В повседневной жизни человек переживает самые разнообразные ситуации, совокупность которых образует наше актуальное жизненное пространство. Если же перейти от этого «горизонтального» измерения к временному, «вер тикальному» — сменяющим друг друга годам жизни, то и здесь мы увидим череду событий, обстоятельств, ситуаций, составляющих и образующих об щий жизненный путь человека. Понятие ситуации в психологии недостаточно определено. В своей работе по методологическим и теоретическим проблемам психологии Б. Ф. Ломов Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации "J 89 назвал разработку способов и средств описания ситуации одной из важней ших задач (Ломов, 1984, с. 120). Однако ситуация как самостоятельное поня тие со своим определенным содержанием почти не рассматривается в психо логических исследованиях. В психологических словарях ситуация описыва ется самым традиционным образом как «система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность» (Крат кий психологический словарь, 1998, с. 348). Вместе с тем совершенно очевид но, что подобное определение не удовлетворяет современному пониманию этого понятия. Ю. Н. Емельянов, обсуждая социально-психологические про блемы изучения ситуаций, отмечал: «Удивительно то, что психологи, посто янно утверждая, что поведение человека не может быть понято вне ситуаци онного контекста, уделили мало внимания непосредственно самому феноме ну участия людей в ситуации как явлению, обладающему самостоятельным научным статусом... Тенденция представлять ситуацию независимо от людей, в ней участвующих, отводя им роль внечувственного созерцания, закрывает от социальных психологов концептуальные возможности данного понятия...» (Емельянов, 1987, с. 57). Фактически речь идет о фундаментальной методологической проблеме философии и психологии, о соотношении объективного «внешнего» мира и субъективного «внутреннего» мира человека, об отражении «объективно го» в «субъективном». Хотя вопрос о содержании психологического понятия ситуации нельзя считать решенным, принято различать объективные аспек ты ситуации, ее «объективное значение» и субъективные аспекты, «субъек тивный смысл». С психологической точки зрения ситуация — это внешние обстоятельства в интерпретации отдельным человеком. Сами эти обстоятельства и их вос приятие, переживание человеком и образуют в совокупности его жизненную ситуацию, причем именно восприятие и интерпретация тех или иных обстоя тельств часто играют решающую роль в возникновении и развитии неблаго приятных и критических ситуаций в жизни людей. Девушка, грезившая о карьере актрисы, не набрала нужного балла на всту пительных экзаменах в театральное училище... Сын ушел из школы и пропа дает целыми днями неизвестно где... После стольких лет работы придется уй ти на пенсию... Человек узнает о необходимости срочной операции... Дочь приводит домой молодого человека и сообщает, что теперь он будет жить здесь... У старика инсульт, и он больше не может обходиться без помощи близких и жить один... Среди множества жизненных ситуаций особо выделяются те, которые можно обозна чить как критические, требующие разрешения или преодоления. При этом речь идет не об обыденных, повторяющихся ситуациях (какие бы проблемы и трудности они ни содержали), в которых мы используем привычные спосо- Критическая жизненная ситуация - это эмоционально переживаемые жизнен ные обстоятельства, которые в воспри ятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или пре одоления. 1 90 Часть II. Феноменология конфликтов бы их преодоления, но о тех ситуациях, которые требуют поиска нового реше ния или задействования непривычных ресурсов для их разрешения. В своей книге «Психология переживания», посвященной рассмотрению критических ситуаций, переживаемых человеком, Ф. Василюк анализирует четыре основных понятия, которыми оперирует психология при описании этих ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Разным типам крити ческих ситуаций соответствуют различные онтологические поля: так, кон фликт соотносится автором с онтологическим полем внутреннего мира, а он тологическим полем кризиса является жизнь как целое (Василюк, 1984), (табл. 6.1). Таблица 6.1. Типология критических ситуаций (цит. по: Василюк, 1984) Онтологическое поле «Витальность» Отдельное жизнен ное отношение Внутренний мир Жизнь как целое Тип активности Жизнедеятель ность организма Деятельность Сознание Воля Внутренняя необходимость «Здесь и сейчас» удовлетворение Реализация мотива Внутренняя согла сованность Реализация жиз ненного замысла Нормальные условия Непосредственная данность жизнен ных благ Трудность Сложность Трудность и слож ность Тип критической ситуации Стресс Фрустрация Конфликт Кризис Для обозначения разнообразных трудностей, а также вызываемых ими со стояний и переживаний в обыденном языке часто используется понятие стресса. В какой-то мере та или иная степень переживания стресса характер на для любых критических жизненных ситуаций. Стресс, однако, может быть вызван физическими или иными кратковременными воздействиями (напри мер, травма, полученная во время гололеда, или перебранка в транспорте), то гда как более или менее длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами, переживаются обычно в таких формах, как конфликты и кризисы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Критические жизненные ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»