Напомним, что в соответствии с принятым различением двух принципиаль ных классов социально-психологических явлений при изучении конфликта можно выделить два аспекта: во-первых, конфликт как собственно социаль но-психологическое явление и непосредственно наблюдаемое взаимодейст вие и, во-вторых, его субъективное отражение участниками — осознание и пе реживание различных сторон конфликтной ситуации. Последний аспект имеет особенное значение в изучении конфликтов: если многие социально-психологические явления существуют независимо от того, как они воспринимаются и переживаются участниками группового взаимо действия (например, конформизм или групповое давление), то, как уже неод нократно отмечалось, конфликт начинается с осознания его участниками не совместимости их интересов, противоречия их позиций и т. д. Таким образом, само существование конфликта как социально-психологического явления ста вится в зависимость от субъективного отражения события его участниками. Проблемы, связанные с восприятием и отражением конфликтного взаимо действия, мы будем рассматривать исходя из того, что образ ситуации, яв ляющийся регулятором поведения человека в конфликте, представляет со бой относительно целостное отражение человеком сути противоречия, общей «расстановки сил», собственных возможностей и возможностей «оппонента», его личности в целом и т. д. И здесь мы опять сталкиваемся с трудностями, вызванными неразработан ностью проблемы ситуаций и их восприятия в психологии. Напомним, что исследования западных психологов показали, что образы ситуаций являются не столько отражением их отдельных элементов или ситуационных свойств, сколько представляют собой своеобразные амальгамы образов «люди-в-си- туациях». Д. Магнуссон (Magnusson, 1981), проанализировавший характери-2 7 4 Часть II. Феноменология конфликтов стики ситуаций, предложенные различными специалистами (начиная с работы У. Томаса 1927 года), выделил актуальные ситуационные свойства (слож ность, ясность, сила, способствование/ограничение, задачи, правила, роли, физические условия и другой человек) и свойства, связанные с людьми — участниками ситуации (цели, воспринимаемый контроль, ожидания, потреб ности и мотивы, аффективные тона и эмоции). В свете упомянутых результа тов исследований вычленение в образах конфликтной ситуации ее «чистых» свойств представляется довольно проблематичным. Опыт нашей работы также заставляет думать, что люди воспринимают конфликтные ситуации, участни ками которых они являются, скорее в «человеческом» измерении — «я-в-си- туации» и «он/она-в-ситуации». Хотя акцент был сделан на когнитивных аспектах отражения конфликта, напомним, что восприятие ситуаций имеет аффективную окрашенность, и это проявляется в переживании участниками конфликта тех или иных чувств и эмоциональных состояний, становящихся для них частью общего образа конфликтной ситуации. Обычно авторы, указывающие на эмоциональные компоненты конфликта, отмечают возможность возникновения враждебных чувств, агрессивности, тревожности, страха. Основываясь на своих исследо ваниях по психологии настроения, Л. В. Куликов (1997, с. 67) предлагает раз личать мотивационные чувства (бодрость, радость, азарт), тензионные чувства (гнев, страх, тревога — чувства напряжения), самооценочные чувства (печаль, вина, растерянность, стыд). Понятно, что переживание этих чувств участни ками ситуации вариативно, зависит от «состояния дел» в конфликте, а также от личностных особенностей. Например, в исследовании Н. А. Батурина (1997) было показано, что эмоциональное содержание неудачи является бо лее сложным и противоречивым, чем переживание успеха. Так, переживание успеха эмоционально почти полностью совпадает с эмоциональным пережи ванием радости и не имеет различий, обусловленных полом субъекта. Что же касается неудачи, то у юношей она оказалась больше связанной с разочарова нием, негодованием, гневом (по мнению автора, это свидетельствует об экст- рапунитивной направленности переживаний), у девушек — с чувствами сты да и вины (и, соответственно, интрапунитивной направленностью). Социально-перцептивные аспекты конфликта будут нами рассмотрены с точки зрения представлений об адекватности отражения конфликтной си туации и с точки зрения образа «другого».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социально-перцептивные регуляторы» з дисципліни «Психологія конфлікту»