ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Основные термины и понятия конфликтности
Обобщая содержание, вкладываемое разными авторами в понятие управле­
ния конфликтами, можно сказать, что оно подразумевает процесс контроли­
рования конфликта самими участниками или внешними силами (общест­
венными институтами, властью, предпринимателями, специальными лицами
и т. д.). Такое понимание управления конфликтом распространяется на раз­
личные уровни его возникновения — от межгосударственного до межличност­
ного, поскольку во всех случаях участники конфликта, столкнувшись с раз­
ногласиями по какому-либо вопросу, способны локализовать конфликт, огра­
ничить его определенными рамками, не допуская его эскалации и тем самым
управляя им. Когда психолог работает с каким-то семейным конфликтом,
можно сказать, что, хотя конфликт и не разрешен, он находится под контро-3 3 6 Часть III. Разрешение конфликтов
лем. Целью управления конфликтами является предупреждение их деструк­
тивного развития.
Довольно часто используется понятие урегулирования конфликта. Тем не
менее его концептуальные границы остаются неопределенными. Если исхо­
дить из контекста его употребления, урегулирование часто понимается как
«мягкое» воздействие на конфликт, а также как его частичное или временное
решение. В этом смысле урегулирование описывается, например, как
...результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного
из противников к тому или иному типу действий, выгодному другой стороне или
посреднику. Достигнутый таким образом «мир», или компромисс, непрочен и не­
долговечен: поскольку исходная причина соперничества не устранена, посткон­
фликтные отношения противников остаются чреватыми новой вспышкой борьбы
(Социальный конфликт, 1991, с. 54).
Иногда используется и понятие консенсуса, которое, несмотря на давнее
происхождение (Труевцева, 1994), так и не приобрело статус научного терми­
на с четко определенным содержанием.
Еще одно понятие, используемое при описании проблем управления кон­
фликтами, — завершение конфликта, которое обычно означает его любое пре­
кращение, не обязательно предполагающее разрешения (Дмитриев, 1993, с. 164;
Klar et al, 1988). Например, в результате конфликта с руководителем человек
увольняется с работы; мама, у которой не сложились отношения с учительни­
цей, переводит ребенка в другую школу, и т. д. Эти конфликты прекращены,
поскольку прекращены сами отношения участников, однако разрешенными
их считать нельзя. Еще одним вариантом завершения конфликта без разре­
шения будет исчезновение предмета конфликта. Например, противостояние
двух сотрудников из-за их притязаний на одну и ту же должность прекраща­
ется, когда выясняется, что эта должность вообще ликвидируется. С некото­
рой натяжкой аналогичной можно считать ситуацию, когда супруги, поссо­
рившиеся в результате расхождений по какому-то вопросу, так и не могут до­
говориться и в конце концов по молчаливому уговору стараются больше не
возвращаться к этой теме. Понятно, что прекращение конфликта без его раз­
решения считается не самым лучшим исходом.
Однако главным в этой области, бесспорно, является понятие разрешения
конфликтов. В качестве его наиболее типичного определения можно сослать­
ся на «Словарь социальной работы», согласно которому разрешение кон­
фликта понимается как элиминация или минимизация проблем, разделяю­
щих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижение
согласия и т. д. (The Social Work Dictionary, 1991, p. 47). Разрешение кон­
фликта можно определить и еще проще — как «достижение соглашения по
спорному вопросу между участниками» (Дмитриев и др., 1991, с. 169). Для
современной конфликтологии «достижение согласия» как элемент разреше­
ния конфликта фактически считается обязательным. Вместе с тем подобное
понимание неочевидно и является результатом определенной эволюции взгля-Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 3 7
дов в данной области. Например, еще в 1964 году известный конфликтолог
Й. Галтунг писал: «Разрешить конфликт — значит: 1) решить, кто является
победителем и кто побежденным, каким будет будущее распределение ценно­
стей; 2) осуществить это распределение ценностей; 3) прийти к заключению
о том, что конфликт полностью завершен» (Galtung, 1964, р. ПО).
В такой интерпретации разрешение конфликтов описывается в терминах
победы-поражения, и даже с поправкой на область международных отноше­
ний, о которой пишет автор, сегодня трудно согласиться с тем, что это и озна­
чает полное завершение конфликта. Для психолога, который в своей работе
имеет дело с долговременными отношениями людей, конструктивный выход
из конфликта, безусловно, означает не только и не столько разрешение про­
блем, разделяющих стороны, сколько восстановление и нормализацию отно­
шений самих сторон. Если это конфликты между мужем и женой, подростком
и родителями, руководителем и подчиненным, то надеяться на их благополуч­
ный исход можно только в случае взаимной договоренности и согласия сторон,
которые смогут найти общий язык и понять друг друга. Это и будет восста­
новлением их отношений или по крайней мере началом восстановления.
Дж. Рубин предлагает различать «разрешение конфликта» {conflict reso­
lution) и «соглашение» {conflict settlement). По его мнению, разрешение кон­
фликта предполагает — в качестве исхода конфликта — изменение установок,
эффективно приводящее к окончанию конфликта. Соглашение, достигаемое в
конфликте, представляет собой результат, при котором открытый конфликт
приходит к концу, даже если оно и не апеллирует к проблемам, лежащим
в его основе. Рубин ссылается на существующее различение трех типов по­
следствий социальных влияний: уступка, идентификация и интернализация.
Если соглашение в конфликте предполагает уступку (изменение поведения),
то разрешение конфликта — интернализацию (более глубокие изменения и
лежащих в основе установок, и поведения). Третий тип — идентификация —
означает изменения в поведении, вызванные влиянием на ценности, связан­
ные с источником проблемы, и является мостом между изменением поведе­
ния и изменением аттитюдов.
Рубин считает, что под влиянием расцвета исследований установок и пу­
тей их изменения социально-психологическое изучение конфликтов конца
50-60-х годов фокусировалось исключительно на их разрешении. И лишь от­
носительно недавно произошел сдвиг в акценте от изменения установок к из­
менению поведения. В основе этого сдвига — представление о том, что устра­
нение конфликта может оказаться невозможным, если для его элиминации
будет необходимо изменить аттитюды. Эти новые тенденции усилили значе­
ние переговоров, которые, по мнению Рубина, чаще являются средством до­
стижения соглашения в конфликте, чем его разрешения, поскольку главное
внимание в переговорном процессе, как правило, уделяется не изменению
установок, но согласию относительно изменения поведения (Rubin, 1989).
Р. Дарендорф также не вполне удовлетворен широким хождением терми­
на «разрешение конфликта», поскольку оно, по его мнению, «отражает социо-3 3 8 Часть III. Разрешение конфликтов
логически ошибочную идеологию, согласно которой полное устранение кон­
фликта возможно и желательно», что вводит в заблуждение. Понятие регули­
рования кажется Дарендорфу более релевантным современным представле­
ниям о конфликте (цит. по: Здравомыслов, 1995, с. 76-77).
В дополнение к сказанному редакторы одного из последних (1994) фунда­
ментальных изданий по проблемам конфликта — сборника статей по его
управлению — предлагают использовать термин «конструктивное управле­
ние конфликтом», который, по их мнению, лучше, чем термин «разрешение
конфликта», отражает «долгосрочный, иногда трудный процесс, ведущий
к разрешению конфликтных проблем» (Constructive Conflict Management,
1994, p. 3).
Разнообразие вариантов исхода конфликтной ситуации порождает вопрос:
что, собственно, считать окончанием конфликта? Эта проблема не так проста,
как может показаться. Что может служить критериями разрешенности кон­
фликта? В качестве таковых чаще других рассматриваются прекращение
конфликта или достижение своей цели его участниками или одним из них.
Но всегда ли можно считать прекращение конфликта окончательным, все­
гда ли оно исключает его возобновление в будущем? Или достижение це­
лей? Например, достижение цели одним из участников конфликта пере­
структурирует ситуацию, но не обязательно разрешает конфликт. Вряд ли,
например, критерием конструктивного разрешения конфликта может счи­
таться «победа в нем правого оппонента» (Анцупов, Шипилов, 1999, с. 471),
поскольку победа одного предполагает поражение другого, что часто ста­
новится психологической основой возобновления конфликта. Самым «ра­
бочим» критерием разрешенности конфликта является удовлетворенность
участников его исходом.
Большинство работ обходится представлением, заложенным в самом опре­
делении. Разрешение конфликта — это, во-первых, устранение или миними­
зация проблем, разделяющих стороны, во-вторых, достижение согласия меж­
ду участниками. Для психолога, как мы покажем далее, именно достижение
согласия, восстановление, нормализация отношений между ними прежде всего
означают успешное разрешения конфликта.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные термины и понятия конфликтности» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит звітності з податку на прибуток
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
ЗМІСТ ТА ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СУБ’ЄКТІВ ГОСПОДА...
Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...
Мета аудиту — перевірити правильність визначення податку з реклам...


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 643 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП