ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Диалог
Проблема диалога, имеющая междисциплинарный характер, в последнее вре­
мя активно разрабатывается в различных областях знания, что приводит как
к контекстуальному, так и содержательному разнообразию понятия диалога:
говорят о речевом диалоге, диалоге культур, диалоге позиций и даже о диало­
ге «человек — машина» (Человек в мире диалога, 1990).
Мы будем использовать понятие диалога как собирательное обозначение
стратегий, используемых с целью поиска оптимальной альтернативы реше­
ния проблемы или выработки интегративного решения, объединяющего про­
тивостоящие позиции, или компромисса, их примиряющего.
Отечественные исследователи в своих рассуждениях принимают за осно­
ву концепцию диалога, которая в течение ряда десятилетий разрабатывалась
М. М. Бахтиным (и которая, по мнению некоторых исследователей, имеет
много общего с теорией речевого общения Л. С. Выготского). По Бахтину,
«диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизываю­
щее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой
жизни вообще, все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание,
там... начинается и диалог» (Бахтин, 1972, с. 71).
Г. М. Кучинский в своей работе по психологии внутреннего диалога отме­
чает, что «наиболее существенной чертой диалога является взаимодействие
выраженных в речи различных смысловых позиций. Исходя из этого, легко
определить внешний диалог как такую форму субъект-субъектного взаимо­
действия, при которой различные смысловые позиции развиваются, выража­
ются в речи разными говорящими, и внутренний диалог, в котором выражен-2 3 8 Часть II. Феноменология конфликтов
ные в речи и взаимодействующие смысловые позиции развиваются одним
говорящим» (Кучинский, 1988, с. 18-19).
По мнению Бахтина, внутренняя речь человека имеет диалогизированный
характер, что определяет ее динамику и проявляется в том, что отдельные
единицы этой внутренней речи напоминают реплики диалога. Тем самым че­
ловек «внутри себя» «говорит сам с собой».
Таким образом, диалог — это не всякий «разговор с другим» или «с самим
собой». В диалоге обе смысловые позиции получают равное право выраже­
ния. Более того, «специфика внутреннего диалога связана с тем, что иная, от­
личная от исходной, смысловая позиция не просто известна человеку, а вос­
производится им как самостоятельный смыслопорождающий центр. Проис­
ходит не цитирование иной смысловой позиции, ее пересказ или оценка и т. п.,
а взаимодействие с иным смыслопорождающим центром, реагирующим са­
мостоятельным ответным словом» (Кучинский, 1988, с. 64-65). При этом
диалог противопоставляется монологу, для которого характерна «выражен­
ность в речи говорящего одной смысловой позиции. Причем во внешнем мо­
нологе эта речь обращена к другому человеку, а во внутреннем монологе речь
обращена к самому говорящему, предназначена ему» (там же, с. 19).
Приведенное понимание монолога как доминирования одной смысловой
позиции в ситуации внутреннего или интерперсонального противостояния
будет скорее отвечать развитому ранее понятию борьбы как попытки доми­
нирования, навязывания одной позиции. Монолог — это асимметричное
взаимодействие, предполагающее преимущественное воздействие одной, бо­
лее активной стороны на другую. Внутренний монолог — это реализация од­
ной смысловой позиции, воздействие человека на самого себя, хотя он может
выполнять при этом разные функции — убеждение, «уговаривание» самого
себя, проговаривание каких-то умозаключений и др. Понятно, что внутрен­
няя речь во многом отлична от внешней, это «речь для себя» (Выготский),
«не предназначенная для другого» (Рубинштейн).
Понятно, что диалог реализуется в различных формах. Это может быть
диалог, в котором стороны, разделяя общие позиции, в процессе их обсужде­
ния соглашаются друг с другом, поддерживают друг друга, обнаруживают но­
вые грани в своих взглядах и тем самым приходят к новому углубленному
и развитому пониманию. Но может быть и такой диалог, предметом которого
является противоречие или несовместимость позиций сторон, и тогда он при­
нимает характер спора, полемики или даже их «борьбы» друг с другом. Это
относится и к внешнему, и к внутреннему диалогу. Реальность полемики с са­
мим собой проявляется в том, что в напряженные моменты внутреннего диа­
лога человек может невольно произносить отдельные его реплики вслух,
в буквальном смысле «разговаривать сам с собой».
В ситуации интерперсонального конфликта человек нередко ведет как
диалог с самим собой (например, «обсуждая» свои чувства и переживания),
так и диалог с партнером, объясняя ему свою позицию, приводя аргументы,
высказывая мнение по поводу его точки зрения и т. д. Может быть диалог и с Глава 7. Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования 2 3 9
воображаемым партнером, которому поверяются свои чувства, переживания,
обиды и т. д. М. М. Бахтин определял «внутреннее полемическое слово» как
«слово с оглядкой на враждебное чужое слово» (Бахтин, 1979, с. 228). Таким
образом, в конфликте диалогическое взаимодействие приобретает особенно
сложный характер: человек ведет с партнером диалог, который может сопро­
вождаться внутренним монологом или даже внутренним диалогом, спором с
самим собой. Интересно, что, по мнению Бахтина, именно в диалогах-проти­
востояниях (это одно из ключевых понятий его концепции), могущих иметь
как внешний, так и внутренний характер, слово наиболее диалогизировано;
в каждом слове выражается весь человек.
Понятно, что диалог по сути своей предполагает наличие разных смысло­
вых позиций, которые не совпадают полностью. Г. М. Кучинский предлагает
различать следующие характеристики участвующих во внутреннем диалоге
смысловых позиций: «своя» — «чужая», «центральная» — «периферийная»,
«доминирующая» — «подчиненная», «актуализированная» — «фоновая» (Ку­
чинский, 1988, с. 176). Исходя из этого, внутренний диалог, который человек
ведет со своим оппонентом в ходе межличностного конфликта, можно рас­
сматривать как организованный между «своей» и «чужой» смысловыми по­
зициями (что не означает внутреннего конфликта для человека), а диалог во
время внутреннего конфликта — как «борьбу» «своей» и «своей» позиции, из
которых одна впоследствии может стать доминирующей или же будет найде­
на иная, «третья» смысловая позиция, объединяющая две прежние с помо­
щью новой конструктивной альтернативы или предлагающая компромисс
между ними.
В контексте нашего обсуждения чрезвычайно важным моментом является
то, что «для М. М. Бахтина способность участвовать в диалоге предполагает
способность воспроизводить чужую речь в собственной» (Кучинский, 1988,
с. 24-25). Понятно, что общение с другим человеком предполагает «способ­
ность воспроизводить его внутренний мир в собственном» (там же, с. 56).
Этот опыт интериоризируется в навыки общения с самим собой, в навыки
различения в своем внутреннем голосе разных смысловых позиций. Как от­
мечает Кучинский, «корни внутреннего диалога находятся в способности че­
ловека воспроизводить чужую речь в собственной, а также реагировать на
свою речь как на чужую» (там же, с. 62).
В психологии внутриличностная коммуникация, или диалог рассматрива­
ются как важнейшая характеристика внутреннего мира личности. Е. Л. До-
ценко, иллюстрируя сказанное примером практической работы с клиентом
над его проблемой, считает, что «обнаруживается принципиальная возмож­
ность представления структуры внутреннего мира человека в качестве сооб­
щества относительно самостоятельных иерархически разноуровневых субъ­
ектов, а внутрипсихические процессы как взаимодействие между этими субъ­
ектами» (Доценко, 1997, с. 92). В. В. Столин подчеркивает «факт вовлечения
субъекта в различные и пересекающиеся, т. е. противоречивые отношения.
Возможность рефлексии, возможность критики и несогласия с самим собой 2 4 0 Часть II. Феноменология конфликтов
возникает отнюдь не в силу каких-то имманентных свойств бестелесного "ду­
ховного Я". Эта возможность создается реальной вовлеченностью в различ­
ные системы связей, которые и определяют возможность различных точек
зрения субъекта на мир и в том числе на себя самого» (Столин, с. 178-179).
Идея множественности личности как своего рода совокупности сублично­
стей уже затрагивалась нами. Внутриличностный диалог — это коммуника­
ция наших субличностей, частей нашего «Я». Сошлемся еще раз на Доценко,
который указывает, что, например, «каждый отдельный мотив, в свою оче­
редь, можно считать самостоятельным "субъектом", поскольку он, несомнен­
но, является источником активности, а своим субстратом имеет ту предмет­
ную реальность, с которой соотнесен» (там же, с. 87-88).
Обсуждая далее практическую работу с конфликтами, мы увидим, что
внутриличностная блокировка как непринятие каких-то фрагментов «Я» ста­
новится предметом психологической работы, а восстановление внутрилич-
ностной коммуникации — целью терапевтического процесса. Эта внутренняя
работа, как правило, совсем не напоминает спокойный разговор.
Пары противоположностей обладают естественной тенденцией встретиться посе­
редине, но эта середина — никогда не компромисс, выдуманный интеллектом и на­
вязываемый враждующим партиям. Скорее — это результат конфликта, который
нужно выстрадать. Такие конфликты не разрешаются интеллектуальным трюком
или выдумкой — их нужно прожить. В действительности нужно подогревать такие
конфликты, пока они не достигнут полного размаха, так что противоположности
могут медленно сплавиться друг с другом. Это своего рода алхимическая процеду­
ра, а не рациональный выбор или решение. Страдание показывает, до какой степе­
ни мы невыносимы для самих себя. «Примирись с врагом своим», внешним
и внутренним! Вот в чем проблема. Такое примирение не унизит ни тебя, ни твое­
го врага. Я полагаю, что правильную формулу нелегко найти, но если это удает­
ся — вы становитесь целостным, а это, я думаю, и есть смысл человеческой жизни.
К. Юнг
Таким образом, проведенный анализ подтверждает как тезис об интер­
субъективной природе внутреннего конфликта человека, так и правомер­
ность использования понятия диалога в ходе наших дальнейших рассужде­
ний. Именно понятие диалога представляется нам наиболее релевантным для
описания той внутренней или внешней «работы», которая является одной из
форм преодоления противоречия, лежащего в основе конфликта человека
с самим собой или с другими людьми.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Диалог» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Склад і структура ресурсів комерційного банку
О впливі Гольфстріму на погоду взимку у Москві
Технічні засоби захисту інформації
Звіт про прибутки та збитки
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ І МІСЦЕ В НЬОМУ ФІСКАЛЬНО-...


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1581 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП