Для отечественной науки также характерен переход от традиционно негатив ной интерпретации конфликтов как «болезни коллектива» к более объектив ному интересу к роли противоречий в существовании и развитии социально го целого. Диалектический закон развития через возникновение и разрешение про тиворечий в полной мере относится к социальным образованиям, что может быть проиллюстрировано примерами из практики внутригруппового взаимо действия. Например, студенты-первокурсники поначалу образуют чисто но минальную группу, объединенную по формальному принципу. Их первые контакты осуществляются на достаточно поверхностном уровне, межличност ный выбор обусловлен внешними или случайными причинами. Однако по степенно отсутствие отношений между ними приходит в противоречие с по требностью в этих отношениях, которая обусловлена как эмоциональным стремлением к формированию более устойчивых межличностных связей, так и инструментальной необходимостью в информационном обмене, взаимопо мощи, связанной с проблемами учебного процесса, и т. д. Постепенно столь же очевидной становится потребность в наличии у группы «официальных представителей», могущих отстаивать ее интересы, представлять ее во внеш них инстанциях и т. д. Начинает формироваться функционально-ролевая структура группы. Теоретическое понимание роли противоречий в общей динамике развития группы может быть дополнено результатами экспериментальных исследова ний. Так, при изучении процессов коллективообразования во временных юно шеских группах были выявлены противоречия между возрастающими потен циальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, а также между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверж дению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру. При этом было выявлено, что развитие группы имеет скачкообразный характер: в результате обострения противоречий и их после дующего разрешения происходит переход группы с одного уровня развития на другой (Кричевский, Дубовская, 1991, с. 61). В сущности, тот факт, что именно благодаря внутригрупповым противоречиям осуществляется разви тие группы и ее переход на более высокий уровень функционирования, и яв ляется достаточно убедительным подтверждением конструктивных возмож ностей конфликта (там же, с. 146). Очевидная значимость проблематики внутригрупповых конфликтов явно контрастирует с недостатком их эмпирических исследований. Кроме уже Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 3 9 упоминавшейся проблемы нечеткой очерченности понятия внутригруппово- го конфликта (преимущественное сведение его к межличностной или меж групповой форме), традиционны ссылки на методические трудности в его изучении (например, на уровне методических решений, как мы увидим далее, внутригрупповая конфликтность фактически сводится к сумме межличност ных напряженностей). Т. Полозова, автор ряда работ по проблемам внутригрупповых отношений и конфликтов, считает, что конфликтообразующие факторы делятся на две категории: «1) несовместимость индивидуально-прагматических намерений, характеризующая поверхностный слой эмоциональных непосредственных отношений в группе, и 2) противоречивость сложной системы предметно- деятельностных взаимосвязей, характеризующая глубинные слои активности в группе» (Полозова, 1981, с. 98). Автором было выделено два вида внутри- групповых конфликтов — предметно-деловые и личностно-прагматические. Чем выше уровень развития группы, тем реже личностно-прагматические ин тересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наибо лее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разно гласия. Кроме того, в высокоразвитых и эффективных группах имеет место более конструктивное протекание конфликтов, они менее осложнены нега тивными эмоциональными компонентами. Хотя различение двух видов конфликтов — деловых и личных — является довольно традиционным, при решении практических задач по урегулирова нию и разрешению конкретного конфликта мы, как правило, имеем дело со сплавом делового и личного. Переход одного вида конфликтов в другой под тверждается данными специальных исследований. Н. И. Фрыгина изучала когнитивные конфликты, возникающие в процессе коллективной творческой деятельности. В этом случае противопоставления и столкновения различных точек зрения считаются не только естественным компонентом выработки коллективных решений, но и их важным фактором. При этом подобные про тиворечия могут переходить из предметной плоскости в эмоциональную, что ведет к разрушению эффективного творческого процесса (Фрыгина, 1980, с. 161). Аналогичные процессы происходят и в научных коллективах. Разно гласия, возникающие в предметно-научной сфере, часто воспринимаются как личные противоречия. В исследовании А. С. Морозова (1972) использовалась ситуация конфлик та мнений. При этом было обнаружено, что замерявшиеся объективными ме тодами эмоциональные реакции испытуемых на конфликтную ситуацию были интенсивнее при конфликте со значимыми для них партнерами, с которыми имелась выраженная симпатия или антипатия, чем при несовпадении мнений с безразличным партнером. Вовлеченность члена группы во внутригрупповые конфликты может определяться его позицией. Так, Р. Кан и его коллеги, рассматривая ролевые конфликты в организациях, нашли, что степень объективного конфликта, испытываемого субъектом, зависит от позиции, которую он занимает в орга-1 4 0 Часть I. Основы изучения конфликтов низации. Наибольшей конфликтностью характеризуются позиции у границ организации; меньшей интенсивностью, но большей частотой возникновения конфликтов, — позиции у внутриорганизационных границ (Katz, Kahn, 1967, p. 192). В отечественной психологии многие проблемы группы разрабатывались в русле создания психологической теории коллектива; отсюда имеющиеся эмпирические данные о связи конфликтности в группах с уровнем ее развития. Связь конфликтности и ее характера с уровнем развития группы была подтверждена с помощью исследования семантического поля понятия «кон фликт». Оказалось, что оно отличается значительным своеобразием в груп пах разного уровня развития. В группах высокого уровня развития понятие конфликта имело синонимический ряд слабой эмоциональной нагруженно- сти, а сами конфликтные ситуации описывались в рамках социальной нормы. В группах низкого уровня развития синонимы понятия «конфликт» имели сильную эмоциональную нагруженность, а конфликтные ситуации выходили за пределы социальной нормы (Тащева, 1980). При изучении групповых реакций на конфликтные ситуации (конфликт ная ситуация создавалась за счет введения разнообразных помех в групповую деятельность на гомеостате) сравнивались группы разного уровня развития и группы, составленные из лиц с социальными отклонениями. Было обнару жено, что в группах-коллективах в ответ на вводимые помехи возникали ком пенсаторные реакции, тогда как для остальных были характерны агрессивные реакции, рассогласованность и т. д. Серия проведенных исследований позво лила прийти к выводу о том, что между реакцией группы на стрессовую си туацию и уровнем ее развития существует определенная зависимость. Группы высокого уровня развития отвечают на подобные ситуации высокой сопро тивляемостью и повышением эффективности своей деятельности. Группы среднего уровня развития адаптируются к ситуациям, не снижая эффектив ности. В группах низкого уровня развития наблюдаются дезорганизация, агрессивные реакции, резко снижается эффективность (Акатов и др., 1971). В экспериментальных исследованиях В. С. Агеева (1990) группы стави лись в изначально неравные условия межгруппового взаимодействия. При этом были зафиксированы разные виды влияния этой ситуации на внутрен нюю атмосферу и межличностные отношения в группах. В ряде случаев на блюдались позитивные эффекты: усиление внутригрупповой солидарности и сплоченности, укрепление межличностных отношений и повышение удов летворенности от принадлежности к группе. Однако, по свидетельству Аге ева, чаще происходило обратное: удовлетворенность от пребывания в группе уменьшалась, внутригрупповые связи ослабевали или разрушались, увеличи валась внутригрупповая конфликтность, усиливалось стремление покинуть группу и т. д. Разнообразие возможных реакций группы на конфликтные, фрустрирующие, стрессовые ситуации подтверждается данными московских психологов, занимавшихся исследованием уровня развития групп и его влия ния на их психологические особенности. Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 4 1 Среди исследователей, изучавших связь конфликтности и уровня разви тия группы, достаточно общепризнано, что группы разного уровня развития обнаруживают разный тип реакции на конфликтные или стрессовые ситуа ции. Общая тенденция состоит в том, что высокоразвитые группы реагируют по преимуществу мобилизацией усилий на преодоление возникших трудно стей, а группы низкого уровня развития — внутренней дезорганизацией. Кро ме того, в группах низкого уровня развития больше вероятность возникно вения внутренних конфликтов из-за отсутствия единой сформировавшейся системы общих целей и ориентации. Теоретически, исходя из представлений о групповой сплоченности как о ценностно-ориентационном единстве, можно прогнозировать уровень потенциальной конфликтности за счет несовпаде ния индивидуальных и групповых установок. Вообще представление о том, что «зрелая группа... способна разрешать свои внутренние конфликты» (Бен ине, Шепард, 1984, с. 142), довольно распространено. Другое направление исследований, традиционное для отечественной пси хологии, связано с изучением зависимости социально-психологических явле ний от деятельности группы. Полученные данные позволили А. И. Донцову сделать вывод, что «внешне наблюдаемые проявления межличностного кон фликта — напряженность эмоциональных связей, сопровождающуюся сово купностью конфликтных действий, — можно проинтерпретировать как свое образное преломление во взаимоотношениях тех реальных противоречий, которые определяют динамику развития предметной активности в группе». Вывод, что «такой, казалось бы, "чисто" эмоциональный феномен, как меж личностный конфликт, вне анализа деятельностных взаимосвязей конфлик тующих сторон, понят быть не может», предполагает, что «необходимым мо ментом исследования механизмов возникновения внутригруппового кон фликта становится изучение системы предметных взаимосвязей индивидов, основой которых служит социально обусловленное проблемно-целевое со держание совместной деятельности» (Донцов, 1984, с. 141).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отечественные исследования: развитие групп» з дисципліни «Психологія конфлікту»