ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Общая стратегия и модели переговоров
«Переворот» в переговорной
практике, в корне изменивший ее характер, был связан с появлением «Мето­
да принципиального ведения переговоров», разработанного уже упоминавши­
мися Р. Фишером и У. Юри. Они заложили основы нового подхода, который
остается фундаментом всех последующих разработок в этой области. Суть
этого подхода сводится к следующим основным положениям.
1. Отношения участников переговоров определяются тем, что они парт­
неры, перед которыми стоит задача совместного принятия решения. 3 5 2 Часть III. Разрешение конфликтов
Тем самым участники ситуации должны воспринимать друг друга вне
контекста «друзья — противники», тогда как человек, придержива­
ющийся жесткого, напористого стиля, смотрит на своего партнера как
на противника, противостоящего ему соперника, конкурента; «уступчи­
вый» же партнер прежде всего (и даже в ущерб своим интересам) будет
стремиться создать на переговорах атмосферу взаимного дружеского
расположения.
2. Цель переговоров их участники должны видеть в разумном решении, по­
лученном быстро и в полном согласии. Это не столь очевидно, так как,
например, сторонник жесткого стиля видит наилучший исход ситуации
в победе над партнером, а приверженец уступчивости — в «полюбов­
ном» соглашении.
3. При ведении переговоров необходимо отделять споры между людьми от
решаемых задач. Если «жесткий» партнер склонен навязывать другому
свою позицию и требовать уступок, а «мягкий» — уступить ради сохра­
нения отношений, то новый подход признает, что люди способны по-
разному воспринимать одни и те же вещи, иметь разные взгляды и по­
зиции, и их взаимодействие скорее должно быть основано на уважении к
позиции друг к друга, чем на стремлении навязать свою позицию друго­
му. Если партнер не разделяет нашу позицию, это не должно вызывать
у нас негативных чувств по отношению к нему, равно как это не означа­
ет, что он относится к нам с недостаточным уважением или доверием.
4. Надо быть мягким с людьми и требовательным к задаче, т. е. целесооб­
разно сочетать «жесткость», когда речь идет о существе решаемой про­
блемы, и «уступчивость» в отношении к партнеру как к личности.
5. Действовать независимо от доверия или недоверия. Уже указывалось,
что именно степень доверия/недоверия, которое испытывают друг к
другу партнеры, определяет в решающей мере не только их поведение,
но и развитие ситуации в целом. Одни партнеры вызывают у нас дове­
рие, другие — нет, да и мы сами можем быть в большей или меньшей
степени склонны к доверительности. Принципиальный подход при ве­
дении переговоров настаивает на необходимости действовать независи­
мо от доверия или недоверия, т. е. строить свое поведение, не ориенти­
руясь на то, что вы будете максимально откровенны со своим партне­
ром, предполагая, что он оценит это по достоинству и пойдет вам на
уступки в знак благодарности. Вместе с тем не следует «закрываться»
от оппонента, которого подозреваете в желании воспользоваться вашей
откровенностью. Итак, дело не в доверии или недоверии, а в готовности
действовать на разумных основаниях и в ожидании того же от партнера.
6. Сосредоточиться на выгодах, а не на позициях. Безусловно, бывают си­
туации, когда спор идет именно о позициях, однако довольно часто на­
личие разных точек зрения не мешает людям успешно сотрудничать
при решении конкретных вопросов. Принципиальный подход при веде-Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 5 3
нии переговоров предлагает (независимо от конкретных позиций парт­
неров) сделать главным объектом своего внимания поиск взаимовыгод­
ных решений.
7. Изучать интересы сторон. Попробуйте вместо угроз или уступчивых
предложений сосредоточиться на интересах сторон. Только определив
зону взаимных интересов или точки их пересечения, вы сможете прий­
ти к взаимовыгодному решению.
8. Не устанавливать «нижней границы». «Нижняя граница» — это худ­
ший из допустимых вариантов в данной ситуации, на который вы гото­
вы согласиться. Цель «нижней границы» в том, что она предотвращает
заключение неудачного соглашения, принятие поспешных решений и т. д.,
т. е. удерживает от неразумных шагов.
По мнению авторов «метода принципиального ведения перегово­
ров», в распространенной стратегии установления «нижней границы»
есть существенный недостаток, связанный с тем, что человек начинает
слишком держаться за свою «нижнюю границу», которая тем самым
сковывает его инициативу и воображение. Возможно, в ходе перегово­
ров наш партнер предложит соглашение, которое мы сразу отметем как
неприемлемое (поскольку оно ниже нашей «нижней границы») и в от­
ношении которого мы могли бы тем не менее выдвинуть ряд условий,
делающих его особенно выгодным для нас. Итак, с точки зрения «мето­
да принципиального ведения переговоров» предпочтительнее вовсе не
устанавливать «нижней границы», чтобы не сковывать своей инициати­
вы. Взамен же, для защиты себя от импульсивных неразумных решений,
предлагается наилучшая альтернатива предлагаемому соглашению.
Большие шансы на успех будет иметь тот партнер, который продумает
возможные альтернативы предполагаемому соглашению и определит
для себя наилучшую из них.
9. Продумать возможность взаимной выгоды. Идти не по пути потерь
и преимуществ, а направить свои усилия на поиск взаимной выгоды.
10. Представить множество вариантов на выбор, а решение принять позже.
Если «уступчивый» партнер стремится удовлетворить желания другой
стороны, «жесткий» — настоять на своем, то партнер, руководствую­
щийся принципиальным методом, предпочитает рассмотреть множест­
во вариантов. Особо оговаривается, что не следует заранее рассматри­
вать один из них как ваше решение: это заставит вас особенно упорно
его отстаивать, ограничивая тем самым свободу выбора и использова­
ния возможностей, возникающих по ходу ведения переговоров.
11. Настаивать на использовании объективных критериев. Чтобы защи­
тить себя от нажима партнера, не идти на поводу у ситуации, чувств
и желаний (как партнера, так и своих собственных), стоит заранее ого­
ворить критерии, которым должно отвечать предполагаемое решение
проблемы. 3 5 4 Часть III. Разрешение конфликтов
12. Стараться достичь результата, основанного на нормах, не зависящих
от воли. Если партнерами сформулированы объективные критерии
принятия решения, то они идут к результату, основанному на нормах,
выработанных критериях, а не в силу нажима со стороны кого-либо из
партнеров.
13. Рассуждать и прислушиваться к доводам, уступать принципам, а не
нажиму. Этот заключительный признак описывает особенности проце­
дуры, поведения участников переговоров: «уступчивый» партнер под­
дается нажиму, «жесткий» — строит на нем свою тактику ведения пере­
говоров, «принципиальный» — руководствуется принципами, а не
идеями борьбы.
Эти положения в переговорной практике сегодня считаются общеприня­
тыми. Увеличивается количество посвященных им работ, появляются новые
разработки, но основные идеи «метода принципиального ведения перегово­
ров» фактически сохраняются неизменными.
Согласно Дж. Рубину, можно выделить две модели переговорного процесса.
Первая из них — это модель -«взаимных выгод». Исследователем, зало­
жившим основы этого подхода, является, как уже упоминалось, М. Фоллет с
ее идеями интеграции как способа удовлетворения интересов разных сторон.
В современной переговорной практике урегулирования конфликтов подход,
заложенный Фоллет, получил развитие в ряде работ, наибольшей известно­
стью из которых пользуется книга Фишера и Юри «Путь к согласию, или Пе­
реговоры без поражения» (Фишер, Юри, 1990; см. также: Юри, 1993). В ней
разрабатывается идея, центральная для модели взаимных выгод и заключаю­
щаяся в том, что урегулирование конфликтов совсем не обязательно предпо­
лагает неизбежный выигрыш одной стороны за счет другой, но, напротив, су­
ществует возможность обоюдного выигрыша. Ключевым принципом данного
подхода является положение о поиске соглашения на основе анализа интере­
сов, а не позиций сторон. Модель взаимных выгод активно развивается в пе­
реговорной практике и часто используется в популярной литературе (см., на­
пример, Корнелиус, Фэйр, 1992).
Вторая переговорная модель — это модель «уступок — сближения». Ее
суть в том, что при противоречии в интересах стороны идут на взаимные
уступки, пока не находят точки, которую посчитают для себя приемлемой.
Классическим примером ситуаций подобного типа является торг покупателя
и продавца из-за приемлемой цены на товар. «Принцип Парето» (по имени
известного итальянского ученого Вильфредо Парето, сформулировавшего
его еще в начале века) требует, чтобы уступки не выходили за рамки мини­
мально приемлемого для сторон. В литературе этот вид переговоров часто
именуется дистрибутивным (Miner, 1973, р. 416-417) в отличие от интегра-
тивного, также его называют «торгом» {bargaining). Нетрудно видеть, что в
терминологии Фоллет этот подход именуется компромиссным. Конфликты,
подпадающие по своим особенностям под модель «торга», часто именуются Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 5 5
ресурсными, а предмет «торга» — распределения, дележа, «борьбы» за обла­
дание — ресурсом.
По мнению Рубина, хотя ранние исследования переговоров почти цели­
ком были посвящены именно этому подходу, сегодня он уступает в популяр­
ности модели взаимных выгод, считается более конкурентным и примитив­
ным. Вместе с тем Рубин полагает, что было бы неправильно противопостав­
лять эти подходы или выбирать между ними
(Rubin, 1994).
В современной литературе по проблемам
конфликтов и переговоров речь обычно идет
о том, при каких условиях возможен тот или
иной тип переговоров, какие модели соответ­
ствуют определенным видам проблем, харак­
теру отношений сторон и т. д.
Если два человека желают одной и той
же вещи, которой, однако, они не могут
обладать вдвоем, они становятся вра­
гами. На пути к достижению их целей...
они стараются погубить друг друга.
7". Гоббс
Один из вопросов, который решал Дойч в своих работах, — это исследова­
ние условий, при которых люди с конфликтными интересами смогут прийти
к взаимно удовлетворяющим решениям. Конкурентные ситуации создают
смешанную мотивацию у участников: с одной стороны, относительно харак­
тера соглашения их интересы сталкиваются, с другой — чтобы достичь этого
соглашения, им необходима кооперация.
На основе «дилеммы заключенного» изучалось влияние различных моти-
вационных ориентации, разных способов коммуникации, участия третьей сто­
роны, личностных диспозиций в отношении доверия или недоверия к партне­
ру, разных стратегий, используемых участниками. Результаты этих исследо­
ваний суммированы Дойчем следующим образом.
1. Взаимное доверие и достижение справедливых соглашений более веро­
ятно, если люди позитивно (кооперативно) ориентированы на взаим­
ное благополучие, и менее вероятно, если они негативно (конкурентно)
воспринимают эту возможность.
2. Справедливые и стабильные соглашения могут иметь место даже в та­
ких обстоятельствах, когда люди прямо не заинтересованы в благопо­
лучии друг друга, но характеристики самой ситуации располагают к
уверенности, что соглашение будет выполняться. К ситуационным ха­
рактеристикам, которые способствуют появлению такой уверенности,
относятся: возможность и способность полностью оговорить систему
кооперации, которая определяет взаимную ответственность сторон и
конкретизирует процедуру действий в случае возможных нарушений
соглашения и возвращения к взаимной кооперации с минимальными
потерями; возможность влиять на результат партнера и соответственно
на любые побуждения нарушить соглашения с его стороны, а также
возможность использовать эту власть, что усиливает доверие сторон;
присутствие третьего человека, в отношениях с которым заинтересова­
ны участники ситуации, так что урон, нанесенный другому, восприни­
мается как угроза отношениям с этим третьим, и др. 3 5 6 Часть III. Разрешение конфликтов
Использование в лабораторных исследованиях другой эксперименталь­
ной игры («Перевозки» — Acme-Bolt Trucking Game) дало Дойчу основание
еще для нескольких выводов.
1. На вероятность достижения справедливого соглашения может оказы­
вать влияние величина конфликта: если она оценивается участниками
как небольшая, то соглашение достигается легче.
2. Само существование каналов коммуникации между сторонами еще не
гарантирует, что коммуникация действительно будет иметь место; чем
сильнее конкурентная ориентация сторон относительно друг друга, тем
менее вероятно, что они будут использовать эти каналы.
3. При существовании барьеров коммуникации для заключения соглаше­
ния более эффективна такая ситуация, когда стороны вынуждаются к
коммуникации третьей нейтральной стороной, а не решают сами, общать­
ся им или нет. Однако если ориентация конфликтующих сторон явля­
ется конкурентной, коммуникация, которая не направлена на измене­
ние этой ориентации, вряд ли приведет к кооперативному соглашению.
4. Давление третьей влиятельной стороны, побуждающей участников
к высказыванию и выработке предложений относительно справедливо­
го соглашения, может помочь в достижении этого соглашения между
сторонами, даже если обстоятельства скорее инициируют конкурент­
ное взаимодействие.
5. Сильные позитивные установки в отношениях сторон, имеющих кон­
фликтные интересы, могут вести к справедливым соглашениям, даже
когда ситуация предрасполагает к конкурентному взаимодействию
(Deutsch, 1985).
Многочисленность литературы (особенно популярной) по проблемам пе­
реговоров может создать впечатление разработанности данной темы. Вместе
с тем, по свидетельству Дж. Морли, Дж. Уэбб и Г. Стефенсен, в большинстве
работ процесс переговоров рассматривается, как правило, независимо от более
широкого социального контекста. В качестве типичного примера приводится
книга известного автора Д. Пруитт «Поведение при переговорах», где пред­
принимается попытка построения общей теории переговоров, приложимой к
любому случаю, которая между тем полностью абстрагируется от контекста.
Дж. Морли и его коллеги отмечают, что переговорный процесс, игнорирую­
щий влияние социального контекста, фактически редуцируется до индивиду­
ального выбора соперничающей или кооперативной тактики (Morley et al.,
1988, p. 120). В качестве альтернативы постулируется необходимость социаль­
ного контекстного подхода к переговорам. В рамках этого подхода переговоры
понимаются как процесс, в котором «конструируется социальный порядок».
Склонность к компромиссу имеет также и другой аспект. Она имеет свойство объ­
единять все плохое. Жизнь английских клубов, например, это смесь общественно­
го служения и тоски одиночества. Средний английский дом соединяет в себе все Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 5 7
проклятия цивилизации с превратностями жизни на открытом воздухе. Иметь ок­
на можно, но двойные оконные рамы иметь нельзя, потому что они мешают ветру
задувать прямо в комнату, а ведь надо быть справедливым и дать ветру шанс.
В английском доме можно иметь центральное отопление, но не в ванной комнате,
поскольку это единственное место, где вы одновременно и голый и мокрый — надо
ведь дать шанс и британским микробам. Камин — вещь общепринятая, даже тра­
диционная. Вы сидите перед ним, и ваше лицо пылает, в то время как спина мерз­
нет. Это честный компромисс между двумя крайностями, и он решает проблему
одновременного получения ожога и простуды...
Английская орфография — это компромисс между точным соответствием
и хитроумным кодом; три часа в очереди за билетами в кино — это компромисс
между развлечением и аскетизмом; английская погода — это честный компромисс
между дождем и туманом; английская уборщица — это компромисс между тем,
чтобы жить в неубранном доме, и тем, чтобы делать уборку самому; йоркширский
пудинг — это компромисс между пудингом и графством Йоркшир.
Дж. Микеш. «Как быть иностранцем»

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая стратегия и модели переговоров» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ГРОШОВИХ РЕФОРМ
Врахування забезпечення при визначенні чистого кредитного ризику
Види банківських ризиків та їх характеристика
Організація готівкових грошових розрахунків
Формати файлів і протоколи передачі електронної пошти


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1826 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП