ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Социально-перцептивные регуляторы
Напомним, что в соответствии с принятым различением двух принципиаль­
ных классов социально-психологических явлений при изучении конфликта
можно выделить два аспекта: во-первых, конфликт как собственно социаль­
но-психологическое явление и непосредственно наблюдаемое взаимодейст­
вие и, во-вторых, его субъективное отражение участниками — осознание и пе­
реживание различных сторон конфликтной ситуации.
Последний аспект имеет особенное значение в изучении конфликтов: если
многие социально-психологические явления существуют независимо от того,
как они воспринимаются и переживаются участниками группового взаимо­
действия (например, конформизм или групповое давление), то, как уже неод­
нократно отмечалось, конфликт начинается с осознания его участниками не­
совместимости их интересов, противоречия их позиций и т. д. Таким образом,
само существование конфликта как социально-психологического явления ста­
вится в зависимость от субъективного отражения события его участниками.
Проблемы, связанные с восприятием и отражением конфликтного взаимо­
действия, мы будем рассматривать исходя из того, что образ ситуации, яв­
ляющийся регулятором поведения человека в конфликте, представляет со­
бой относительно целостное отражение человеком сути противоречия, общей
«расстановки сил», собственных возможностей и возможностей «оппонента»,
его личности в целом и т. д.
И здесь мы опять сталкиваемся с трудностями, вызванными неразработан­
ностью проблемы ситуаций и их восприятия в психологии. Напомним, что
исследования западных психологов показали, что образы ситуаций являются
не столько отражением их отдельных элементов или ситуационных свойств,
сколько представляют собой своеобразные амальгамы образов «люди-в-си-
туациях». Д. Магнуссон (Magnusson, 1981), проанализировавший характери-2 7 4 Часть II. Феноменология конфликтов
стики ситуаций, предложенные различными специалистами (начиная с работы
У. Томаса 1927 года), выделил актуальные ситуационные свойства (слож­
ность, ясность, сила, способствование/ограничение, задачи, правила, роли,
физические условия и другой человек) и свойства, связанные с людьми —
участниками ситуации (цели, воспринимаемый контроль, ожидания, потреб­
ности и мотивы, аффективные тона и эмоции). В свете упомянутых результа­
тов исследований вычленение в образах конфликтной ситуации ее «чистых»
свойств представляется довольно проблематичным. Опыт нашей работы также
заставляет думать, что люди воспринимают конфликтные ситуации, участни­
ками которых они являются, скорее в «человеческом» измерении — «я-в-си-
туации» и «он/она-в-ситуации».
Хотя акцент был сделан на когнитивных аспектах отражения конфликта,
напомним, что восприятие ситуаций имеет аффективную окрашенность, и это
проявляется в переживании участниками конфликта тех или иных чувств
и эмоциональных состояний, становящихся для них частью общего образа
конфликтной ситуации. Обычно авторы, указывающие на эмоциональные
компоненты конфликта, отмечают возможность возникновения враждебных
чувств, агрессивности, тревожности, страха. Основываясь на своих исследо­
ваниях по психологии настроения, Л. В. Куликов (1997, с. 67) предлагает раз­
личать мотивационные чувства (бодрость, радость, азарт), тензионные чувства
(гнев, страх, тревога — чувства напряжения), самооценочные чувства (печаль,
вина, растерянность, стыд). Понятно, что переживание этих чувств участни­
ками ситуации вариативно, зависит от «состояния дел» в конфликте, а также
от личностных особенностей. Например, в исследовании Н. А. Батурина
(1997) было показано, что эмоциональное содержание неудачи является бо­
лее сложным и противоречивым, чем переживание успеха. Так, переживание
успеха эмоционально почти полностью совпадает с эмоциональным пережи­
ванием радости и не имеет различий, обусловленных полом субъекта. Что же
касается неудачи, то у юношей она оказалась больше связанной с разочарова­
нием, негодованием, гневом (по мнению автора, это свидетельствует об экст-
рапунитивной направленности переживаний), у девушек — с чувствами сты­
да и вины (и, соответственно, интрапунитивной направленностью).
Социально-перцептивные аспекты конфликта будут нами рассмотрены
с точки зрения представлений об адекватности отражения конфликтной си­
туации и с точки зрения образа «другого».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социально-перцептивные регуляторы» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Період окупності
Цифрові системи передачі даних
Аудит орендованих необоротних активів
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 616 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП