К факторам ситуации, определяющим взаимодействие участников конфлик та, выбор ими тех или иных стратегий и тактик поведения, а следовательно, и развитие конфликтного процесса, традиционно относят общий контекст кон фликтной ситуации, наличие в этом контексте факторов, осложняющих или смягчающих остроту противостояния сторон. Кроме того, фактором «ситуа ции» для участника конфликта выступает позиция и поведение его партнера. Сам по себе конфликт может развиваться в двух возможных контекстах — кооперативном или конкурентном. Речь идет об общем характере отношений сторон, связанных взаимными интересами или, напротив, соперничеством. Соперничество побуждает участников ситуации к направлению своей энер гии на собственную победу. По мнению конфликтологов, «соперники» обыч но имеют «краткосрочную» ориентацию, т. е. более озабочены своей выгодой в данной ситуации, чем перспективами дальнейших отношений. В работах М. Дойча было продемонстрировано, какое значение для взаи модействия участников конфликта и разрешения ими возникших проблем имеет кооперативный характер контекста их отношений. В кооперативном контексте участники ситуации имеют «долгосрочную» ориентацию и озабо чены не только достижением своих целей, но и поддержанием хороших отно-2 6 6 Часть II. Феноменология конфликтов шений в дальнейшем. При заинтересованности в этом коммуникации будут более частыми, полными и точными, участникам выгодно информировать друг друга, так же как и быть информированными самим. Поскольку участ ники стремятся доверять и нравиться друг другу, они обычно стараются отзы ваться на желания, просьбы и потребности другого. «Кооператоры» настрое ны на признание легитимности интересов друг друга и поиск решения, удовлетворяющего потребностям обеих сторон. Конфликты имеют тенден цию рассматриваться как общая проблема, которая должна быть решена так, чтобы все так или иначе оказались в выигрыше (Deutsch, цит. по: Johnson, 1994, р. 118-119). Оговоримся, что в своих исследованиях Дойч исходит из того, что психо логические отношения сторон отвечают заданной модели, где в кооператив ном контексте у людей возникают кооперативные отношения, а в конкурент ном — конкурентные. Однако кооперативность или конкурентность отноше ний определяются не только (а может быть, и не столько) объективным ха рактером взаимодействия людей, но и тем смыслом, которым они сами наде ляют свои отношения. Тогда члены семьи, например, превращаются в сопер ников, стремящихся «победить» друг друга. Косвенно это подтверждается, в частности, данными, полученными Е. В. Цу кановой в ходе экспериментального исследования, заключавшегося в сравне нии результатов решения задач в диадах с разным типом отношений. Если члены диады были связаны взаимоположительными или нейтральными от ношениями, то их общение в процессе совместной деятельности значительно повышало эффективность последней. Если же эти отношения были взаимо- негативны, то общение участников диады снижало эффективность их совмест ной работы: часто им вообще не удавалось решить общую задачу, поскольку они переключались с решения деловой проблемы на выяснение отношений. Таким образом, совместная деятельность и объективная необходимость ко операции реально не делали взаимодействие участников кооперативным, так как оно определялось их отношением друг к другу (Цуканова, 1991). Среди ситуационных факторов разными авторами в той или иной форме отмечается значение условий, которые могут выступать в качестве ужесто чающих или ослабляющих конфликт. Р. Дарендорф, рассуждая о социальных конфликтах, пишет о том, что чем больше «условий» имеется, тем больше ве роятность конфликта, а также вероятность того, что конфликт примет острый и насильственный характер (Тернер, 1985, с. 288). Развитие и протекание конкретного конфликта, например, в семье будет, безусловно, в какой-то мере зависеть от общего эмоционального фона и ха рактера семейных отношений, благоприятных или неблагоприятных условий жизни семьи и т. д. В социологических работах указывается на зависимость остроты и разрушительного характера возникающих конфликтов от жестко сти структуры, в рамках которой возникает конфликт. Иллюстрацией этого утверждения обычно служат социальные конфликты, возникающие в «жест ких» и «гибких» социальных системах. Данное представление вполне согла-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 6 7 суется и с психологическими данными: так, конфликты подростков с родите лями (в том числе сопровождающиеся уходом из дома) принимают наиболее острый характер в тех семьях, где существуют жесткие правила подчинения детей взрослым, где дети лишены не только возможности высказать свои по желания или свое несогласие с родителями, но и права голоса вообще. Важнейшим с психологической точки зрения ситуативным фактором яв ляется наличие «третьих лиц», заинтересованных в усилении или ослаблении конфликта. Опыт международных отношений и конфликтов изобилует при мерами влияния и того и другого рода. «Третий» как условие эффективной коммуникации и разрешения конфликта будет в дальнейшем предметом на шего самого пристального внимания, а пока сошлемся на простейший при мер. Очевидно, что конфликт между молодыми супругами зависит от влия ния окружающих: одно дело, если близкие твердят, что они чудесная пара, что все будет хорошо, и другое, если мать начинает говорить дочери, что с са мого начала предупреждала ее, что с «этим человеком» счастья ей не видать и лучше развестись, пока не поздно, и т. д. В качестве еще одного фактора ситуации, помимо указанных, для участни ка конфликта выступает также поведение оппонента, другой стороны. Здесь мы вновь вынуждены обратиться к работам Дойча, поскольку ни один иссле дователь не уделил столько внимания изучению стратегий конфликтного взаимодействия, как он. Методические приемы и процедуры его исследова ний были подробно описаны ранее. В фокусе его внимания находились выбор (изменение) стратегии поведения под влиянием стратегии поведения партне ра, фактически выступавшей в качестве фактора ситуационного контекста. В лабораторных играх для двоих изучалась эффективность нескольких разных стратегий: игра допускала альтруистическое, кооперативное, индиви дуалистическое, самозащитное или агрессивное поведение участников. На помним, что в соответствии с методической процедурой Дойча один из участ ников игры всегда являлся сообщником экспериментатора и следовал заранее оговоренной стратегии поведения в ответ на поведение настоящего испытуе мого в игровой ситуации. Одна из стратегий — «подставь другую щеку» — предполагала, что помощ ник экспериментатора реагирует на угрозы и нападки партнера в альтруисти ческой манере, демонстрируя кооперативное поведение и вознаграждая дру гого. «Некарательная» стратегия предписывала ему самозащитное поведение в ответ на атаки и угрозы. «Сдерживающая» стратегия предполагала ответ ную угрожающую реакцию при любых некооперативных действиях партнера и ответные контратаки, при этом любому кооперативному действию соответ ствовала кооперативная реакция. Остальные стратегии были различными ва риантами стратегии типа «исправившийся грешник». Сообщник эксперимен татора играл очень угрожающую и агрессивную роль на начальных этапах игры (пятнадцать проб), но затем «разоружался» и резко менял свое поведе ние на стратегию «подставь другую щеку», некарательную или сдерживаю щую стратегию (в разных сериях экспериментов). 2 6 8 Часть II. Феноменология конфликтов По мнению Дойча, последние три стратегии направлены на стимулирова ние кооперативного взаимодействия. Стратегия «подставь другую щеку» взы вает к совести и доброй воле оппонента, этот подход характерен для многих религиозных направлений и сторонников ненасилия. Сдерживающая страте гия основывается на политике «кнута и пряника», поощряя кооперацию и на казывая некооперацию; она имеет более утилитарный характер и часто опи сывается как рационалистическая. Некарательная стратегия делает акцент на поощрении кооперации и нейтрализации агрессивного поведения; она апел лирует к интересам человека скорее через позитивное, чем негативное воз действие. Предполагается, что тем самым удается избежать непонимания и враждебности, которые могут быть следствием наказания, переживаемого субъектом. Разнообразные эксперименты, проводившиеся Дойчем и его коллегами, были направлены на сравнение использования этих стратегий поведения в ситуациях разной степени конкурентности (от относительно слабой до силь но выраженной), а также на изучение различных частных вариаций этих стратегий. Результаты данных экспериментов оказались во многом схожими и были обобщены Дойчем следующим образом. 1. Некарательная стратегия была наиболее эффективной в стимулирова нии кооперативного поведения субъекта и, кроме того, приводила к наилучшему результату совместной деятельности участников игровой процедуры. Эффективность этой стратегии оказывалась наиболее устойчивой от эксперимента к эксперименту и в наименьшей степени варьировала от ситуации к ситуации. По сравнению с некарательной все остальные стратегии проигрывали в продуцировании кооператив ного поведения и уменьшении агрессии испытуемых субъектов. 2. Эффективность стратегии «подставь другую щеку» оказалась сильно зависимой от степени конкурентности ситуации. Чем более конкурент ными были устремления участников ситуации, тем больше они были склонны эксплуатировать сообщника экспериментатора, использовав шего эту стратегию. 3. Сдерживающая стратегия вызывала более агрессивное и самозащитное и менее кооперативное поведение субъектов по сравнению с другими стратегиями. Помощник экспериментатора, использовавший эту стра тегию, оценивался как наименее добрый и кооперативный и наиболее эгоистичный. Многочисленные экспериментальные исследований М. Дойча легли в ос нову сформулированного им закона социальных отношений: «Характерные процессы и эффекты, вызываемые данным типом социальных отношений, имеют тенденцию вызывать данный тип социальных отношений» (Deutsch, р. 69). Этот закон означает, что кооперация вызывает и вызывается воспри нимаемым подобием в представлениях и аттитюдах участников взаимодейст вия, их готовностью помогать, открытостью в коммуникации, доверяющими Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 6 9 и дружественными установками, восприимчивостью к общим интересам и не подчеркиванием противоположных интересов, ориентацией на объединение усилий в противоположность подчеркиванию различий в силе между участ никами. Аналогично конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы и хитрости, попытками увеличить различия в относительной силе сторон в свою пользу, ограничениями в коммуникации, минимальным осознанием сходства в ценностях и усилении восприимчиво сти к противоположности интересов, подозрительными и враждебными уста новками, значимостью, жесткостью и величиной проблем в конфликте и т. д. Несмотря на известный скепсис, который вызывают лабораторные иссле дования Дойча и релевантность их результатов обычным человеческим кон фликтам, его выводы, безусловно, представляют и интерес, и практический смысл. Наш опыт работы с конфликтами позволяет дополнить описание ситуа тивных факторов, связанных с партнером, такой, на наш взгляд, существен ной детерминантой конфликтного взаимодействия партнеров, как опыт отно шений сторон. В отличие от «социальных конфликтологов», нередко сталкива ющихся с конфликтами, участники которых могут быть не связаны какими-то длительными и тесными отношениями, психолог имеет дело с трудностями и нарушениями в отношениях людей, которые имеют свою историю. Муж и же на, родители и подрастающие дети, начальник и подчиненный, мама и учи тельница — всех их связывает, пусть и в разной степени, опыт уже имеющих ся отношений. Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления в прошлом становится положительным фактором с точки зре ния установки участников конфликта на новую ситуацию разногласий, нега тивный же опыт отрицательно влияет на развитие нового конфликта. Общий вывод, которого требует указание на ситуационные факторы раз вития взаимодействия, привычен для психологии и аналогичен тому, к кото рому мы уже приходили при описании ситуативных факторов возникнове ния конфликтов: факторы ситуации имеют влияние на поведение участников конфликтного взаимодействия, однако это влияние неоднозначно и опосреду ется субъективными психологическими установками и особенностями участ ников конфликта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ситуационный контекст взаимодействия» з дисципліни «Психологія конфлікту»