Как уже было сказано, сегодня интерес исследователей явным образом смеща ется в сторону изучения реальных конфликтов в семье, на работе, в реальных жизненных обстоятельствах и кризисных ситуациях, переживаемых людьми. Здесь явным образом доминируют методы описания и анализа конкрет ных случаев (case study), разного рода экспертизы и экспертные интервью и привычные психологам процедуры опроса. Возможно, при этом мы про игрываем в строгости описаний, но несомненно выигрываем в приближении к реальной жизни. Описание и анализ конкретных конфликтных ситуаций весьма популярны в конфликтологии; и в специальных журналах или изданиях, посвященных конфликтам, можно найти немало примеров, описывающих те или иные кон кретные случаи (например, в области международных отношений). В отече ственной науке эти методы сегодня используются преимущественно в социо логических исследованиях конфликтов или, например, при описании психо терапевтической практики. Даже получив возможность реального наблюдения за «живыми» конфлик тами, психолог мог бы оказаться не вполне к этому подготовленным. Дейст вительно, психология сегодня испытывает явный дефицит методов и кон кретных приемов описания непосредственного межличностного взаимодей ствия. Например, широко известная схема Бейлса, направленная на фиксацию элементов вербального поведения (в том числе и конфронтационного), буду чи достаточно универсальной, в то же время оказывается малопродуктивной, по крайней мере при описании конфликтного взаимодействия. В ходе своих занятий я предлагала группам студентов проанализировать с помощью схемы 1 62 Часть I. Основы изучения конфликтов Бейлса кульминационный диалог Войницкого и профессора Серебрякова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня», в котором Серебряков выступает с предло жением продать имение, где живет дядя Ваня. Стабильный результат анализа их отдельных реплик в категориях Бейлса сводился к тому, что Серебряков в основном «высказывает мнение», «объясняет», «спрашивает о чужом мне нии», «просит указаний о возможных путях действий» и т. д., а дядя Ваня «проявляет напряженность, раздражение», «проявляет антагонизм», «не со глашается, саботирует», «защищает и утверждает себя», что абсолютно не отражает существа происходящего между ними конфликта. Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получили, пожалуй, опросные методы. Применительно к тем или иным кон кретным задачам или ситуациям исследователи создают интервью, разраба тывают анкеты и т. д. Если говорить о стандартных опросниках, то, вероятно, больше повезло семейным конфликтам. (Изменения, происшедшие в послед нее время в сфере трудовой деятельности, нередко делают некоторые из при менявшихся ранее методик не вполне релевантными.) B. П. Левкович и О. Э. Зуськовой предложена методика «Межличностный семейный конфликт» (1987), построенная на основе исходных представле ний авторов о том, что нарушение взаимоотношений между супругами и воз никновение конфликтов являются следствием противоречий в сфере потреб ностей. Опросник из 168 пунктов состоит из набора пятибалльных шкал. Их содержание отражает следующие сферы жизнедеятельности семьи: 1) семей ная роль, 2) потребность в общении, 3) познавательные потребности, 4) мате риальные потребности, 5) потребность в защите «Я-концепции», 6) культура общения, 7) взаимная информированность, 8) уровень моральной мотива ции, 9) проведение досуга, 10) частота конфликтов и способы их разрешения, 11) субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком. Супруги независимо друг от друга заполняют анкеты, оценивая свое согла сие-несогласие с утверждениями анкеты. Рассогласования между представ лениями супругов относительно собственных потребностей и потребностей партнера, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к дру гому лежат в основе конфликта. C. И. Ериной разработана шкала диагностики ролевого конфликта, позво ляющая выявить наличие психологического конфликта у руководителей пер вичных производственных коллективов, степень его выраженности, зоны дея тельности руководителя, вызывающие эти конфликтные переживания, и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опросные методы» з дисципліни «Психологія конфлікту»