ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Культурные нормы взаимодействия в конфликте
Конфликтные явления занимают определенное место в культурном созна­
нии, а взаимодействие в конфликтах имеет безусловные культурные основы.
При обсуждении причин возникновения конфликтов уже отмечалась роль
культурных факторов.
Когда человек «определяет» ситуацию как конфликтную, он начинает вес­
ти себя в соответствии с этим определением по «законам» конфликта, имею­
щим определенный культурный контекст. М. Мид принадлежит идея о необ­
ходимости различать среди культур следующие три типа: сотрудничающие,
соперничающие и индивидуалистические. Воспользуемся анализом ее рассу­
ждений, выполненным М. Оссовской (Оссовская, 1987, с. 104-106). В своих
рассуждениях М. Мид основывается на коллективном труде американских
авторов, описавших 13 разных культур с точки зрения преобладания в них
принципа сотрудничества или соперничества. Что касается причин этих
культурных различий, то Мид приводит больше отрицательных, чем положи­
тельных результатов: нет связи между преобладанием принципа сотрудниче­
ства или соперничества, с одной стороны, и способом добывания средств
к жизни (охотой, земледелием или скотоводством) — с другой; также не игра­
ет роли благосостояние группы и уровень технологического развития.
Исключив влияние ряда факторов, Мид находит некоторые детерминанты
в социальной структуре племени. «Культура сотрудничества» свойственна
замкнутым группам, в рамках которых человек обладает определенной пози­
цией и гарантированной безопасностью, а его положение не зависит от его
инициативы и личных притязаний. В других же типах культур человек не
чувствует себя в безопасности, пока не убедится в своем несомненном пре­
восходстве. М. Оссовская подвергает критике эти рассуждения:
М. Мид ставит преобладание принципа соперничества или сотрудничества в зави­
симость от ощущения безопасности, причем последнее она принимает как нечто
первичное, не требующее дальнейших разъяснений. С тем же успехом можно было
бы принять за первичное склонность к соперничеству... Я полагаю, что склонность 3 0 2 Часть II. Феноменология конфликтов
к определению в межчеловеческих отношениях некоего «порядка клевания» может
считаться столь же первичной, как и стремление к безопасности... (там же, с. 106).
Конечно, соперничество не обязательно имеет конфликтный характер,
а сотрудничество не обязательно предполагает солидарность. Несмотря на
неправомерность полного отождествления соперничества и конфликтного
взаимодействия (которое выступает лишь одной из форм соперничества), ра­
боты Мид интересны для понимания природы конфликтных явлений благо­
даря убедительной демонстрации культурной детерминированности проти­
воречий в социальных (и межличностных) отношениях.
Богатейший материал для изучения культурных факторов борьбы дает
Й. Хёйзинга. В сущности, вся его знаменитая книга «Homo Ludens» посвяще­
на обсуждению тезиса «Игра — это борьба, а борьба есть игра» (Хёйзинга,
1992, с. 55), объединению категорий борьбы и игры в архаической культуре.
Культурный контекст определяет и характер возникающих конфликтных си­
туаций, и способы выхода из них. «В чисто феодальные времена, — пишет
Хёйзинга, — повсюду возникали отдельные, ограниченные конфликты, в ос­
нове которых невозможно обнаружить никакого иного экономического моти­
ва, кроме того, что одни завидовали богатству других. Не только богатство
порождало зависть, но ничуть не меньше — и слава. Фамильная гордость, жа­
жда мести, пылкая верность сторонников — вот каковы были главные побуж­
дения» (с. 22).
При этом некоторые виды конфликтов приобретают ритуальный харак­
тер, «скандалы из-за обладания реликвиями после всякого рода торжествен­
ных церемоний, так сказать, входят в программу» (с. 53).
Сам процесс возникновения и развития конфликтов нормативно опреде­
лен. П. Бурдье, французский социальный антрополог, изучавший жизнь бер­
берского народа кибилов, писал, что «конфликты у кибилов в значительной
степени регулировались сложной системой вызовов, оскорблений и надруга­
тельств» (Карле, 1992, с. 379). При этом, по мнению Бурдье, подобные дейст­
вия следует интерпретировать «не как пустые ритуалы или как способ реше­
ния конфликтов, но как сигналы и символы, которые подтверждают и вы­
страивают лежащий за ними порядок определенных социальных отношений».
Что же касается разрешения конфликтов, то в средневековье «любой воз­
никший вопрос должен получить идеальное разрешение — стоит только по­
знать должное соотношение между частным происшествием и вечными исти­
нами; соотношение же это выводится, если к фактам приложить формальные
правила» (Хёйзинга, 1992, с. 258-259). Этот принцип реализуется во многих
сферах обыденной жизни, в том числе и в области военных действий, где «та­
кие вещи, как право победителя на имущество побежденных, право захвата в
плен, верность данному слову, определялись правилами игры, выработанными
для проведения турниров или охоты. Желание ввести насилие в рамки права
и правил исходит не столько из своего рода правового инстинкта, сколько из
рыцарского понимания чести и общего стиля жизни» (там же, с. 259). Анали-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 3 0 3
зируя обычай кровной мести как традиционный механизм разрешения ост­
рых конфликтных ситуаций у северокавказских народов, Г. У. Солдатова
указывает, что его важнейшей стороной всегда являлся «комплекс обычаев
примирения противников. На его основе выполнялась важнейшая функция
этого обычая — примиренческая, предполагающая не насилие, а договорен­
ность конфликтующих сторон» (1994, с. 140). Не только исторический, но
и современный материал позволяет говорить о влиянии культурных факто­
ров на практику разрешения конфликтов. Так, изучение семейных конфлик­
тов, проведенное в Японии, Индии и США, выявило культурные различия
в их протекании и разрешении (Kumagai, Strauss, 1983).
Многочисленные и убедительные примеры влияния культурных факто­
ров на конфликтное поведение и разрешение конфликтов приводятся в книге
Д. Мацумото (Психология и культура, 2003). Так, на поведении договарива­
ющихся сторон могут сказываться различия в представлениях о справедливо­
сти—несправедливости, предпочитаемые способы разрешения конфликта —
в духе примирения или состязания, сотрудничества или избегания. Автор на­
зывает это проблемой «несочетаемости подходов к разрешению конфликтов»
(Мацумото, 2003, с. 619).
Еще один известный фактор, оказывающий несомненное влияние на под­
ходы к разрешению конфликта и стратегии поведения его участников, — уро­
вень индивидуализма—коллективизма, присущий сторонам конфликта как
представителям определенной культуры. Представители коллективистских
культур в отличие от индивидуалистических обычно более озабочены учетом
интересов противостоящей стороны, что проявляется, в частности, и при ве­
дении ими переговоров. Например, «в Японии человеческие взаимоотноше­
ния при разрешении конфликтов считаются более важными, чем моменты
практического характера» (Мацумото, 2003, с. 623). В целом есть основания
квалифицировать «поведение коллективистов при разрешении конфликтов
как модель сохранения гармонии, а состязательный подход, который предпо­
читают индивидуалисты, как конфронтационную модель» (Мацумото, 2003,
с. 620). Интересно, что культуральные различия проявляются и в том, как
люди, вовлеченные в конфликт, реагируют на вмешательство или участие
в его разрешении третьих лиц. Склонность обращаться к влиятельным персо­
нам, готовность принимать их вмешательство и считаться с их мнением, со­
гласно имеющимся данным, связана с такой особенностью культуры, как бо­
лее высокие показатели дистанции по отношению к власти.
Предпринятый анализ культурных аспектов конфликтов позволяет прийти
к выводам о культурной природе конфликтной феноменологии. Конфликт­
ные явления занимают определенное место в культурном пространстве. Вме­
сте с культурологами мы можем говорить не просто о социальной природе
конфликта и его культурных факторах, но и о том, что сам процесс возникно­
вения и развития конфликтов определяется нормативно, что проявляется
в культурных примерах конфликтных ритуалов, различиях в возникновении
конфликтов и их разрешении и др.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Культурные нормы взаимодействия в конфликте» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Використання електронної пошти в бізнесі та її стандарти
Аудит платежів за ресурси
Аудит оборотних засобів, інших необоротних матеріальних активів. ...
Формування звітних фінансових документів
ЗМІСТ ТА ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СУБ’ЄКТІВ ГОСПОДА...


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1146 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП