ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

«Профилактика» конфликтности
Разнообразие понятий, используемых в области изучения конфликтов, отра­
жает даже не столько неопределенность применяемых терминов, сколько ре­
альное разнообразие возможных форм работы с конфликтами. В свою оче­
редь, на практике явно различаются меры, направленные на предупреждение,
«профилактику» конфликтности и собственно деятельность по управлению
конкретными конфликтными ситуациями.
В эффективном урегулировании социальных конфликтов решающая роль
отводится такому универсальному фактору, как ценность сохранения соци­
ального как целого. В современной социологии все чаще обсуждаются пред­
ставления о существовании общих, не зависящих от специфики государст­
венных систем идеалов и стремлений. «Обобщение ценностей», означающее,
что «ценности и нормы все в меньшей степени остаются специфическими для
разных групп» (Боглинд, 1993, с. 50), когда-то было названо Т. Парсонсом од­
ним из «механизмов эволюции» в развитии систем. В наше время появляется и
утверждается понятие общечеловеческих ценностей как эффективного сред­
ства сдерживания социальных конфликтов (Глобальные проблемы... 1990).
Л. Козер, разбиравший в своих работах вопрос о длительности конфликта
и его завершении, сформулировал эту проблему в наиболее простом виде:
«Стремление сторон к миру может быть вызвано очевидной невозможностью
достичь цели или непомерной ценой успеха, или, в более общей форме, осо­
знанием меньшей привлекательности продолжения конфликта по сравнению
с его мирным исходом» (Козер, 1991, с. 34). В качестве одной из позитивных 3 3 4 Часть III. Разрешение конфликтов
функций конфликта Козер называет возможность предотвращения более
острых конфликтов. При этом он основывается на следующем высказывании
Г. Зиммеля, которое он называет парадоксом: «Наиболее эффективным сред­
ством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы
обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результа­
те самого конфликта» (Coser, 1956, р. 133). Таким образом, противостояние
сторон и демонстрация их силы может сдержать развитие более сильного
конфликта. Так, комментируя успешное преодоление кризиса, связанного с
обострением ситуации вокруг одной из восточных стран в январе—феврале
1998 года, Генеральный секретарь ООН Коффи Аннан заявил: «Самый луч­
ший способ применения силы — ее демонстрация, исключающая необходи­
мость использования». В целом Козер прямо связывал «разрешаемость» кон­
фликтов с их институализированностью. И действительно, практика идет
именно по этому пути.
Анализ зарубежной литературы по общим проблемам управления кон­
фликтами показывает, что складывающаяся в этой сфере общественная прак­
тика в основном ориентируется на формирование институциональных меха­
низмов (создание и развитие соответствующих законодательных, исполни­
тельных, консультативных и других служб) и на распространение идей обще­
ственного согласия, социального партнерства и т. д.
Надежды подобного рода в немалой степени опирались на точку зрения,
распространенную среди специалистов по проблемам общественных трудо­
вых отношений, согласно которой из общественной жизни уходят разруши­
тельные индустриальные конфликты (Р. Д аренд орф) и, напротив, появляются
институциональные механизмы управления конфликтами. Примером подоб­
ной системы регулирования общественных отношений, использовавшейся в
последние десятилетия, являлась доктрина так называемой «производствен­
ной демократии», базирующаяся на принципах равного представительства,
паритетности, равенства, гласности и т. д. Оценивая успехи системы произ­
водственной демократии, специалисты квалифицировали ее как «оптималь­
ный вариант удержания конфликта в рамках конструктивного режима» (Со­
циальные конфликты в современном обществе, 1993, с. 72).
При этом признается, что в целом трудовые отношения сохраняют кон­
фликтный характер. Однако конфликтная модель взаимодействия, характер­
ная для них, как считается, уже не является деструктивно-конфликтной, а мо­
жет быть более точно определена как «конфликтное сотрудничество» (там
же, с. 109). Тем самым, по мнению специалистов, в странах Запада утверж­
далась новая модель конфликтного взаимодействия — функционально-кон­
фликтная.
Отечественные исследователи считают, что регулирование конфликтов (по
крайней мере, в сфере трудовых отношений) будет идти по пути разработки
и введения соответствующего законодательства. Как и во многих западных
странах, создается система социального партнерства, уже доказавшая в ряде
случаев свою эффективность в отношении снижения уровня конфликтности. Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 3 5
В целом, проблема регулирования социальных конфликтов является сейчас
одной из центральных в отечественной конфликтологической литературе.
Фактически и в области трудовых отношений, и в сфере других обществен­
ных отношений речь идет о поиске таких институциональных механизмов,
которые давали бы возможность легитимизации конфликта и в то же время
способствовали выработке соглашения за счет обеспечения некоего балан­
са — механизма «сдержек» и противовесов (Мигранян, 1988, с. 104-105).
Вместе с тем реалии современной жизни скорее опровергают первоначаль­
ные оптимистические прогнозы конфликтологов. Их надежды на создание
эффективных технологий разрешения конфликтов, которые спасут мир от
разрушительных потрясений, похоже, не вполне оправдываются. Столь же
негарантированными следует считать шансы на то, что грядущее столетие
принесет нам более цивилизованные формы конфликтов, которые уже не бу­
дут иметь такой деструктивный характер. Специалисты считают, например,
что опасность, исходящая от этнических конфликтов, не меньше, чем угроза
ядерной войны в прошлом. На процесс возникновения конфликтов начинают
оказывать влияние такие факторы групповой идентичности, как тендерные,
расовые, религиозные, этнические различия, социально-экономический ста­
тус, сексуальная ориентация, тип культуры, языка, национальности и др.
(Boardman, Horowitz, 1994). А наши недостаточные знания в этих областях
не дают уверенности, что мы располагаем технологиями, позволяющими рас­
познавать и предупреждать конфликты на этой почве.
Отечественная конфликтология также ставит задачу прогнозирования
и профилактики конфликтности. Однако, как справедливо замечают Анцу-
пов и Шипилов, прогнозирование возможных конфликтов требует высокого
уровня развития конфликтологии, разработки описательных и объяснитель­
ных моделей конфликтов и соответствующих методик. Что же касается мер
профилактики конфликтности, то в основном они пока что ограничиваются
общими рекомендациями по оптимизации функционирования организаций,
поведению участников взаимодействия и т. д. (Анцупов, Шипилов, 1999).

Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Профилактика» конфликтности» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит обліку витрат на формування основного стада
ПОПИТ НА ГРОШІ
. Аудит калькуляції собівартості продукції рослинництва
Цифрові системи передачі даних
WiMAX vs UMTS: послесловие (продолжение статьи: "3G… 4G… Кто...


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 755 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП