Конструктивной альтернативой сило вым методам разрешения конфликтов является путь переговоров. Сам тер мин «переговоры», ведущий свое происхождение от латинского negociare и первоначально использовавшийся применительно к деловым сделкам, сего дня, по мнению Рубина, приобрел (не всегда оправданно) очень широкое хо ждение. Рубин указывает следующие причины его распространения. Во-пер вых, различные типы урегулирования споров сейчас без разбора именуются переговорами. Во-вторых, существует действительный рост исследователь ского интереса к переговорам. Тема, которая первоначально была областью внимания теории игр, изучения трудовых отношений, экспериментальной со-Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 5 1 циальной психологии, сегодня развивается благодаря вкладу политической науки, социологии, антропологии, исследованиям города, международных от ношений и изучения среды. В-третьих, систематическая практика перегово ров, когда-то бывшая делом дипломатов и представителей профсоюзов, ныне широко изучается профессиональными ассоциациями, специализирующими ся на разногласиях разного рода — от разводов до общественных конфликтов, от проблем среды до бизнеса. Наконец, благодаря шумному успеху несколь ких популярных изданий (среди которых Рубин особенно отмечает книгу Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию, или Переговоры без поражения») практика переговоров, особенно в Западной Европе и Северной Америке, привлекла общественное внимание (Rubin, 1994, р. 35). За всеми этими частными обстоятельствами стоит прежде всего осознание как учеными, так и широкой общественностью деструктивности фактора силы в человеческих отношениях — в широком диапазоне от личностных до между народных — и признание того факта, что социальный порядок есть порядок переговорный. Карневаль и Пруитт выделяют три главные традиции в исследовании пе реговоров: книги советов, как вести переговоры, существующие с давних вре мен (первой из них считается книга Франсуа де Каллере, вышедшая еще в 1716 году); конструирование математических моделей рациональных перего воров (в основном в рамках экономических и теоретико-игровых исследова ний); поведенческое изучение переговоров, делающее акцент на эмпириче ских исследованиях (Carnevale, Pruitt, 1992, p. 534). Сегодня переговоры фактически составляют особую отрасль знаний и практической деятельности. Отношение к ним как к наиболее конструктив ной форме урегулирования конфликтов является результатом определенной эволюции взглядов в данной области. Так, еще в 50-60-е годы переговоры в сущности рассматривались как часть конфликтного процесса, в котором стороны используют разнообразные средства для достижения своей «побе ды» и «разгрома» «противника». Считается, что, по крайней мере, в области международных отношений толчком к принципиально иному пониманию пе реговоров стал Карибский кризис 1962 года, когда избежание конфликта бы ло осознано как общий интерес; «компромисс» перестал быть ругательным словом, «согласие» стало цениться больше, чем «победа», а на «противника» стали смотреть как на «партнера» (Кременюк, 1990, с. 8-9).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Становление переговорной практики» з дисципліни «Психологія конфлікту»