Как уже упоминалось, предметом внимания конфликтологов являются в ос новном два варианта взаимодействия в конфликте — конкурентное, направ ленное на достижение собственных целей за счет партнера, и кооперативное, Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 5 3 основанное на попытках договориться. Каким образом реализуются эти стра тегии? В любом случае процесс взаимодействия в конфликте представляет собой серию взаимонаправленных, обоюдных интеракций, в ходе которых участни ки конфликта либо пытаются оказать одностороннее влияние на другую сто рону, либо строят свое общение таким образом, что сами оказываются откры ты влиянию партнера, поддерживая с ним диалог. Результат этого диалога может быть заранее не известен им обоим и рождается в ходе общения и со вместного поиска. Объектом воздействия (влияния) становятся мотивы партнера, его цен ности, представления о сложившейся ситуации, его эмоциональные состоя ния и т. д. Проблема психологического влияния является предметом внимания ряда публикаций Е. В. Сидоренко (Сидоренко, 1995, 1997, 1998). С использовани ем работ отечественных и зарубежных авторов ею составлены классифика ции видов влияния и видов психологического противостояния влиянию (табл. 8.1 и 8.2). Таблица 8.1. Виды психологического влияния (Сидоренко, 1998) Вид влияния 1.Убеждение 2. Самопро движение 3. Внушение Определение Сознательное аргументиро ванное воздействие на дру гого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их сужде ния, отношения, намерения или решения Открытое проявление сви детельств своей компетент ности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимуще ства при отборе кандидатов, назначении на должность и др. Сознательное, неаргументи рованное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью из менение их состояния, отно шения к чему-либо и пред расположенности к опреде ленным действиям Средства влияния • Предъявление адресату ясных, четко сформулиро ванных аргументов в приемлемом для него темпе и в понятных для него терминах (метод развертыва ния аргументации). Открытое признание как силь ных, так и слабых сторон предлагаемого решения, дающее адресату понять, что инициатор сам видит ограничения этого решения (метод двусторонней аргументации). • Получение согласия на каждом шаге доказательства (метод положительных ответов Сократа) • Реальная демонстрация своих возможностей. • Предъявление сертификатов, дипломов, официаль ных отзывов, патентов, печатных работ и др. • Раскрытие своих личных целей. • Формулирование своих запросов и условий • Личный магнетизм. • Личный авторитет. • Уверенность вербального и невербального поведения. • Отчетливая, размеренная речь. • Использование условий и обстановки, усиливающих суггестивное воздействие (приглушенное освещение, ритмические звуки, ритуальные прикосновения и др.) • Выбор наиболее внушаемых партнеров 2 5 4 Глава 8. Конфликтное взаимодействие Вид влияния 4. Заражение 5. Пробужде ние импульса к подражанию 6. Формирова ние благо склонности 7. Просьба 8. Принужде ние 9. Деструктив ная критика Определение Передача своего состояния другому человеку или груп пе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отноше ние. Передаваться или усваиваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность мо жет как непроизвольно про являться, так и произвольно использоваться. Стремле ние подражать и подража ние (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как про извольным, так и непроиз вольным Развитие у адресата поло жительного отношения к себе Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия Требование выполнять рас поряжения инициатора, под крепленное открытыми или подразумеваемыми угроза ми. Субъективно принужде ние переживается: инициа тором - как собственное давление, адресатом - как давление на него со сторо ны инициатора или обстоя тельств Высказывание пренебрежи тельных или оскорбитель ных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, по ношение или осмеяние его Таблица 8.1. Продолжение Средства влияния • Высокая энергетика собственного поведения. • Артистизм в исполнении действия. • Интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия. • Постепенное наращивание интенсивности действия. • Индивидуализированный взгляд в глаза. Прикосно вение и телесный контакт • Публичная известность. • Демонстрация высоких образцов мастерства. • Явление примеров доблести, милосердия, служения идее. • Новаторство. • Личный магнетизм. • «Модное» поведение и оформление внешности. • Призыв к подражанию аммаямвлО ! м м м м я „ .-< Я • Проявления инициатором собственной незаурядно сти и привлекательности. • Высказывание благоприятных суждений об адресате. • Подражание адресату. • Оказание ему услуги • Ясные и вежливые формулировки. • Проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям • Объявление жестко определенных сроков или спосо бов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований. • Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений. • Запугивание возможными последствиями. • Угроза наказанием, в наиболее грубых формах - физической расправой • Принижение личности партнера по общению (напри мер, по формуле: «Да что тебе объяснять, все равно ты не поймешь.»). • Высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить: внешности, социального и национального происхождения, скорости реакций, тембра голоса и др. Стратегии и тактики взаимодействия 2 5 5 Вид влияния 10. Игнориро вание 11. Манипуля ция Определение дел и поступков. Разруши тельность такой критики со стоит в том, что она не по зволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими от рицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказыва ниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в не- вание выступает как тактич ная форма прощения бес тактности или неловкости, допущенной партнером Скрытое от адресата побуж дение к переживанию опре деленных состояний, изме нения отношения к чему-ли бо, принятию решений и вы полнению действий, необхо димых для достижения ини циатором своих собствен ных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и дейст вия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответст венными за них Средства влияния • Высказывание справедливых критических замечаний адресату, который находится в состоянии ошелом ленности и подавленности неудачей • Демонстративное пропускание слов партнера мимо ушей. Невербальное поведение, указывающее на то, что присутствие партнера не замечается. Невыпол нение обещаний или опоздание с отсутствием попы ток что-либо объяснить. • Молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос, упрек или любое другое высказывание партнера. • Внезапная смена темы разговора • Нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном приближении или даже касании. • Резкое ускорение или, наоборот, замедление темпа беседы. • Поддразнивающие высказывания вроде: «Тебя что, так легко расстроить (задеть, обмануть, заставить подчиниться»)? • Подзадоривающие высказывания (например: «Вряд ли ты сможешь это сделать» или «Эта вещь слишком дорогая, чтобы ты смог ее купить»). • «Невинный» обман, введение в заблуждение. • Замаскированные под малозначительные и случай ные высказывания оговор и клевета, которые могут быть приняты за таковые лишь по недоразумению. • Преувеличенная демонстрация своей слабости, не опытности, неосведомленности, «глупости» для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу, передать ему ценную или даже секретную информацию, научить его делать что-либо и т. п. • «Невинный» шантаж (например, «дружеские» намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные ад ресатом в прошлом; шутливые упоминания «старых грехов» или личных тайн адресата) Психологическое влияние (в понимании автора являющееся синонимом воздействия) определяется Сидоренко как «воздействие на состояние, мыс ли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психоло гических средств», а соответственно «противостояние чужому влиянию» — 2 5 6 Часть II. Феноменология конфликтов как «сопротивление воздействию другого человека с помощью психологиче ских средств» (Сидоренко, 1997, с. 125). Используя эти средства влияния и противостояния чужому влиянию, человек пытается преодолеть противоре чивую ситуацию, сложившуюся в отношениях с партнером. При этом, если такие формы влияния, как убеждение, внушение и просьба, могут использо ваться как в диалоге равноправных партнеров, так и в случае давления на партнера, то принуждение, деструктивная критика, игнорирование и манипу ляция отражают методы «борьбы», направленные на «победу» над партнером. Таблица 8.2. Виды психологического противостояния влиянию (Сидоренко, 1997) Вид противостояния влиянию 1. Контраргументация 2. Конструктивная критика 3. Энергетическая мобилизация 4. Творчество 5. Уклонение 6. Психологическая самооборона 7. Игнорирование 8. Конфронтация 9. Отказ Определение Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опро вергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий ини циатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, услови ям и требованиям адресата Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему опреде ленное состояние, отношение, намерение или способ действий Создание нового, пренебрегающего влиянием образца, примера или моды либо преодолевающего его Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воз действия, в том числе случайных личных встреч и столкновений Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания даль нейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не заме чает либо не принимает во внимание слов, действий и выраженных инициатором воздействия чувств Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей по зиции и своих требований инициатору воздействия Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициато ра воздействия По мнению Сидоренко, психологически конструктивное влияние должно отвечать трем критериям: 1) не быть разрушительным для личностей, участ вующих во взаимодействии, и их отношений; 2) быть психологически кор ректным (учитывающим психологические особенности партнера и текущей ситуации и использующим «правильные» психологические приемы воздей ствия); 3) удовлетворять потребности обеих сторон (Сидоренко, 1997). Хотя в общем это не вызывает возражений, конкретизация предложенных крите риев затруднительна. Например, как узнать, удовлетворяет ли степень влия ния (взаимовлияния) потребности участников общения? Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 5 7 Проблема конструктивности влияния (взаимовлияния), как и взаимодей ствия вообще, парадоксальным образом сочетает в себе кажущуюся ее оче видность с «трудноуловимостью» конкретного содержания. Действительно, как определить степень его конструктивности/неконструктивности в каждом отдельном случае? Когда Сидоренко пытается проанализировать разные ви ды влияния под этим углом зрения, она либо вынуждена констатировать их неоднозначный характер, либо оговаривает условия их конструктивности и т. д. Правомернее, на наш взгляд, говорить об амбивалентном характере большей части ви дов влияния, которые могут иметь как кон структивный, так и деструктивный характер, в зависимости от целей партнеров и особен ностей ситуации. Часто речь фактически идет не о принци пиальных различиях между «правильными» и «неправильными» техниками взаимодейст вия, но о том, что одна и та же техника может принимать разный характер. Например, Аргайл и его коллеги, описывая «ассертивное» (настойчивое) по ведение, указывают на некоторые факторы, способствующие его возможному переходу в негативные формы. Так, чем выше статус человека и больше власть, которой он обладает, тем труднее по отношению к нему сохранять «ассертив- ность» и вероятнее появление таких негативных форм реакции, как несогла сие, отказ и т. д. Аналогичными факторами, затрудняющими «ассертивное» поведение человека, являются сложность ситуации и ее непривычность (на пример, неясность правил взаимодействия). Кроме того, очевидны расхожде ния в культурных нормах того, что считается допустимым уровнем «настой чивости» в поведении, например для мужчин и женщин (Argyle, Furnham, Graham, 1981). Напористость в конфликте часто отличается от ассертивности одним лишь желанием противодействовать другому. Таким образом, хотя отдельные стратегии и сопрягаются с конкурентным или кооперативным взаимодействием достаточно явно, многие из них (на пример такие, как аргументация, убеждение) могут применяться и в целях «борьбы», и в целях диалога, обретая разную «окраску» в зависимости от эмоциональной «нагруженности».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Процесс и виды воздействия» з дисципліни «Психологія конфлікту»