ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Мотивы и цели участников взаимодействия
Примечательно, что цели, преследуемые людьми в конфликтах, при всей их
значимости в регулировании конфликтного взаимодействия нечасто стано­
вятся предметом обсуждения в литературе. В основном явно или неявно вы­
деляются «проблемный» («предметный») и «эмоциональный» аспекты кон­
фликта. Последний связан с отношениями сторон: очевидно, подразумевает­
ся, что цели участников конфликта фокусируются в его «предметном» слое.
С точки зрения психолога такой подход представляется ограниченным.
Впрочем, понятие цели не является тщательно разработанным и в самой
психологии. Цель предлагается трактовать как «осознанный образ предвос­
хищаемого результата, на достижение которого направлено действие челове­
ка» (Краткий психологический словарь, 1998, с. 434). Исходя из этого опре­
деления, цели могут иметь только осознаваемый характер, точно так же, как
мотивы превращаются в мотивы-цели только будучи осознанными (там же,
с. 433). Следовательно, говоря о поведении человека в конфликте, мы долж­
ны были бы говорить о целях как осознаваемых им мотивах своего поведения
и просто о мотивах в тех случаях, когда человек не ставит перед собой созна­
тельных целей. Однако ответ на вопрос об осознаваемости или неосознавае­
мое™ мотива далеко не очевиден.
Например, при возникновении конфликта с начальником человек обсуж­
дает сложившуюся ситуацию с коллегами, стремясь убедить их в своей пра­
воте, заручиться их возможной поддержкой или просто желая выговориться.
Поскольку при этом он не ставит перед собой конкретных задач, то, в соот­
ветствии с приведенным определением, в данном случае о целях речь не идет.
Но если мы спросим его, важно ли для него, чтобы окружающие считали его
поведение обоснованным и справедливым, он ответит утвердительно и аргу­
ментирует свою позицию. Возможно, до нашего вопроса он и не задумывался
над этим, но теперь ясно и вполне осознанно говорит о своих стремлениях.
Означает ли это, что у него появилась конкретная цель? («Отдает ли он себе
отчет в своих действиях?» — эта конструкция из обыденной речи также под­
разумевает возможность неосознавания, «неотчета» перед самим собой в своих
стремлениях.) Известно выражение Н. А. Бернштейна об образе «потребного
будущего» как предвосхищаемом результате. Для человека, переживающего
конфликт, «потребное будущее» — это преодоление противоречия. Вместе 2 4 4 Часть II. Феноменология конфликтов
с тем вряд ли участник конфликта станет формулировать свои цели в этой
системе представлений.
Сложность данной проблемы возрастает, когда мы начинаем рассуждать
о целях социального взаимодействия. Люди входят в определенные типы
взаимодействия или ситуаций, ожидая, что смогут реализовать свои стремле­
ния, достичь поставленной цели. Столь же распространенным в литературе
по психологии социальных ситуаций является представление, что цели явля­
ются центральной характеристикой социальной ситуации, ее системообра­
зующим признаком, тогда как остальные признаки ситуаций могут быть опре­
делены через их отношение к целям ситуации.
Такой позиции, в частности, придерживаются авторы известных работ
в области психологии социальных ситуаций М. Аргайл, А. Фюрнхам и Дж. Гра-
хам. В своей работе «Социальные ситуации» они определяют цель как состоя­
ние, к которому сознательно или бессознательно стремятся и которое при его
достижении приносит удовлетворение, а при недостижении — фрустрацию.
При этом речь может идти о состоянии физического мира или о собственном
телесном состоянии, о поведении, желательном для себя и для других, и т. д.
(Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 68-69). Таким образом, в данной трактов­
ке цели могут иметь неосознаваемый характер.
Как всегда, полезным приемом для уточнения содержания понятия явля­
ется обращение к методам изучения соответствующей феноменологии. Для
выявления целей, преследуемых людьми в конкретной ситуации, можно ис­
пользовать несколько методических приемов. В свое время Левин предложил
изучать жизненное пространство с помощью наблюдения за поведением лю­
дей в этом пространстве. Ссылаясь на Левина, Аргайл, Фюрнхам и Грахам
считают, что по типичному поведению (если большинство людей ведет себя
одним и тем же образом) можно делать заключения об особенностях ситуа­
ции и, соответственно, судить о целях, которые преследуются людьми в том
или ином случае. Например, как пишут авторы, наблюдая за поведением по­
сетителей ресторана, можно увидеть, что помимо принятия пищи они много
разговаривают между собой. Следовательно, общение друг с другом в ресто­
ране может рассматриваться как одна из типичных целей данной ситуации.
Аналогично, наблюдая за вербальным и невербальным поведением людей
в ситуации конфликтного взаимодействия, можно прийти к выводу, что их
целью является кричать друг на друга и проявлять агрессию, но, хотя это
и верно для отдельных случаев, чаще всего это не цель, а способ достижения
иных целей в ходе конфликта.
Далее, цели ситуации могут быть выявлены с помощью измерения моти-
вационного состояния людей до и после определенной ситуации. По измене­
нию этого состояния можно судить о том, в какой степени та или иная ситуа­
ция способствовала реализации мотивов. По мнению Аргайла и его коллег,
состояние можно измерить тремя основными способами — с помощью физио­
логических показателей (в качестве примера авторы ссылаются на возмож­
ность получения соответствующих физиологических показателей до и после Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 4 5
посещения ресторана); с помощью опросников, позволяющих отличить уро­
вень мотивации человека в данный момент от его нормального, или базового,
уровня и с помощью проективных тестов. Такие тесты используются также
для оценки тех целей, которые потенциально могут быть удовлетворены дан­
ной ситуацией. Понятно, однако, что данные приемы относятся к весьма кос­
венным способам выявления целей людей в определенных ситуациях. К тому
же при их использовании трудно избежать произвольности в интерпретации
данных. Например, если в результате соответствующих замеров, проделан­
ных «до» и «после» объяснения супругов по поводу их отношений, мы выяс­
ним, что уровень внутреннего напряжения у них возрос, все же будет трудно
согласиться с тем, что именно это и было их целью в данной ситуации.
Принципиальной альтернативой названным косвенным методам выявле­
ния целевой структуры ситуаций является путь прямого опроса. Поскольку
преимущества этого способа очевидны, Аргайл, Фюрнхам и Грахам (которые
сами пошли именно этим путем) считают нужным особенно тщательно про­
анализировать связанные с ним сомнения, которые в сущности сводятся
к одному — способны ли люди прояснить целевую структуру ситуаций. Во-
первых, на них может повлиять фактор социальной нормативности, и тогда
неприемлемые или просто не одобряемые мотивы могут оказаться скрытыми.
Этот риск, как считают авторы, можно минимизировать путем умелого ин­
структирования и гарантией анонимности субъектов.
Во-вторых, некоторые цели могут не осознаваться. По этому поводу авто­
ры также придерживаются оптимистической точки зрения. Их оптимизм ос­
нован на результатах собственных исследований, которые убедили их в том,
что субъекты на самом деле в состоянии осознавать и отдавать себе отчет
в возможности реализовать в ситуации даже такие мотивы (что a priori не яв­
ляется очевидным), как «сексуальная активность» или «стремление произве­
сти хорошее впечатление». Кроме того, в этом случае, по мнению авторов, мо­
жет помочь использование косвенных вопросов типа «Что доставило бы вам
наибольшее удовлетворение/наибольшее разочарование в ситуации Х7».
В-третьих, как часто подчеркивается социологами, необходимо учитывать,
что многие цели являются латентными, в том числе «системные потребно­
сти», например интегрирование группы. Здесь авторы вновь ссылаются на ре­
зультаты собственных исследований, которые, по их мнению, убедительно
свидетельствуют, что такие «системные потребности» отражаются в социаль­
ных потребностях индивидов и люди в состоянии оценить релевантность для
различных ситуаций таких целей, как «завести новых друзей», «узнать людей
получше» и «быть принятым другими».
Таким образом, по мнению авторов, подход, использованный ими в иссле­
дованиях по выявлению целей, является вполне правомочным.
Вернемся к нашему рассмотрению конфликтного взаимодействия. Как
можно выявить цели, преследуемые людьми в конфликтах? Ответить на этот
вопрос означает получить существенное представление о детерминантах про­
цессов, происходящих в конфликте. 2 4 6 Часть II. Феноменология конфликтов
Наша задача в какой-то мере облегчается тем, что в само понятие кон­
фликта в качестве одного из признаков этого явления введено представление
об активности, направленной на преодоление противоречия. Таким образом,
в самом общем виде можно сказать, что целью людей в конфликте является
изменение ситуации в благоприятную для себя сторону (идет ли речь о кон­
фликте с другими или конфликте с самим собой): «сделать так, чтобы было
по-моему», «принять решение» и т. д. Далее, поскольку конфликт предпола­
гает взаимодействие сторон (независимо от того, реализуется ли оно в форме
«борьбы» или диалога), то эта активность неизбежно направляется на «дру­
гую сторону». Следовательно, в явном или косвенном виде существуют цели,
связанные с воздействием друг на друга («договориться», «взять верх» и т. д.).
Для выявления целей, преследуемых людьми в конфликтах, можно вос­
пользоваться приемами, описанными выше. Например, можно прибегнуть
к прямым или косвенным вопросам к участникам конфликта. В своей работе
мы часто используем вопрос типа «Какой вариант разрешения данной ситуа­
ции представляется вам наиболее желательным?». Некоторые выводы отно­
сительно целей людей можно сделать и на основе анализа их типичного пове­
дения в конфликтном взаимодействии.
Цели могут иметь различный характер: в широком смысле цели челове­
ка — это главные, направляющие факторы, определяющие его образ жизни,
выбор тех или иных ситуаций, предпочтение одних возможностей другим
и т. д. Наряду с долгосрочными существуют и цели более частные, связанные
с конкретной ситуацией (далее речь будет идти именно о втором типе целей).
Какие именно цели люди преследуют в ситуациях взаимодействия? Ар-
гайл, Фюрнхам и Грахам подвергли факторному анализу данные опроса ис­
пытуемых относительно возможных целей для разных ролевых позиций по
ряду ситуаций. В результате были получены три основные группы целей:
а) специфические ситуационные задачи;
б) социальные потребности (присоединение, одобрение, доминирование,
признание, самоуважение и др.);
в) собственное самочувствие (на уровне биологических потребностей).
Кроме того, специфические ситуационные задачи сами по себе могут со­
здавать мотивацию к их выполнению, поскольку вызывают интерес, создают
хорошее настроение и т. д. (например, занятия спортом) (Argyle, Furnham,
Graham, 1981).
Когда речь идет о ситуации взаимодействия, предполагающей наличие
разных сторон этого взаимодействия, возникает вопрос о возможном соотно­
шении их целей.
Дойч выделяет два типа взаимозависимости целей: способствующая, когда
цели связаны таким образом, что вероятность и степень достижения цели од­
ним человеком позитивно связаны с вероятностью достижения цели или сте­
пенью ее достижения другим, и противоположная взаимозависимость, когда
цели участников взаимодействия связаны негативно, т. е. вероятность и сте-Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 4 7
пень достижения цели одним негативно коррелируют с вероятностью или
степенью достижения цели другим (Deutsch, 1985, р. 66).
Аргайл, Фюрнхам и Грахам приводят следующие возможные случаи соот­
ношения целей, преследуемых участниками ситуации.
1. Независимость их целей друг от друга.
2. Содействие, когда реализация целей одной стороной связана с помо­
щью, содействием другой стороне (например, медсестра, наблюдающая
за пациентом).
3. Двойное содействие, характеризующее кооперативные отношения, не­
зависимо от того, направлены ли усилия обеих сторон на одну и ту же
цель или на разные.
4. Односторонняя помеха, например, когда один человек фрустрирует
другого (отец наказывает ребенка).
5. Двусторонняя помеха, когда стороны находятся в отношениях соревно­
вания или конфликта.
Соревнование — это, по мнению авторов, ситуация, когда один выигрыва­
ет, а другой проигрывает. Правда, оговаривают они, в реальной жизни сорев­
нование не обязательно является игрой с нулевой суммой.
Случай конфликта Аргайл, Фюрнхам и Грахам определяют следующим
образом: «Конфликт существует, когда интересы двух сторон противополож­
ны, как в соперничестве, или когда две стороны преследуют разные и несо­
вместимые цели и когда отношения между ними в результате становятся враж­
дебными» (Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 76).
В реальной жизни, однако, человек может иметь не одну, а больше целей,
и соответственно усложняется общая структура целей в ситуации (их взаи­
мосвязи). Например, Аргайл, Фюрнхам и Грахам разбирают случай, когда
один человек стремится убедить другого сделать нечто такое, чего тот не хо­
чет, но в то же время оба стремятся сохранить добрые отношения (рис. 8.1).
По мнению авторов, эта групповая структура содержит один межличност­
ный конфликт P1 — Q1 (один «хочет убедить», другой «противостоит убежде­
ниям»), два внутриличностных Р1 — Р2 («хочет убедить» и «хочет сохранить
расположение») и Ql — Q2 («противостоит убеждениям» и «хочет сохранить
его расположение») и одну кооперативную взаимосвязь целей Р2 — Q2 (оба
имеют цель «сохранить расположение»). Нетрудно видеть, что в приведен­
ном примере конфликта выделяются два аспекта — «предметный», связан-2 4 8 Часть II. Феноменология конфликтов
ный с возникшими между партнерами разногласиями, и «эмоциональный»,
отражающий их интересы в области отношений. (Подобный анализ внутрен­
ней структуры конфликта, вполне, по нашему мнению, релевантный для ре­
ального конфликтного взаимодействия, опровергает точку зрения ряда авто­
ров, исключающих наличие кооперативности в конфликте. Даже если цели
участников несовместимы, уже тот факт, что люди зависят друг от друга в ре­
шении своих проблем, задает для них и возможность, и необходимость коо­
перации.)
Как представляется, при описании конфликтного взаимодействия практи­
чески игнорируются цели участников социальной ситуации, связанные с нор­
мативным обоснованием своей позиции и действий и присутствующие как
минимум в большинстве конфликтных ситуаций. Целевая структура кон­
фликтной ситуации, исходя из нашей позиции, должна описываться в трех
основных измерениях.
1. Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной сто­
роной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого ре­
зультата.
2. Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами кон­
фликта (их взаимоотношениями друг с другом).
3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребно­
стью в обосновании своей позиции/действий для себя и/или для других.
Следует оговорить, что целевая природа ситуации не обязательно прояв­
ляется в целенаправленном поведении ее участников. Удачным примером, на
наш взгляд, является такая типичная ситуация повседневной жизни, как
«провести вечер дома»: за ней может не стоять конкретное целенаправленное
поведение участников, что не означает отсутствия целей у самой ситуации
(Argyle, Furnham, Graham, 1981, p. 72). По аналогии с этим, мы не утвержда­
ем, что цели, связанные с моральным обоснованием участником конфликта
той или иной позиции, обязательно предполагают определенное целенаправ­
ленное поведение, однако это еще не ставит под сомнение само их существо­
вание. Помимо основных целей в ситуации можно выделить частные цели
как средства достижения основных, например цели информационного обме­
на (Kellermann, 1987, р. 200).
Предметная сторона конфликта связана с той конкретной зоной противо­
речий, которые существуют между участниками ситуации. Соответственно
их действия будут ориентированы на достижение результата, желательного
для каждой из сторон.
Социальный аспект конфликта описывается через характер отношений
участников ситуации и их эмоциональных установок относительно друг друга.
Именно с эмоциональными аспектами конфликта и отношениями его участ­
ников связано часто встречающееся в литературе представление об «издерж­
ках», «цене», которую стороны готовы «заплатить» за достижение желаемого
результата. Например, они могут стремиться добиваться своего, не принимая Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 4 9
во внимание возможную негативную реакцию партнера и негативные послед­
ствия для их отношений (как здесь и теперь, так и в отдаленной перспекти­
ве). Напротив, усилия сторон (или одной из них) могут быть ограничены же­
ланием сохранить отношения на приемлемом уровне и не «платить» за свои
действия слишком высокую «цену». Таким образом, эмоциональные аспекты
конфликта, ограничивая или не ограничивая действия участников в предмет­
ной сфере, могут выполнять своего рода корректирующую функцию.
В рамках эмоционального измерения конфликта могут существовать и са­
мостоятельные цели участников взаимодействия, связанные с потребностями
воздействия на партнера. Например, выражение враждебности по отноше­
нию к партнеру или стремление его «наказать» может стать доминантой кон­
фликта, когда последний перестает быть способом решения проблемы и ста­
новится самоцелью (т. е., в терминах социологии, смещается от реалистиче­
ской разновидности конфликтов к нереалистической).
Фактически никогда при анализе конфликтов объектом специального рас­
смотрения не становятся мотивы, связанные с потребностью в обосновании
своей позиции, своих действий или решений для себя и/или для других.
В психологической литературе общепринятым является представление,
что стандартное, типичное, совпадающее с принятыми шаблонами и потому
«понятное» поведение в обосновании не нуждается. В остальных же случаях
поведение людей нуждается в «расшифровке», которая оказывается возмож­
ной в значительной степени благодаря тому, что у окружающих «вырабаты­
вается определенный более или менее автоматически функционирующий
психологический подтекст к их поведению» (Рубинштейн, 1959, с. 180).
«В деятельности, протекающей в присутствии свидетелей, открываются два
смысловых полюса, два противолежащих смысловых пласта — "смысл для се­
бя" и "смысл для других". Первый из них не требует никаких обоснований
и мотивировок, кроме самого действительного мотива деятельности — того
предмета, на который она направлена, или проблемы, во имя разрешения ко­
торой организуются и выполняются действия и операции субъекта. Для вто­
рого таких обоснований недостаточно: выполнение требований "смысла для
других" предполагает наличие за каждым элементом поведения, презентируе-
мого воспринимающему, определенного социально кодифицированного, кон­
венционального и общедоступного значения» (Хараш, 1981, с. 31). На основе
этого возникает своеобразный мотив «быть понятым». В экспериментальном
исследовании было показано, что на участников ситуации не так действовала
угроза быть наказанным, как угроза быть непонятым (там же, с. 32-33), что
можно проиллюстрировать многочисленными примерами из повседневных
ситуаций.
В определенном смысле конфликтная ситуация содержит в себе парадокс.
С одной стороны, в конфликте изначально присутствует оправдание своей
позиции и своих действий («смысла для себя»): каждый из участников кон­
фликта уверен в своей правоте, он делает «правильно», а партнер — «непра­
вильно» (даже если обнаруживается готовность признать собственную не-2 5 0 Часть II. Феноменология конфликтов
правоту в частностях, то все равно он «более прав», чем партнер). С другой
стороны, конфликтная ситуация «по определению» содержит в себе множе­
ственность (или как минимум двойственность) альтернатив: само противо­
действие сторон направлено на то, чтобы добиться от партнера желаемых
действий, желаемого поведения. Таким образом, заведомо предполагается воз­
можность другого, «ожидаемого» поведения партнера. Поскольку партнер,
в свою очередь, имеет аналогичные ожидания, возникает рассогласование:
смысл позиции «для себя» не тождествен смыслу позиции «для других».
Именно возможность неоднозначной интерпретации противоречия между
участниками конфликта усиливает у них мотив «быть понятым», а если речь
идет об окружающих, то, следовательно, и быть поддержанным (реальными
действиями или сопереживанием). Она заставляет человека стремиться к
обоснованию своих действий в глазах окружающих, причем тем сильнее, чем
более он осознает возможность неоднозначной интерпретации своего поведе­
ния. Это обоснование может приобретать форму реальных действий, связан­
ных с обсуждением и «объяснением» окружающим сложившейся ситуации,
своих действий и действий партнера. В «закрытой» ситуации, например в се­
мейном конфликте, который недоступен окружающим и часто скрывается от
них, как будто нет необходимости обоснования своего поведения, однако вы­
соконормативные субъекты могут и в этих условиях стремиться соответство­
вать социальным стандартам.
Таким образом, понимание поведения человека в конфликтной ситуации
требует не только обращения к целям, связанным с предметом конфликта
или с отношением к партнеру, но и учета таких мотивов, как «быть справед­
ливым», «сохранить лицо», «оказаться правым».
Однако изолированно рассматриваемые цели участников взаимодействия
сами по себе еще не означают выбора ими соответствующих стратегий взаи­
модействия. Цели, связанные с предметной стороной конфликта, теоретиче­
ски могут быть достигнуты как с помощью конкурентного, так и с помощью
кооперативного поведения, как в результате «борьбы», так и в результате до­
говоренностей (даже если речь идет о получении одностороннего «выигры­
ша», можно рассчитывать на уступки партнера). Цели и установки участни­
ков конфликта относительно друг друга (сохранить отношения с партнером
или «наказать» его) также могут не вести к определенному типу взаимодейст­
вия (ведь возможно соответствие установок — оба партнера готовы к «мирно­
му» решению или, например, один из них готов «быть наказанным» и «вино­
ватым»). В нормативном обосновании происходящего заинтересованы оба,
но своеобразие конфликта позволяет каждому из них считать себя правым
и справедливым.
Прогноз поведения участников конфликта с точки зрения преследуемых
ими целей не становится проще, даже если мы рассмотрим иерархии целей
каждого участника в их соотношении друг с другом.
В рамках каждой из целей человек может стремиться к достижению одно­
стороннего преимущества («выигрыша»): добиться «решения дела» в свою Глава 8. Конфликтное взаимодействие 2 5 1
пользу, «эмоционально победить» другого, доказать свою правоту и (тем са­
мым) неправоту другого. Участник конфликта может ориентироваться на об­
щий «выигрыш» — пытаться решить проблему с максимальным учетом инте­
ресов обеих сторон, сохранить отношения с партнером, не считать себя «бо­
лее правым», чем другой. Установки участников могут различаться: можно
быть готовым к общему «выигрышу» в решении проблемы, но хотеть «эмо­
циональной победы» и признания собственной правоты. Кроме того, картина
может усложняться за счет неодинаковой значимости одних и тех же целей
для разных участников. Немаловажно также и изменение иерархии целей
в ходе конфликтного взаимодействия: например, поведение партнера может
изменить эмоциональные установки человека, которые начинают доминиро­
вать над непосредственным предметом конфликта.
Развитие конфликта также зависит от соотношения целей его участников.
Допустим, в отношении предмета разногласий участники конфликта стре­
мятся к одностороннему преимуществу (хотят выиграть), готовы к приори­
тетным достижениям партнера (уступить) или реализации (полной или час­
тичной) интересов обоих («на равных»). Казалось бы, наиболее сложный
конфликт возникает тогда, когда оба участника ориентированы исключи­
тельно на собственный «выигрыш», а если один из них готов уступить, то
проблема устранена. Однако не будем забывать, что мы говорим о психологи­
ческих конфликтах, где человек бывает готов пойти навстречу партнеру, если
тот, в свою очередь, признает собственную неправоту, выслушает очередную
«нотацию» и т. д.
Таким образом, цели участников конфликта, хотя и являются весьма важ­
ным регулятором их поведения, еще не определяют однозначно характер их
взаимодействия в конфликте, выбор стратегий и тактик поведения, становя­
щихся результатом действия сложной системы факторов, образующих даже не
комплекс, а скорее некий сплав — регулятор конфликтного взаимодействия.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мотивы и цели участников взаимодействия» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Факторинг
Діалектна лексика
Технологічний процес кування
ТЕНДЕРНІ УГОДИ
Сдвинуть земной шар


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1729 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП