ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Определение ситуации как конфликтной
Конфликт относится к тому типу ситуаций, к которому полностью примени­
ма теорема Томаса: если человек определяет ситуацию как действительную,
то независимо от ее реального содержания она становится таковой по своим
последствиям. Приложение этой теоремы к конфликтам означает, что если
человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфлик­
том, ибо в своих дальнейших действиях в данной ситуации он основывается
на том определении, на том значении, которое он придал ситуации, соответст-
Человеческое действие - это скорее
конструирование, чем реакция.
Г. Брумер
венно развивая конфликтное взаимодействие,
оценивая действия партнера, выбирая страте­
гии поведения.
Сама объективная ситуация взаимодейст­
вия может содержать в себе разнообразные
противоречия. Как отмечал Ь. Ф. Ломов, «в общении возникают разные типы
противоречий: между субъективными отношениями общающихся людей, меж­
ду их мотивами (и целями), между требованиями к личности со стороны
других людей и ее возможностями выполнить эти требования, между оцен­
кой личности другими людьми и ее самооценкой, между содержанием обще­
ния и его формой и т. д.» (Ломов, 1984, с. 338). Противоречие, однако, не тож­
дественно конфликту. Противоречивая ситуация существует объективно,
тогда как конфликт представляет собой результат ее восприятия и интерпре­
тации участниками.
Созвучные идеи высказывал Ю. Н. Емельянов: «Человек отличается от
животного способностью не просто распознавать наличную ситуацию, а про­
ектировать, создавать новые предметные и межличностные конфигурации»
(Емельянов, 1987, с. 58). Из противоречивой ситуации человек может «скон­
струировать» конфликт, однако она может получить и другое развитие.
Данная точка зрения находит поддержку и в общепсихологическом пони­
мании взаимодействия субъекта с ситуацией. Как известно, идея единства
индивида и социальной среды как основополагающий психологический прин­
цип была разработана Л. С. Выготским в его классической работе «История
развития высших психических функций». Как подчеркивал А. Н. Леонтьев,
«анализ деятельности и сознания неизбежно приводит к отказу от традици­
онного для эмпирической психологии эгоцентрического, "птолемеевского"
понимания человека в пользу понимания "коперниковского", рассматриваю­
щего человеческое "Я" как включенное в общую систему взаимосвязей людей
в обществе» (Леонтьев, 1977, с. 229). С. Л. Рубинштейн сформулировал свою
позицию по этому вопросу следующим образом: «...Строго говоря, внутрен­
ние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвиже­
ния, движущие силы развития, источники развития находятся в самом про­
цессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают
как условия, как обстоятельства» (Рубинштейн, 1973, с. 290). А. В. Филиппов
и С. В. Ковалев, анализируя взгляды Рубинштейна и Леонтьева, приходят Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 0 1
к выводу, что ситуация должна пониматься как «продукт и результат актив­
ного взаимодействия личности и среды»: «Субъективные факторы всегда
включены в генезис ситуации в качестве ее неотъемлемого звена. Чтобы об­
разовалась актуальная для субъекта ситуация, недостаточно иметь опреде­
ленные условия и обстоятельства. Необходимо иметь еще и определенного
субъекта, со стороны которого должна присутствовать психологическая го­
товность (имеющая, в конечном счете, потребностный характер) к включае­
мым в генезис ситуации объективным условиям и обстоятельствам» (Фи­
липпов, Ковалев, 1986, с. 17). Применительно к ситуациям социального
взаимодействия данные рассуждения также находят поддержку в идеях ин­
терсубъективного подхода (Хараш, 1979). Как указывает Ю. Н. Емельянов,
«межличностная среда оказывает влияние на входящих в нее индивидов не
с помощью каких-то объективных, ей постоянно присущих свойств, а посред­
ством диалектически обновляющихся качеств, обусловленных субъективны­
ми истолкованиями событий их участниками с последующими действиями,
зависящими от этих истолкований» (Емельянов, 1986, с. 28).
Таким образом, на основании проведенного анализа и используя сущест­
вующие в психологии методологические представления для понимания пси­
хологической природы конфликта, можно сформулировать положение, что
объективно существующие противоречия не однозначно детерминируют кон­
фликтное взаимодействие участников ситуации, но, напротив, они сами «кон­
струируют» конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение. От­
сюда — возникновение конфликтной ситуации не является простым следстви­
ем возникающих противоречий, но представляет собой следующий процесс:
внешняя ситуация =» определение ситуации => конфликтная ситуация.
Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, человек начинает
вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем
самым ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две
точки перехода: какие факторы обусловливают восприятие актуальной си­
туации как конфликтной и как после определения ситуации как конфликт­
ной осуществляется переход к конфликтному взаимодействию.
В качестве главного признака, на основании которого человек определяет
ситуацию как конфликтную, обычно рассматривается воспринимаемая несо­
вместимость собственной цели и целей другой стороны. Напомним выводы ра­
боты У. Клара и его коллег о конфликте как когнитивной схеме: конфликт —
это не просто свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе;
при этом если ситуация определяется как конфликтная, будут выбираться
доказательства, поддерживающие эту схему (Klar, Bar-Tal, Kruglanski, 1988).
Несовместимость целей сторон как «ядерный» признак восприятия ситуа­
ции в качестве конфликтной многими авторами связывается с возникающим
у человека ощущением угрозы: «...Конфликтная ситуация несет в себе угрозу
для того или иного участника взаимодействия и требует мобилизации имею­
щихся в его распоряжении ресурсов, чтобы либо: а) добиться желаемой цели, 2 0 2 Часть II. Феноменология конфликтов
если речь идет о стороне, выступающей как активное начало, либо б) обеспе­
чить максимальную возможную защиту, если речь идет о пассивном участни­
ке взаимодействия» (Орлова, Филонов, 1976, с. 324).
Таким образом, конфликт — это прежде всего воспринимаемая как угро­
жающая противоречивость/несовместимость целей сторон. Если ситуация
уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет
формироваться с учетом этого определения, «подгоняться» под него.
Результаты исследования показывают, что категориальное знание обы­
денной психологии, здравый смысл «простых людей» содержит свое пред­
ставление о конфликтной ситуации. Типичные описания происшедших си­
туаций, которые дают участники конфликта, сочетают в себе фактическую
информацию и атрибутивные суждения, объясняющие события с точки зре­
ния контекстных или личностных факторов. В этом находит отражение та
имплицитная концепция, которая кладется ими в основу общего определения
ситуации. При расхождении субъективной картины ситуации с имеющимися
у человека представлениями о данном классе ситуаций возможна либо кор­
ректировка общей модели, либо «подгонка» ситуационной модели под об­
щую, отвечающая известному явлению стереотипизации (Гришина, 1990).
В поисках ответа на вопрос, какие признаки позволяют человеку «катего-
ризировать» ситуацию как конфликтную, мы предлагали респондентам вы­
брать из общего набора описаний ситуаций те из них, которые, на их взгляд,
являются конфликтными. Затем задавался вопрос о причинах, по которым те
или иные ситуации относились к разряду конфликтных. Как оказалось, ответ
на данный вопрос вызывал явные затруднения. Люди легко «определяли» си­
туацию как конфликтную, однако понять, по каким признакам они это дела­
ли, для них оказалось сложным.
Если считать этот факт надежным результатом, то следует признать, что
в данном случае скорее имеет место «схватывание» ситуации в целом, тогда
как ее опознание «по деталям» вызывает затруднение. В свое время Дж. Фор-
гас провел ряд исследований по созданию эмпирических таксономии ситуа­
ций. Сам автор считает наиболее впечатляющим открытием то, что первич­
ным базисным основанием репрезентаций социальных эпизодов неизменно
являлись аффективные характеристики: «Есть веские основания предполо­
жить, что в своих размышлениях относительно эпизодов взаимодействия и
особенно при сравнении эпизодов между собой мы имеем тенденцию почти
исключительно исходить из того, что мы чувствуем относительно этого эпи­
зода в сравнении с другим, а не из того, чем этот эпизод в действительности
является в терминах условий, действующих лиц, проблем, целей» (Forgas,
1981, р. 171). И далее: «Мы можем заключить, что когнитивные репрезента­
ции эпизодов взаимодействия имеют аффективный характер. Похоже, что
при размышлении об интеракции, первое, что немедленно приходит нам в го­
лову, — это не место пребывания, время дня или участвующие партнеры, но
скорее глобальная, целостная аффективная реакция на все эти вещи» (р. 173).
По мнению Форгаса, эмпирические исследования по когнитивным репрезен-Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 0 3
тациям эпизодов взаимодействия полностью подтвердили сделанное несколь­
ко десятилетий назад предсказание Мюррея: «Ситуации поддаются класси­
фикации в терминах различных типов эффектов, которые они производят
(или могут производить) на субъекта в терминах их значения для его благо­
получия» (там же). Эмоциональное реагирование не требует предваритель­
ного анализа. Простые реакции типа «нравится», «не нравится» или «страш­
но» в силу своего адаптивного характера часто возникают прежде осознания
или обдумывания происходящего (Майерс, 1997, с. 116).
Таким образом, если принять вывод Форгаса о том, что «люди реагируют
на ситуации не столько в терминах объективных черт и описательных харак­
теристик ситуации, но в терминах их чувств и эмоций по поводу события»
(Forgas, 1981, р. 171), то они скорее «чувствуют», что это конфликтная ситуа­
ция, нежели «осознают» ее таковой. Самый простой ответ одного из наших
респондентов на поставленный вопрос звучал весьма определенно: «Это кон­
фликт, потому что это конфликт». Возможно, это и есть самая простая «рабо­
чая формула» конфликта в «наивной психологии».
Вернемся к опросу наших респондентов. Настойчивые попытки выяснить,
какие именно моменты в предложенных ситуациях побудили их рассматри­
вать ситуацию как конфликтную, дали следующий результат. Практически
с одинаковым «весом» с точки зрения частоты упоминания «ядро» конфлик­
та для «наивных испытуемых» образовали три признака.
1. Поведенческие проявления участников ситуации («борются друг с дру­
гом», «хотят добиться своего», «стремятся доказать свою правоту»,
«пишет жалобы», «борется за свой интерес» и т. д.).
2. Противоречие между участниками ситуации (в терминологии наших
респондентов «разные интересы», «разные цели», «несовместимые по­
зиции», «стремятся к разному», «разногласия», «разного хотят» и т. д.).
3. Аффективные проявления участников ситуации («переживает», «стра­
дают», «испытывает нервное напряжение», «настроен враждебно» и т. д.)
(рис. 6.1). 2 0 4 Часть II. Феноменология конфликтов
Таким образом, с точки зрения «наивных испытуемых», опирающихся на
здравый смысл, конфликт — это ситуация, в которой имеет место противоре­
чие между ее участниками, проявляющееся в их противодействии друг дру­
гу (противостоянии, противоборстве) и сопровождающееся аффективными
проявлениями. На уровне «естественного» категориального знания эти при­
знаки дифференцируют конфликт от других социальных ситуаций, образуют
категорию явлений, имеющих значение «конфликтной ситуации». Данное
представление совпадает с суждениями ученых, которые тем самым получа­
ют дополнительную поддержку своим взглядам.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Определение ситуации как конфликтной» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Договір на проведення аудиторської перевірки
Довгострокове кредитування як форма участі банку в інвестиційному...
Загадка пешехода и паровоза
Аналіз рентабельності роботи позичальника
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1472 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП