
альных конфликтов: Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 7 3
События на Ближнем Востоке, в Боснии, на Кавказе и в Руанде со всей непре­
клонностью свидетельствуют о том, что каждая из сторон, вовлеченных в между­
народные или межэтнические столкновения, пребывает в уверенности, что только
она обладает «объективным», т. е. соответствующим реальности, видением про­
блемы. Претензии, действия и их оправдания, приводимые противоположной сто­
роной, объясняются корыстными намерениями или предвзятостью подхода и да­
же расцениваются как свидетельство присущей противнику непорядочности и
бесчеловечности. Более того, протесты и попытки вмешательства со стороны
третьих лиц отметаются из-за того, что они якобы основаны на ложных посылках,
что служит дополнительным подтверждением того, что лишь «наша» сторона ви­
дит истину и вполне понимает создавшееся положение, что лишь «мы» одни в со­
стоянии оценить неразумность и вероломство противоположной стороны (Росс,
Нисбетт, 1999, с. 21).
В приведенной цитате упоминаются события последнего времени. Но для
психологов такого рода факты не новы.
Обратимся к данным, приводимым в той же книге Росса и Нисбетта.
В известном эксперименте еще 50-х годов двум группам футбольных бо­
лельщиков демонстрировалась запись матча между их командами. Создава­
лось впечатление, что они видели разные игры, ибо, суммируя их реакции,
можно было сказать, что «представители каждой из сторон наблюдали борь­
бу, в которой свои выступали в роли "хороших", а их противники — в роли
"плохих парней". И каждая из сторон полагала, что эта "истина" должна быть
очевидна любому объективному наблюдателю происходящего» (Росс, Нис­
бетт, 1999, с. 138).
Спустя 30 лет этот классический эксперимент А. Хэсторда и X. Кэнтрила
фактически был повторен Валлоном, Россом и Липпером. На этот раз в каче­
стве материала использовалась видеозапись программ новостей, освещавших
проблемы ближневосточных отношений. Две противостоящие стороны зри­
телей не просто были не согласны с подачей информации о происходивших
событиях, «несогласие между ними возникало по поводу того, что они на са­
мом деле видели»:
Так, и проарабски и произраильски настроенные зрители, просмотрев одну и ту
же тридцатиминутную видеозапись, заявили, что при освещении действий проти­
воположной стороны (в отличие от освещения действий их собственной) было ис­
пользовано большее число фактов и ссылок, выставляющих ее в благоприятном
свете, а негативной информации было меньше. Участники обеих групп полагали
также, что общий тон, акценты и содержание видеозаписей были таковы, что под­
водили нейтрально настроенного зрителя к изменению его отношения в сторону
большей благосклонности к противоположной группе и большей враждебности
к их собственной (там же, с. 140).
Если посмотреть на эти результаты с точки зрения разрешения конфлик­
тов, то вслед за Россом и Нисбеттом приходится прийти к удручающему вы­
воду: «Любое предложение, которое будет казаться выдвигающей его группе 3 7 4 Часть III. Разрешение конфликтов
отвечающим общим интересам или ожиданиям, в глазах представителей груп­
пы, получающей предложение, будет выглядеть невыгодным и служащим ин­
тересам противной стороны» (там же, с. 141).
Подтверждением этого тезиса служит другой эксперимент, предметом ис­
следования в котором послужил реальный конфликт между администрацией
Стэнфордского университета и студентами, требовавшими от руководства
университета отказа от финансовой деятельности в Южной Африке по поли­
тическим мотивам. Изучалась реакция студентов на разнообразные компро­
миссные предложения администрации университета. Предварительные оцен­
ки предлагаемых альтернатив показывали, что студенты считают их приемле­
мыми примерно в равной степени. Но как только им давали понять, а затем
и сообщали официально, какой из вариантов собирается принять руково­
дство, как он немедленно начинал оцениваться как все менее удовлетвори­
тельный. Авторы эксперимента назвали это явление «реактивным обесцени­
ванием», практический смысл которого в том, что «сторона, предлагающая
компромиссные предложения, обречена столкнуться с разочарованием, когда
ее инициативы встречают холодный прием, а предлагаемые ею уступки отме­
таются как ничего не значащие или даже служащие ее собственным интере­
сам» (там же, с. 143).
Вряд ли нужны дополнительные иллюстрации и аргументы в пользу того,
какую огромную роль в конфликтах и их разрешении играют психологиче­
ские факторы.
Именно они, возможно, лежат в основе многих практических неудач кон­
фликтологов. Ориентация на «проблемно-разрешающие модели», уповаю­
щие на эффективность рационалистических подходов к разрешению кон­
фликтов, характерная для первых десятилетий конфликтологической прак­
тики, не оправдала себя. И своеобразным барьером на пути использования
многих заслуживающих внимания находок конфликтологов стало, на наш
взгляд, то, что они уделяли мало внимания психологическим аспектам кон­
фликтов, шла ли речь о войнах, межэтнических, экологических или иных
проблемах. Уже отмечалось, что современная конфликтология в своих теоре­
тических и практических поисках все более обращается к психологии.
Тем большее значение это имеет для молодой складывающейся отечест­
венной конфликтологии, у которой есть возможность учесть опыт западных
коллег и стать подлинной междисциплинарной областью, в которой подо­
бающее ей место займет и психология.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психология людей против усилий конфликтологии» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Ліцензування банківської діяльності
МОНЕТИЗАЦІЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФІЦИТУ ТА ВАЛОВОГО ВНУТРІШНЬОГО ПРОДУКТУ...
Порядок реєстрації комерційного банку
Період окупності
Аудит звітності з податку на прибуток


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 668 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП