ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Индивидуальные факторы определения ситуации
Наряду с общими и групповыми факторами, определяющими отношение че­
ловека к ситуации, можно выделить и такие, которые связаны с его индиви­
дуальной оценкой как определенного типа социальных ситуаций, так и дан­
ной конкретной ситуации.
«Субъективное» в определении ситуации как конфликтной связано с ин­
дивидуальной склонностью человека к преимущественной оценке ситуаций
в тех или иных терминах. (Сама возможность существования в рамках од­
ной и той же «объективной» ситуации различных «воспринимаемых» си­
туаций является подтверждением субъективного характера «определения
ситуации».)
Применительно к конфликтам это означает, что могут быть выделены та­
кие человеческие особенности людей, которые приводят к тому, что люди
склонны воспринимать те или иные ситуации своего взаимодействия с дру­
гими людьми как конфликтные.
Переходя к индивидуально-психологическим особенностям, которые по­
тенциально могут влиять на предрасположенность человека к восприятию,
оценке тех или иных ситуаций как конфликтных, мы будем вынуждены во
многом опираться на косвенные данные из-за фактического отсутствия пря­
мых исследований по этому вопросу.
Подобное явление применительно к анализу агрессии А. А. Реан связы­
вает с социально-перцептивным компонентом агрессивности, который, с его
точки зрения, заключается «в готовности (склонности) воспринимать и ин­
терпретировать поведение другого как враждебное. В этом плане, очевидно,
можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально
агрессивной интерпретации как об устойчивых для некоторых людей особен­
ностях мировосприятия и миропонимания» (Реан, Коломинский, 1998, с. 37).
Если проводить аналогию между восприятием стресса и конфликтных си­
туаций, то можно учесть, что одни люди более, а другие менее предрасполо­
жены к дистрессу.
Из личностных особенностей, оказывающих влияние на устойчивость чело­
века в экстремальных ситуациях и его меньшую подверженность дистрессу,
отмечают интернальность как характеристику тех, кто уверен в себе, надеется
только на себя, не нуждается во внешней поддержке (в противовес «экстерна-
лам» — неуверенным в себе, нуждающимся в поощрениях, болезненно реаги-Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 1 5
рующим на порицания, полагающимся на случай, на судьбу); отсутствие лич­
ностной тревожности и др. (Китаев-Смык, 1983).
В исследовании Л. Хоровица и его коллег респондентам предлагались ус­
пешные и неуспешные ситуации (например, «Вы посетили вечер для перво­
курсников, но вам не удалось завести новых друзей») и перечень возможных
причин, объясняющих их успешность или неуспешность. Полученные ре­
зультаты показали, что одинокие люди считают себя менее способными к
межличностному общению: если неодинокие люди склонны интерпретиро­
вать случающиеся неудачи временными обстоятельствами, то одинокие объ­
ясняли их собственной неспособностью к общению, считали, что прилагать
усилия в подобных ситуациях бесполезно. Нетрудно прогнозировать, что по­
добный стиль объяснения своих отношений с другими может приводить че­
ловека к избеганию ситуаций межличностного контакта. На основании этого
авторы делают вывод, что «подобная самоизоляция лишает его возможности
развития навыков общения, что опять же ведет к неудачам, к еще более нега­
тивным самооценкам и еще большему отчуждению» (Хоровиц и др., 1989,
с. 269). Этот пример иллюстрирует наличие у людей имплицитных концеп­
ций, лежащих в основе их интерпретаций социального взаимодействия с дру­
гими. Можно предположить, что у некоторых людей эти концепции основы­
ваются на представлениях, не позволяющих им доверять другим и развивать
партнерские отношения с окружающими.
В работе У. Клара и его коллег проблема избирательного восприятия си­
туации рассматривается с точки зрения наличия и доступности соответст­
вующих когнитивных схем. Схемы могут присутствовать или отсутствовать
в чьем-то индивидуальном репертуаре, а доступность определяется готовно­
стью, с которой данная схема применяется. Авторы приводят известные дан­
ные, что люди, оценивающие себя как «соревнователей», чаще, чем «коопера­
торы» имеют тенденцию рассматривать незнакомые лабораторные игры как
игры со строгим соперничеством (с нулевой суммой); они, соответственно,
чаще будут демонстрировать соперничающее поведение. По мнению исследо­
вателей, эти данные могут быть объяснены с точки зрения доступности схе­
мы: схема строгого соперничества (несовместимости целей) более доступна
«соревнователям» и потому ее появление в новой ситуации более вероятно
(Klar, Bar-Tal, Kruglanski, 1988).
Помимо «соревновательных» существуют и другие характеристики лично­
сти, приводящие человека к определению внешней ситуации как конфликт­
ной. Обыденное представление о «конфликтной личности» связано с челове­
ком, который чаще других оказывается участником конфликтных ситуаций,
т. е. обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как кон­
фликтных или конфликтному реагированию на те или иные внешние обстоя­
тельства.
Примеры научного описания устойчивых личностных тенденций к тому
или иному типу социального поведения можно найти в работах психологов,
тяготеющих к поиску личностных типов. В частности, уже упоминался тип 21 6 Часть II. Феноменология конфликтов
человека с тенденцией «движения против людей», описанный Хорни, который
«принимает и считает само собой разумеющейся враждебность вокруг себя и
решает, сознательно или бессознательно, бороться», «противодействует все­
ми путями, которые ему доступны» (Homey, 1946, р. 42-43). Конфликтность
может быть характеристикой «невротической личности», когда «человек нев­
ротически реагирует на такую жизненную ситуацию, которая у здорового че­
ловека вообще бы не вызывала никакого конфликта» (Хорни, 1993, с. 25).
В других психоаналитических понятиях «конфликтность» личности мо­
жет связываться с таким явлением, как негативизм (враждебность), который
«заключается в демонстративном противодействии объекту, который бессо­
знательно воспринимается субъектом как опасный или угрожающий. Негати­
визм проявляется в упрямстве, в пренебрежительном отношении (игнориро­
вании, реакции "не вижу", "не слышу"), в подозрительности и неприятии
помощи, в немотивируемой злобности, в стремлении к спорам по любому во­
просу, в навязчивом иронизировании, подтрунивании и насмешках» (Психо­
анализ, 1998, с. 294). По мнению психоаналитиков, эти модели когнитивных,
эмоциональных и поведенческих реакций передаются по наследству и усваи­
ваются в процессе индивидуального развития.
Можно оспаривать психоаналитическое понимание возникновения устой­
чивых личностных тенденций или даже правомерность выделения самих
личностных типов, но нельзя отрицать то, что у человека может сформиро­
ваться своеобразное «эмоциональное тяготение» к периодической драматиза­
ции отношений и усилению межличностной напряженности. Это «влечение»
к эмоциональному напряжению конфликтных ситуаций нередко оценивается
окружающими как своего рода «потребность в конфликтах». Однако оно, как
правило, не осознается самой личностью, его возникновение связано с глу­
бинными проблемами личности и трудно поддается коррекции, часто требуя
не только психотерапевтической, но и психиатрической оценки.
В качестве еще одной основы «конфликтности» личности психологи часто
рассматривают неадекватность сформировавшихся у человека представле­
ний о себе и других: завышенная самооценка, не соответствующая реальным
возможностям личности, тенденция к ее подтверждению за счет низкой оцен­
ки других и т. д. приводят к возникновению межличностных затруднений.
В этих случаях может возникать устойчивая ориентация на преимуществен­
ное восприятие негативных свойств окружающих и как следствие — преобла­
дание в отношении к ним отрицательных оценок. В одной из работ по психо­
логии в качестве иллюстрации подобного свойства приводится высказывание
русского историка В. О. Ключевского об Иване Грозном: «Он был восприим­
чивее к дурным, чем к добрым впечатлениям, он принадлежал к числу тех не­
добрых людей, которые скорее, охотнее замечают в других слабости и недо­
статки, чем дарования или добрые качества».
Другой вид «конфликтности» личности связан с преимущественным —
более частым, чем это бывает в среднем, — использованием «конфликтных»
стратегий взаимодействия, на чем мы остановимся несколько позже. Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 1 7
Кроме того, помимо личностной предрасположенности к восприятию
и определению ситуаций как конфликтных, несомненное влияние оказывают
ситуативные факторы. Дж. Форгас делает следующее замечание: настроение
оказывает большее влияние на наше мышление в неординарных, нестандарт­
ных случаях. Так, при оценке типичных людей и простых ситуаций мы под­
вержены влиянию настроения в меньшей степени, тогда как, например, при
объяснении сложных конфликтов его влияние на наше мышление будет воз­
растать (Майерс, 1997, с. 141).
«Индивидуальная свобода» в определении ситуации индивидом проявля­
ется не только в том, что он относит ее к той или иной категории, но и в том,
какое конкретное значение он ей приписывает. Например, ранее при описа­
нии интерперсональных конфликтов мы отмечали их возможное различение
в зависимости от типа противоречия, лежащего в основе конфликта. Связан
ли конфликт с ценностями людей, их интересами или правилами взаимодей­
ствия, — эти виды конфликта отличаются тем, какие именно аспекты меж­
личностных отношений или межличностного взаимодействия затронуты
конфликтом. Однако тип конфликта может определяться не только типом
взаимодействия его участников, но и смыслом, которым они наделяют возни­
кающие противоречия. Например, такая повседневная конфликтная ситуа­
ция, как ссоры отца с дочерью из-за того, что она не убирает за собой и не со­
держит в порядке свои вещи, может иметь разный характер — нарушения
норм и правил взаимодействия («ты не выполняешь свои обязанности по до­
му, о которых мы договаривались»), противоречия интересов («я вынужден
иногда встречаться со своими коллегами дома, и я не хочу каждый раз зани­
маться уборкой или краснеть за беспорядок в нашем доме») или ценностных
расхождений («если у человека в комнате беспорядок, он и в своих делах не
сможет добиться порядка»).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Индивидуальные факторы определения ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: БАНКІВСЬКА СИСТЕМА: СУТНІСТЬ, ПРИНЦИПИ ПОБУДОВИ ТА ФУНКЦІЇ. ОСОБЛ...
Склад і структура ресурсів комерційного банку
Створення і перегляд Web-сторінок, броузери
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ І МІСЦЕ В НЬОМУ ФІСКАЛЬНО-...


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 665 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП