В конфликтологической литературе их также часто называют противостоя щими сторонами, реже — конкурентами, или соперниками. Иногда их именуют противниками, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу враждующих противников. Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации («на чальник — подчиненный», «муж — жена», «отцы и дети»). Важными — с точ ки зрения возникновения и развития конфликта — считаются интересы участ ников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивиду ально-психологические особенности. Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начина ется с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений) и, по край ней мере на начальном этапе конфликта, может рассматриваться как его ини циатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще оста ется за одной стороной, то она может рассматриваться как активная сторона, а другая — как пассивная. Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участни ков конфликта. В этой связи важно иметь в виду не только его непосредст венных участников — тех, между кем, собственно, и развивается конфликт ное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как косвенные участники данной конфликтной ситуации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стороны (участники) конфликта» з дисципліни «Психологія конфлікту»