ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Отечественные исследования: развитие групп
Для отечественной науки также характерен переход от традиционно негатив­
ной интерпретации конфликтов как «болезни коллектива» к более объектив­
ному интересу к роли противоречий в существовании и развитии социально­
го целого.
Диалектический закон развития через возникновение и разрешение про­
тиворечий в полной мере относится к социальным образованиям, что может
быть проиллюстрировано примерами из практики внутригруппового взаимо­
действия. Например, студенты-первокурсники поначалу образуют чисто но­
минальную группу, объединенную по формальному принципу. Их первые
контакты осуществляются на достаточно поверхностном уровне, межличност­
ный выбор обусловлен внешними или случайными причинами. Однако по­
степенно отсутствие отношений между ними приходит в противоречие с по­
требностью в этих отношениях, которая обусловлена как эмоциональным
стремлением к формированию более устойчивых межличностных связей, так
и инструментальной необходимостью в информационном обмене, взаимопо­
мощи, связанной с проблемами учебного процесса, и т. д. Постепенно столь
же очевидной становится потребность в наличии у группы «официальных
представителей», могущих отстаивать ее интересы, представлять ее во внеш­
них инстанциях и т. д. Начинает формироваться функционально-ролевая
структура группы.
Теоретическое понимание роли противоречий в общей динамике развития
группы может быть дополнено результатами экспериментальных исследова­
ний. Так, при изучении процессов коллективообразования во временных юно­
шеских группах были выявлены противоречия между возрастающими потен­
циальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, а также
между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверж­
дению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности
в групповую структуру. При этом было выявлено, что развитие группы имеет
скачкообразный характер: в результате обострения противоречий и их после­
дующего разрешения происходит переход группы с одного уровня развития
на другой (Кричевский, Дубовская, 1991, с. 61). В сущности, тот факт, что
именно благодаря внутригрупповым противоречиям осуществляется разви­
тие группы и ее переход на более высокий уровень функционирования, и яв­
ляется достаточно убедительным подтверждением конструктивных возмож­
ностей конфликта (там же, с. 146).
Очевидная значимость проблематики внутригрупповых конфликтов явно
контрастирует с недостатком их эмпирических исследований. Кроме уже Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 3 9
упоминавшейся проблемы нечеткой очерченности понятия внутригруппово-
го конфликта (преимущественное сведение его к межличностной или меж­
групповой форме), традиционны ссылки на методические трудности в его
изучении (например, на уровне методических решений, как мы увидим далее,
внутригрупповая конфликтность фактически сводится к сумме межличност­
ных напряженностей).
Т. Полозова, автор ряда работ по проблемам внутригрупповых отношений
и конфликтов, считает, что конфликтообразующие факторы делятся на две
категории: «1) несовместимость индивидуально-прагматических намерений,
характеризующая поверхностный слой эмоциональных непосредственных
отношений в группе, и 2) противоречивость сложной системы предметно-
деятельностных взаимосвязей, характеризующая глубинные слои активности
в группе» (Полозова, 1981, с. 98). Автором было выделено два вида внутри-
групповых конфликтов — предметно-деловые и личностно-прагматические.
Чем выше уровень развития группы, тем реже личностно-прагматические ин­
тересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наибо­
лее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разно­
гласия. Кроме того, в высокоразвитых и эффективных группах имеет место
более конструктивное протекание конфликтов, они менее осложнены нега­
тивными эмоциональными компонентами.
Хотя различение двух видов конфликтов — деловых и личных — является
довольно традиционным, при решении практических задач по урегулирова­
нию и разрешению конкретного конфликта мы, как правило, имеем дело со
сплавом делового и личного. Переход одного вида конфликтов в другой под­
тверждается данными специальных исследований. Н. И. Фрыгина изучала
когнитивные конфликты, возникающие в процессе коллективной творческой
деятельности. В этом случае противопоставления и столкновения различных
точек зрения считаются не только естественным компонентом выработки
коллективных решений, но и их важным фактором. При этом подобные про­
тиворечия могут переходить из предметной плоскости в эмоциональную, что
ведет к разрушению эффективного творческого процесса (Фрыгина, 1980,
с. 161). Аналогичные процессы происходят и в научных коллективах. Разно­
гласия, возникающие в предметно-научной сфере, часто воспринимаются как
личные противоречия.
В исследовании А. С. Морозова (1972) использовалась ситуация конфлик­
та мнений. При этом было обнаружено, что замерявшиеся объективными ме­
тодами эмоциональные реакции испытуемых на конфликтную ситуацию были
интенсивнее при конфликте со значимыми для них партнерами, с которыми
имелась выраженная симпатия или антипатия, чем при несовпадении мнений
с безразличным партнером.
Вовлеченность члена группы во внутригрупповые конфликты может
определяться его позицией. Так, Р. Кан и его коллеги, рассматривая ролевые
конфликты в организациях, нашли, что степень объективного конфликта,
испытываемого субъектом, зависит от позиции, которую он занимает в орга-1 4 0 Часть I. Основы изучения конфликтов
низации. Наибольшей конфликтностью характеризуются позиции у границ
организации; меньшей интенсивностью, но большей частотой возникновения
конфликтов, — позиции у внутриорганизационных границ (Katz, Kahn, 1967,
p. 192).
В отечественной психологии многие проблемы группы разрабатывались
в русле создания психологической теории коллектива; отсюда имеющиеся
эмпирические данные о связи конфликтности в группах с уровнем ее развития.
Связь конфликтности и ее характера с уровнем развития группы была
подтверждена с помощью исследования семантического поля понятия «кон­
фликт». Оказалось, что оно отличается значительным своеобразием в груп­
пах разного уровня развития. В группах высокого уровня развития понятие
конфликта имело синонимический ряд слабой эмоциональной нагруженно-
сти, а сами конфликтные ситуации описывались в рамках социальной нормы.
В группах низкого уровня развития синонимы понятия «конфликт» имели
сильную эмоциональную нагруженность, а конфликтные ситуации выходили
за пределы социальной нормы (Тащева, 1980).
При изучении групповых реакций на конфликтные ситуации (конфликт­
ная ситуация создавалась за счет введения разнообразных помех в групповую
деятельность на гомеостате) сравнивались группы разного уровня развития
и группы, составленные из лиц с социальными отклонениями. Было обнару­
жено, что в группах-коллективах в ответ на вводимые помехи возникали ком­
пенсаторные реакции, тогда как для остальных были характерны агрессивные
реакции, рассогласованность и т. д. Серия проведенных исследований позво­
лила прийти к выводу о том, что между реакцией группы на стрессовую си­
туацию и уровнем ее развития существует определенная зависимость. Группы
высокого уровня развития отвечают на подобные ситуации высокой сопро­
тивляемостью и повышением эффективности своей деятельности. Группы
среднего уровня развития адаптируются к ситуациям, не снижая эффектив­
ности. В группах низкого уровня развития наблюдаются дезорганизация,
агрессивные реакции, резко снижается эффективность (Акатов и др., 1971).
В экспериментальных исследованиях В. С. Агеева (1990) группы стави­
лись в изначально неравные условия межгруппового взаимодействия. При
этом были зафиксированы разные виды влияния этой ситуации на внутрен­
нюю атмосферу и межличностные отношения в группах. В ряде случаев на­
блюдались позитивные эффекты: усиление внутригрупповой солидарности
и сплоченности, укрепление межличностных отношений и повышение удов­
летворенности от принадлежности к группе. Однако, по свидетельству Аге­
ева, чаще происходило обратное: удовлетворенность от пребывания в группе
уменьшалась, внутригрупповые связи ослабевали или разрушались, увеличи­
валась внутригрупповая конфликтность, усиливалось стремление покинуть
группу и т. д. Разнообразие возможных реакций группы на конфликтные,
фрустрирующие, стрессовые ситуации подтверждается данными московских
психологов, занимавшихся исследованием уровня развития групп и его влия­
ния на их психологические особенности. Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 4 1
Среди исследователей, изучавших связь конфликтности и уровня разви­
тия группы, достаточно общепризнано, что группы разного уровня развития
обнаруживают разный тип реакции на конфликтные или стрессовые ситуа­
ции. Общая тенденция состоит в том, что высокоразвитые группы реагируют
по преимуществу мобилизацией усилий на преодоление возникших трудно­
стей, а группы низкого уровня развития — внутренней дезорганизацией. Кро­
ме того, в группах низкого уровня развития больше вероятность возникно­
вения внутренних конфликтов из-за отсутствия единой сформировавшейся
системы общих целей и ориентации. Теоретически, исходя из представлений
о групповой сплоченности как о ценностно-ориентационном единстве, можно
прогнозировать уровень потенциальной конфликтности за счет несовпаде­
ния индивидуальных и групповых установок. Вообще представление о том,
что «зрелая группа... способна разрешать свои внутренние конфликты» (Бен­
ине, Шепард, 1984, с. 142), довольно распространено.
Другое направление исследований, традиционное для отечественной пси­
хологии, связано с изучением зависимости социально-психологических явле­
ний от деятельности группы. Полученные данные позволили А. И. Донцову
сделать вывод, что «внешне наблюдаемые проявления межличностного кон­
фликта — напряженность эмоциональных связей, сопровождающуюся сово­
купностью конфликтных действий, — можно проинтерпретировать как свое­
образное преломление во взаимоотношениях тех реальных противоречий,
которые определяют динамику развития предметной активности в группе».
Вывод, что «такой, казалось бы, "чисто" эмоциональный феномен, как меж­
личностный конфликт, вне анализа деятельностных взаимосвязей конфлик­
тующих сторон, понят быть не может», предполагает, что «необходимым мо­
ментом исследования механизмов возникновения внутригруппового кон­
фликта становится изучение системы предметных взаимосвязей индивидов,
основой которых служит социально обусловленное проблемно-целевое со­
держание совместной деятельности» (Донцов, 1984, с. 141).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отечественные исследования: развитие групп» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: . Аудит податку на додану вартість сільськогосподарських товарови...
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Аналогові стільникові мережі
Збір за право використання місцевої символіки
Аудит звітності з податку на прибуток


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 787 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП