ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Критерий справедливости/несправедливости
Критерием, к которому в условиях различных позиций (при уверенности
в своей правоте) апеллируют участники конфликтной ситуации, оказывается
понятие справедливости.
Тема справедливости тесно связана с проблемой конфликта, с чем согла­
сится не только теоретик, но и практик, имеющий дело с разрешением кон­
фликтов. По словам Дойча, когда он начал интересоваться, а затем и вплот­
ную заниматься темой справедливости, он ощутил себя в положении героя
Мольера, который внезапно узнал, что всю жизнь говорил прозой. Подобно
этому персонажу, Дойч понял, что многие его работы и исследования в области
конфликтов фактически могут рассматриваться как изучение проблем спра­
ведливости (Deutsch, 1985, р. 5-6).
Понятие справедливости по традиции относится к категориям философии
и этики и определяется как «понятие морального сознания, характеризующее
такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответст­
вующее определенному пониманию сущности человека и его прав. Смысл,
вкладываемый людьми в понятие справедливости, кажется им чем-то само
собой разумеющимся, пригодным для оценки всех условий жизни, которые
они требуют сохранить или изменить» (Словарь по этике, 1981, с. 324). Не­
смотря на очевидное значение концепта справедливости в повседневной жиз­
ни человека, первые социально-психологические исследования по данной
проблеме появляются лишь в 1960-е годы, по свидетельству Г. Микулы, авто­
ра обзорной статьи в фундаментальном сборнике европейских психологов
(Micula, 1981). 2 8 8 Часть II. Феноменология конфликтов
Этика и философия главным образом интересовались значением и ролью
концепта справедливости в действиях и суждениях отдельных индивидов.
При этом гораздо меньше уделялось внимания «межчеловеческому» значе­
нию справедливости, т. е. тому ее социальному содержанию, которое стано­
вится непосредственным регулятором межличностных отношений в конкрет­
ных ситуациях взаимодействия людей.
Микула указывает, что исследователи справедливости пытаются интер­
претировать закономерности ее проявления в терминах наличия мотивов до­
стижения справедливости и избегания несправедливости, которые рассмат­
риваются как цели человеческого поведения. Общее обоснование нередко
дается на основе представления о социальном научении: общество ограничи­
вает эгоистические проявления человека и вознаграждает его за соблюдение
установленных стандартов, при нарушении которых он может быть наказан.
Другие исследователи делают акцент на индивидуальном когнитивном раз­
витии: в процессе овладения навыками планирования своих действий, вы­
движения альтернатив и предвидения последствий развивается способность
к отказу от немедленного удовлетворения во имя «стратегических» интере­
сов. Часто дискутируемым является вопрос, может ли справедливость рас­
сматриваться как реальная цель действий, или она представляет собой просто
средство достижения других целей. Однако, как замечает Микула, в данном
случае бессмысленно пытаться доказать или опровергнуть то или иное поло­
жение, поскольку мотив как теоретическая конструкция не может быть под­
вергнут эмпирической валидизации и невозможно отличить, есть ли нечто
цель действия сама по себе или же это нечто — средство достижения других
целей (Micula, 1981, р. 207).
В любом случае понятие справедливости (в значении того, что должно
быть, что является само собой разумеющимся, «правильным») выступает в
качестве одного из принципов морального обоснования своей позиции участ­
никами конфликта. И напротив, ощущение несправедливости становится
основанием как для возникновения конфликта, так и для продолжения кон­
фронтации.
Дойч разбирает проблему несправедливости применительно к решению
задач распределения. Предметом распределения может быть едва ли не все
что угодно. Дойч ссылается на исследование, в котором все ресурсы, распре­
деляемые в межличностных столкновениях, были сгруппированы в следую­
щие шесть категорий: любовь, статус, информация, деньги, материальные
блага и услуги. Дойч считает, что несправедливость может иметь несколько
оснований:
1. Несправедливость, связанная с характером распределяемого блага (или
ущерба). Например, принимается во внимание то, что не соответствует
природе распределяемого: «заслуги» учитываются при предоставлении
медицинской помощи, или услуги оказываются некачественными, вы­
данные свидетельства недействительными, денежные соглашения фаль­
шивыми и т. д. Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 8 9
2. Несправедливость, связанная с ролями, вовлеченными в процесс распреде­
ления. Например, функции по распределению осуществляются лицами,
не имеющими соответствующей квалификации: литературные премии
присуждаются комитетом, состоящим из некомпетентных лиц; кон­
трольные работы студентов оценивают ассистенты, не знакомые с про­
читанным курсом, и т. д. Или, например, кто-то из «распределителей»
оказывается лицом, заинтересованным в том или ином исходе, и т. д.
3. Несправедливость в отношении стиля и времени распределения. Проце­
дура может носить закрытый или тайный характер, что усиливает по­
дозрения в отношении ее объективности. Или же ощущение несправед­
ливости может быть связано с тем, что признание приходит к человеку
слишком поздно. Или же, напротив, наказание слишком отсрочено во
времени от момента совершения преступления.
4. Несправедливость, связанная с ценностями, лежащими в основе распреде­
ления. Например, на чем может основываться руководитель, принимаю­
щий решение об увеличении заработной платы своим сотрудникам?
Существует несколько ценностей, которые могут стать критерием реше­
ния: принцип «равенства» — разделить возможную прибавку поровну;
принцип «потребности» — исходить из возможных потребностей того
или иного человека; принцип «заслуг» — за основу берется вклад или
ценность сотрудника Для организации; принцип «рынка» — исходить из
оплаты, принятой для данной должности в других местах, и т. д. Если
руководитель, например, выбирает принцип ценности человека для ор­
ганизации, другими это может восприниматься как несправедливость.
5. Несправедливость, связанная с правилами. Даже если люди приходят
к согласию относительно того, каковы могут быть принципы распреде­
ления (из чего мы будем исходить), они могут столкнуться с трудностя­
ми определения того, как эти принципы должны быть операционализи-
рованы. Каковы критерии «потребности» или «заслуг» человека? Как
их можно измерить? Что взять за основу оценки? Например, на основа­
нии чего можно судить о «заслугах», о вкладе человека в деятельность
организации? Если это преподаватель, как оценить его работу — по
числу публикаций за прошедший год, по оценке коллег, исходя из мне­
ния студентов?
6. Несправедливость, связанная с измерительными процедурами. Если бы
мы решили взять за основу оценки работы психолога в центре по разре­
шению конфликтов число успешных случаев, насколько было бы спра­
ведливо приравнивать друг к другу «легкий» конфликт, участники ко­
торого сами настроены на достижение согласия, и «тяжелый», где пси­
хологу вместе с участниками конфликта пришлось пройти трудный
и долгий путь?
7. Несправедливость, связанная с процедурами принятия решений. В дан­
ном случае речь идет не о характере принятого решения, но о способах 2 9 0 Часть II. Феноменология конфликтов
его принятия. Например, даже если в соответствии с принятым реше­
нием человек выигрывает, он может испытывать неудовлетворенность
из-за того, что, по его мнению, такого типа решения должны прини­
маться не индивидуально руководителем, а коллективно.
Как отмечает Дойч, по результатам многих социально-психологических
исследований именно последний упомянутый тип несправедливости является
наиболее важным. Действительно, данные социальной психологии, и в осо­
бенности психологии управления, подтверждают, что если люди принимают
участие в принятии решений, они более склонны считаться с ними и выпол­
нять их. Участие в принятии решений считается важным средством их леги­
тимизации, особенно в демократическом обществе. Если сами процедуры
принятия решений воспринимаются как незаконные, тогда и все остальное —
принципы, правила, конкретные приемы распределения — ставится под со­
мнение (Deutsch, 1985, р. 31-34).
Сам Дойч и другие исследователи связывают тенденцию к использованию
того или иного принципа распределения с типом групповых отношений. Так,
для кооперативных групп, основной целью которых является экономическая
продуктивность, доминирующим будет принцип оценки и распределения в со­
ответствии с оценкой индивидуального вклада и индивидуальной результа­
тивности. Группы, ориентированные прежде всего на поддержание и укрепле­
ние отношений, будут иметь тенденцию к использованию принципа равенства,
равного распределения. Наконец, в кооперативных группах, для которых глав­
ной целью является поощрение личностного развития и личное благополучие,
доминирующей становится ориентация на удовлетворение потребностей. По­
скольку большинство реальных групп, отмечает Дойч, имеют не одну ориента­
цию, они могут переживать конфликт до тех пор, пока не попадут в ситуацию,
где используются разные принципы или по крайней мере пока одна из ориен­
тации не станет доминирующей по отношению к другим (там же, р. 38-44).
Важнейшим объяснительным концептом по отношению к переживаемому
чувству несправедливости, как утверждает Дойч, является понятие депри-
вации. Уже отмечалось, что неудовлетворенность вызывается прежде всего
относительной, а не абсолютной депривацией: те, кто объективно характе­
ризуются более благоприятными абсолютными показателями, могут ощу­
щать большую неудовлетворенность из-за относительной депривации, если
их ожидания были более высокими или если они окружены людьми, находя­
щимися в лучшем положении.
Дойч выделяет два варианта использования понятия относительной де­
привации. Один из них означает расхождения, которые возникают между
ожиданиями индивида и его достижениями (в контексте теории ожиданий
Левина). Другое связано с областью референтных групп и делает акцент на
различиях между индивидуальными достижениями и достижениями других,
которые рассматриваются как основание для сравнения.
Традиционно различаются также относительная депривация, когда чело­
век чувствует неудовлетворенность по сравнению с другими индивидами или Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 9 1 2 9 2 Часть II. Феноменология конфликтов
когда он полагает, что его группа находится в худшем положении относитель­
но других. Таким образом, человек может чувствовать двойную депривацию —
и как индивид, и как член группы. По Тэджфелу, эти два вида депривации
предполагают разные возможности изменения ситуации к лучшему. Если для
решения индивидуальных проблем достаточно преобразования индивиду­
альной ситуации, то групповая депривация требует изменений в социальной
позиции группы.
Понятие относительной депривации прямо связано с проблемами спра­
ведливости/несправедливости: чем сильнее переживание относительной де­
привации, тем более вероятным и более интенсивным будет чувство неспра­
ведливости (там же, р. 51).
Результаты теоретических и практических работ в этой области позволя­
ют, по мнению Дойча, сформулировать следующее положение: любая попыт­
ка изменить существующие отношения между двумя сторонами будет приня­
та с большей вероятностью, если каждая из них ожидает получение некоего
чистого дохода от перемен, чем если каждая сторона ожидает, что другая вы­
играет за ее счет (там же, р. 62). И хотя автор прежде всего иллюстрирует этот
тезис проблемами расовых отношений, он, бесспорно, имеет более широкое
приложение к проблемам человеческого взаимодействия и достижения со­
глашений.
В то же время представление о справедливости не может выступить дейст­
вительно реальным критерием регулирования отношений между участника­
ми конфликта в силу потенциальной множественности ее интерпретаций.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Критерий справедливости/несправедливости» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Аудит податків. Мета і завдання аудиту
Чергування голосних і приголосних
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНИХ ВИДІВ КРЕДИТУ
Форми безготівкових розрахунків


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1384 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП