ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Образ другого
Одной из фундаментальных характеристик образа партне­
ра в конфликте является пристрастность. Если в целом социально-перцеп­
тивные образы, как известно, «пристрастны», то в конфликтной ситуации,
где взаимодействуют люди с противоречащими друг другу позициями, инте­
ресами и т. д., где другой воспринимается как противостоящая сторона, «про-2 7 6 Часть II. Феноменология конфликтов
тивник», эта пристрастность имеет основания возрастать. Объектом, вызы­
вающим ее проявление, может стать любая зона образа другого — интерпре­
тация его поведения, его мотивов и личностных особенностей.
Как неоднократно в разной форме отмечалось исследователями социаль­
но-перцептивных процессов, «поведение, демонстрирующее явные ролевые
образцы, не нуждается в особом объяснении, но отходящее от ролевых требо­
ваний представляется в значительной степени "интригующим" и потому вы­
зывает особый интерес с точки зрения поисков его причины» (Андреева,
1981, с. 37). В конфликтной ситуации поведение «оппонента» воспринимает­
ся другим участником конфликта как противоречащее его позиции, а потому
часто как «неправильное», «неестественное», «нелогичное», что с особой си­
лой запускает механизм интерпретации поведения «оппонента».
В описании социально-перцептивных процессов уже утвердилось пред­
ставление о воспринимаемом человеке как о своего рода сообщении, в кото­
ром существуют две стороны — текст (внешняя сторона) и смысл (внутрен­
няя), причем поведение воспринимаемого, его действия и поступки играют
роль текста (Андреева, Донцов, Хараш, 1981, с. 81). Хараш видит в социаль­
ной деятельности
два смысловых полюса, два противолежащих смысловых пласта — «смысл для
себя» и «смысл для других». Так или иначе, в поведении партнера по общению
всегда присутствует внутренняя сторона, особенно важная для понимания его
действий. Она обнажается в так называемом «открытом», или «диалогическом»,
общении, для которого характерно «взаимное посвящение партнеров в действи­
тельные мотивы их деятельности» (Хараш, 1981).
В конфликтной ситуации для выбора эффективной линии поведения (рав­
но как и для адекватного разрешения ситуации в целом) партнеры особенно
нуждаются во взаимном понимании внутреннего смысла, «смысла для себя»
происходящих событий. Вместе с тем они редко прибегают к открытому об­
щению. Основная преграда на его пути — сознательная и бессознательная за­
щита себя самого. Сознательная защита связана с опасением, что полученная
«противником» информация будет использована им в своих интересах. Бес­
сознательная — с актуализацией защитных механизмов. Общая напряжен­
ность ситуации, недовольство партнером, не разделяющим его точки зрения,
продуцирует у человека ожидание негативной обратной связи, которая, по
данным исследователей, способствует актуализации защитных механизмов
личности, провоцирует на отвержение, не восприятие даже конструктивной
информации (Арутюнян, Петровская, 1981, с. 46-47). Человек интуитивно
подозревает, что его негативные оценки вызывают у партнера ответные нега­
тивные реакции, поэтому осторожен в проявлении своего отношения (Пет­
ровская, 1981, с. 157).
Таким образом, процессы межличностного познания в конфликтной ситуа­
ции характеризуются повышенной заинтересованностью в построении аде­
кватного психологического образа партнера, интенсивной работой по интер-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 Т 7
претации и прогнозированию его поведения, высокой степенью «пристраст­
ности» к партнеру, «закрытостью» партнера — реальной или подозреваемой.
В понимающей социологии А. Шюца различаются три типа понимания:
1) понимание как самоинтерпретация — интерпретация собственного пе­
реживания в терминах «своего» контекста значений;
2) понимание субъективных значений другого, или истинное понимание,
представляющее собой реализацию интерсубъективности, которое все­
гда приблизительно, поскольку строгое и точное понимание субъектив­
ных значений другого невозможно;
3) типизирующее понимание через конструирование типической модели
лежащих в основе поведения мотивов или типических установок лич­
ностного типа (цит. по: Ионин, 1979).
В конфликте «работают» все три типа понимания: в нем присутствует са­
моинтерпретация как внутренний процесс и ее презентация другому, понима­
ние (или интерпретация) другого с привлечением типических интерпретаци­
онных моделей личности.
Традиционная точка зрения на социально-перцептивные явления предпо­
лагает, что повышение адекватности образа партнера уже обладает ценно­
стью, так как позволяет более точно выстроить свое поведение по отношению
к нему. Однако это лишь одна из задач, стоящих перед человеком в кон­
фликтной ситуации, причем имеющая подчиненный характер по отношению
к главной цели — разрешению самого конфликта.
Распространена позиция, в соответствии с которой более адекватное и точ­
ное межличностное восприятие само по себе приводит к преодолению кон­
фликтов (Межличностное восприятие в группе, 1981, с. 251). С другой сторо­
ны, как показывают результаты исследований, знание о другом человеке еще
не является гарантией согласия: взаимная информированность членов груп­
пы друг о друге может оказаться одинаково высокой как в сплоченной, так
и в конфликтной группе (там же, с. 151).
Речь идет о разных типах конфликтов. Там, где причины конфликта кро­
ются в недостаточном взаимопонимании, искажении образа партнера по об­
щению, повышение взаимной информированности может способствовать
преодолению конфликтной ситуации. Это не относится к ситуациям, когда
большее знание друг о друге все более разъединяет партнеров, обнаруживая
различие их позиций и установок.
Таким образом, образ противостоящей стороны, возникающий у человека
в конфликтной ситуации, может как способствовать, так и препятствовать
успешному разрешению конфликтной ситуации.
Важнейшее значение образов — это выполнение ими регулятивной функ­
ции как по отношению к взаимодействию в целом, так и в отношении выбора
конкретных действий. Д. Майерс просто определяет эту проблему: «Наши за­
ключения о том, почему люди поступают так, как они поступают, очень важ­
ны: они определяют наши реакции и решения относительно других» (Май-2 7 8 Часть II. Феноменология конфликтов
ере, 1997, с. 101). Он приводит данные о связи между характером интерпрета­
ции поведения другого и общей удовлетворенностью в отношениях с ним.
К примеру, интерпретация негативных действий супруга как «эгоистичных
и типичных для него» была свойственна тем, кто несчастлив в браке; для тех
же, кто демонстрировал большую удовлетворенность своим браком, была ха­
рактерна тенденция объяснять негативное поведение партнера внешними,
преходящими обстоятельствами.
Попробуем ответить на вопрос: как «объясняют» друг друга участники
конфликта?

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Образ другого» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...
Аудит платежів за ресурси
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНИХ ВИДІВ КРЕДИТУ
ПАСИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
Формування звітних фінансових документів


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 684 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП