ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Ситуационный контекст взаимодействия
К факторам ситуации, определяющим взаимодействие участников конфлик­
та, выбор ими тех или иных стратегий и тактик поведения, а следовательно,
и развитие конфликтного процесса, традиционно относят общий контекст кон­
фликтной ситуации, наличие в этом контексте факторов, осложняющих или
смягчающих остроту противостояния сторон. Кроме того, фактором «ситуа­
ции» для участника конфликта выступает позиция и поведение его партнера.
Сам по себе конфликт может развиваться в двух возможных контекстах —
кооперативном или конкурентном. Речь идет об общем характере отношений
сторон, связанных взаимными интересами или, напротив, соперничеством.
Соперничество побуждает участников ситуации к направлению своей энер­
гии на собственную победу. По мнению конфликтологов, «соперники» обыч­
но имеют «краткосрочную» ориентацию, т. е. более озабочены своей выгодой
в данной ситуации, чем перспективами дальнейших отношений.
В работах М. Дойча было продемонстрировано, какое значение для взаи­
модействия участников конфликта и разрешения ими возникших проблем
имеет кооперативный характер контекста их отношений. В кооперативном
контексте участники ситуации имеют «долгосрочную» ориентацию и озабо­
чены не только достижением своих целей, но и поддержанием хороших отно-2 6 6 Часть II. Феноменология конфликтов
шений в дальнейшем. При заинтересованности в этом коммуникации будут
более частыми, полными и точными, участникам выгодно информировать
друг друга, так же как и быть информированными самим. Поскольку участ­
ники стремятся доверять и нравиться друг другу, они обычно стараются отзы­
ваться на желания, просьбы и потребности другого. «Кооператоры» настрое­
ны на признание легитимности интересов друг друга и поиск решения,
удовлетворяющего потребностям обеих сторон. Конфликты имеют тенден­
цию рассматриваться как общая проблема, которая должна быть решена так,
чтобы все так или иначе оказались в выигрыше (Deutsch, цит. по: Johnson,
1994, р. 118-119).
Оговоримся, что в своих исследованиях Дойч исходит из того, что психо­
логические отношения сторон отвечают заданной модели, где в кооператив­
ном контексте у людей возникают кооперативные отношения, а в конкурент­
ном — конкурентные. Однако кооперативность или конкурентность отноше­
ний определяются не только (а может быть, и не столько) объективным ха­
рактером взаимодействия людей, но и тем смыслом, которым они сами наде­
ляют свои отношения. Тогда члены семьи, например, превращаются в сопер­
ников, стремящихся «победить» друг друга.
Косвенно это подтверждается, в частности, данными, полученными Е. В. Цу­
кановой в ходе экспериментального исследования, заключавшегося в сравне­
нии результатов решения задач в диадах с разным типом отношений. Если
члены диады были связаны взаимоположительными или нейтральными от­
ношениями, то их общение в процессе совместной деятельности значительно
повышало эффективность последней. Если же эти отношения были взаимо-
негативны, то общение участников диады снижало эффективность их совмест­
ной работы: часто им вообще не удавалось решить общую задачу, поскольку
они переключались с решения деловой проблемы на выяснение отношений.
Таким образом, совместная деятельность и объективная необходимость ко­
операции реально не делали взаимодействие участников кооперативным, так
как оно определялось их отношением друг к другу (Цуканова, 1991).
Среди ситуационных факторов разными авторами в той или иной форме
отмечается значение условий, которые могут выступать в качестве ужесто­
чающих или ослабляющих конфликт. Р. Дарендорф, рассуждая о социальных
конфликтах, пишет о том, что чем больше «условий» имеется, тем больше ве­
роятность конфликта, а также вероятность того, что конфликт примет острый
и насильственный характер (Тернер, 1985, с. 288).
Развитие и протекание конкретного конфликта, например, в семье будет,
безусловно, в какой-то мере зависеть от общего эмоционального фона и ха­
рактера семейных отношений, благоприятных или неблагоприятных условий
жизни семьи и т. д. В социологических работах указывается на зависимость
остроты и разрушительного характера возникающих конфликтов от жестко­
сти структуры, в рамках которой возникает конфликт. Иллюстрацией этого
утверждения обычно служат социальные конфликты, возникающие в «жест­
ких» и «гибких» социальных системах. Данное представление вполне согла-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 6 7
суется и с психологическими данными: так, конфликты подростков с родите­
лями (в том числе сопровождающиеся уходом из дома) принимают наиболее
острый характер в тех семьях, где существуют жесткие правила подчинения
детей взрослым, где дети лишены не только возможности высказать свои по­
желания или свое несогласие с родителями, но и права голоса вообще.
Важнейшим с психологической точки зрения ситуативным фактором яв­
ляется наличие «третьих лиц», заинтересованных в усилении или ослаблении
конфликта. Опыт международных отношений и конфликтов изобилует при­
мерами влияния и того и другого рода. «Третий» как условие эффективной
коммуникации и разрешения конфликта будет в дальнейшем предметом на­
шего самого пристального внимания, а пока сошлемся на простейший при­
мер. Очевидно, что конфликт между молодыми супругами зависит от влия­
ния окружающих: одно дело, если близкие твердят, что они чудесная пара,
что все будет хорошо, и другое, если мать начинает говорить дочери, что с са­
мого начала предупреждала ее, что с «этим человеком» счастья ей не видать
и лучше развестись, пока не поздно, и т. д.
В качестве еще одного фактора ситуации, помимо указанных, для участни­
ка конфликта выступает также поведение оппонента, другой стороны. Здесь
мы вновь вынуждены обратиться к работам Дойча, поскольку ни один иссле­
дователь не уделил столько внимания изучению стратегий конфликтного
взаимодействия, как он. Методические приемы и процедуры его исследова­
ний были подробно описаны ранее. В фокусе его внимания находились выбор
(изменение) стратегии поведения под влиянием стратегии поведения партне­
ра, фактически выступавшей в качестве фактора ситуационного контекста.
В лабораторных играх для двоих изучалась эффективность нескольких
разных стратегий: игра допускала альтруистическое, кооперативное, индиви­
дуалистическое, самозащитное или агрессивное поведение участников. На­
помним, что в соответствии с методической процедурой Дойча один из участ­
ников игры всегда являлся сообщником экспериментатора и следовал заранее
оговоренной стратегии поведения в ответ на поведение настоящего испытуе­
мого в игровой ситуации.
Одна из стратегий — «подставь другую щеку» — предполагала, что помощ­
ник экспериментатора реагирует на угрозы и нападки партнера в альтруисти­
ческой манере, демонстрируя кооперативное поведение и вознаграждая дру­
гого. «Некарательная» стратегия предписывала ему самозащитное поведение
в ответ на атаки и угрозы. «Сдерживающая» стратегия предполагала ответ­
ную угрожающую реакцию при любых некооперативных действиях партнера
и ответные контратаки, при этом любому кооперативному действию соответ­
ствовала кооперативная реакция. Остальные стратегии были различными ва­
риантами стратегии типа «исправившийся грешник». Сообщник эксперимен­
татора играл очень угрожающую и агрессивную роль на начальных этапах
игры (пятнадцать проб), но затем «разоружался» и резко менял свое поведе­
ние на стратегию «подставь другую щеку», некарательную или сдерживаю­
щую стратегию (в разных сериях экспериментов). 2 6 8 Часть II. Феноменология конфликтов
По мнению Дойча, последние три стратегии направлены на стимулирова­
ние кооперативного взаимодействия. Стратегия «подставь другую щеку» взы­
вает к совести и доброй воле оппонента, этот подход характерен для многих
религиозных направлений и сторонников ненасилия. Сдерживающая страте­
гия основывается на политике «кнута и пряника», поощряя кооперацию и на­
казывая некооперацию; она имеет более утилитарный характер и часто опи­
сывается как рационалистическая. Некарательная стратегия делает акцент на
поощрении кооперации и нейтрализации агрессивного поведения; она апел­
лирует к интересам человека скорее через позитивное, чем негативное воз­
действие. Предполагается, что тем самым удается избежать непонимания и
враждебности, которые могут быть следствием наказания, переживаемого
субъектом.
Разнообразные эксперименты, проводившиеся Дойчем и его коллегами,
были направлены на сравнение использования этих стратегий поведения в
ситуациях разной степени конкурентности (от относительно слабой до силь­
но выраженной), а также на изучение различных частных вариаций этих
стратегий. Результаты данных экспериментов оказались во многом схожими
и были обобщены Дойчем следующим образом.
1. Некарательная стратегия была наиболее эффективной в стимулирова­
нии кооперативного поведения субъекта и, кроме того, приводила к
наилучшему результату совместной деятельности участников игровой
процедуры. Эффективность этой стратегии оказывалась наиболее
устойчивой от эксперимента к эксперименту и в наименьшей степени
варьировала от ситуации к ситуации. По сравнению с некарательной
все остальные стратегии проигрывали в продуцировании кооператив­
ного поведения и уменьшении агрессии испытуемых субъектов.
2. Эффективность стратегии «подставь другую щеку» оказалась сильно
зависимой от степени конкурентности ситуации. Чем более конкурент­
ными были устремления участников ситуации, тем больше они были
склонны эксплуатировать сообщника экспериментатора, использовав­
шего эту стратегию.
3. Сдерживающая стратегия вызывала более агрессивное и самозащитное
и менее кооперативное поведение субъектов по сравнению с другими
стратегиями. Помощник экспериментатора, использовавший эту стра­
тегию, оценивался как наименее добрый и кооперативный и наиболее
эгоистичный.
Многочисленные экспериментальные исследований М. Дойча легли в ос­
нову сформулированного им закона социальных отношений: «Характерные
процессы и эффекты, вызываемые данным типом социальных отношений,
имеют тенденцию вызывать данный тип социальных отношений» (Deutsch,
р. 69). Этот закон означает, что кооперация вызывает и вызывается воспри­
нимаемым подобием в представлениях и аттитюдах участников взаимодейст­
вия, их готовностью помогать, открытостью в коммуникации, доверяющими Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 6 9
и дружественными установками, восприимчивостью к общим интересам и не
подчеркиванием противоположных интересов, ориентацией на объединение
усилий в противоположность подчеркиванию различий в силе между участ­
никами. Аналогично конкуренция вызывает и вызывается использованием
тактики принуждения, угрозы и хитрости, попытками увеличить различия
в относительной силе сторон в свою пользу, ограничениями в коммуникации,
минимальным осознанием сходства в ценностях и усилении восприимчиво­
сти к противоположности интересов, подозрительными и враждебными уста­
новками, значимостью, жесткостью и величиной проблем в конфликте и т. д.
Несмотря на известный скепсис, который вызывают лабораторные иссле­
дования Дойча и релевантность их результатов обычным человеческим кон­
фликтам, его выводы, безусловно, представляют и интерес, и практический
смысл.
Наш опыт работы с конфликтами позволяет дополнить описание ситуа­
тивных факторов, связанных с партнером, такой, на наш взгляд, существен­
ной детерминантой конфликтного взаимодействия партнеров, как опыт отно­
шений сторон. В отличие от «социальных конфликтологов», нередко сталкива­
ющихся с конфликтами, участники которых могут быть не связаны какими-то
длительными и тесными отношениями, психолог имеет дело с трудностями и
нарушениями в отношениях людей, которые имеют свою историю. Муж и же­
на, родители и подрастающие дети, начальник и подчиненный, мама и учи­
тельница — всех их связывает, пусть и в разной степени, опыт уже имеющих­
ся отношений. Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного
преодоления в прошлом становится положительным фактором с точки зре­
ния установки участников конфликта на новую ситуацию разногласий, нега­
тивный же опыт отрицательно влияет на развитие нового конфликта.
Общий вывод, которого требует указание на ситуационные факторы раз­
вития взаимодействия, привычен для психологии и аналогичен тому, к кото­
рому мы уже приходили при описании ситуативных факторов возникнове­
ния конфликтов: факторы ситуации имеют влияние на поведение участников
конфликтного взаимодействия, однако это влияние неоднозначно и опосреду­
ется субъективными психологическими установками и особенностями участ­
ников конфликта.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ситуационный контекст взаимодействия» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЗМІСТ ТА ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СУБ’ЄКТІВ ГОСПОДА...
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Форми безготівкових розрахунків
Класична теорія фінансування
РОЗРАХУНКИ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 858 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП