ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Примеры исследований: соединение подходов
Разрабатывая те или иные концепции и объяснительные модели, авторы рас­
считывают на их универсальное приложение к описываемой феноменологии.
Какие-то из отмеченных закономерностей действительно имеют универсаль­
ный характер. Отечественный исследователь Б. Ф. Поршнев описывал исто­
рию развития человеческого общества как противостояние «мы» и «они»,
взаимная оппозиция которых, по его мнению, оставалась неизменной. Одна­
ко явления межгруппового взаимодействия испытывают на себе и бесспор­
ное влияние социокультурных переменных. Известно, что воспроизведение
одного и того же эксперимента в различных культурах (в том числе и экспе­
риментов Шерифа) часто дает несовпадающие результаты.
Например, проделанный Агеевым анализ случаев проведения одного экс­
перимента в разных условиях привел его к выводу, что реалистическая тео-1 30 Часть I. Основы изучения конфликтов
рия межгрупповых конфликтов, равно как и другие объяснительные модели,
«работающие» в одном социокультурном контексте, могут оказаться нереле­
вантными в другом (Агеев, 1990, с. 121). В то же время вряд ли можно подвер­
гать сомнению универсальность таких феноменов, как ингрупповой фавори­
тизм или психологическая оппозиция «мы — они».
По результатам экспериментальных исследований Агеева, в которых раз­
ные группы ставились в очевидно неравные, несправедливые условия взаи­
модействия, эффекты ингруппового фаворитизма, конкурентные, конфликт­
ные и защитные стратегии в межгрупповом взаимодействии «возникают, ин­
тенсифицируются, становятся выраженными тогда, когда:
1) оценка результата в значимом для испытуемых межгрупповом взаимо­
действии (оценка достижений каждой группы) произвольна, выносит­
ся извне без какого бы то ни было обсуждения с группой, а сами крите­
рии, по которым она выносится, непонятны, двойственны, недоступны
для понимания испытуемых;
2) само взаимодействие строится по принципу игры с "нулевой суммой"
(выигрыш, победа одной стороны автоматически означает проигрыш,
поражение другой);
3) при одновременном наличии первых двух условий группа терпит ста­
бильный (постоянный) неуспех, неудачу (поражение, например, если
речь идет о межгрупповом соревновании);
4) существует прямая зависимость индивида от группы, например когда
личный успех или неудача (пусть даже и чисто символические) зависят
исключительно от соответственно успеха или неудачи группы, членом
которой он является;
5) нет ощутимой связи между индивидуальной активностью и степенью
успешности, иначе говоря, от индивидуальных усилий человека конеч­
ный результат полностью не зависит;
6) при наличии всех вышеназванных условий существует возможность
прямого сравнения, сопоставления ингруппового и аутгруппового ре­
зультата, т. е. достижений, успехов обеих групп и их соответствующего
вознаграждения (пусть и в чисто символической форме, в форме оцен­
ки) извне» (Агеев, 1990, с. 100).
Результаты исследований Агеева, выполненных в том числе в трудовых
организациях, напоминают нам о том, что межгрупповые отношения — это не
только взаимодействие различных социальных групп (которым всегда более
интересовались социологи), но, например, и взаимоотношения различных
структурных подразделений и профессиональных групп в организациях.
В работах ряда специалистов описывается так называемый «системный
конфликт», характерный для противоречий между функционально взаимо­
связанными группами, между лицами, находящимися на одной и той же сту­
пени иерархии. Речь идет о взаимозависимости людей или групп, имеющих Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 3 1
разные задачи, но объединенных одной последовательностью действий или
общим использованием каких-либо служб или оборудования: «Организаци­
онные единицы, которые имеют разные функции, такие как производство
продукции, контроль за качеством, продажа, оборудование и финансовый
контроль, могут оказаться в разногласии друг с другом в силу их своеобраз­
ных функций» (Tiffin, McCormick, 1965, p. 417). Конфликт, вызванный объек­
тивным положением различных групп работников в организации, А. И. При­
гожий называет позиционным. Такой конфликт является отражением так на­
зываемого «межцелевого напряжения». Автор иллюстрирует это примером
взаимодействия конструкторского и технологического отделов предприятия.
Конструкторы заинтересованы в постоянном совершенствовании продукции,
что и является показателем их работы, а технологи — в отлаженном и ста­
бильном производстве. Возникающее взаимное сопротивление сторон вы­
полняет позитивные функции и соответствует интересам организации (При­
гожий, 1980, с. 52-53). Фактически конфликты такого рода становятся для
определенных категорий работников нормальным явлением, если работа вы­
полняется успешно и замена одних специалистов другими не меняет дела, по­
скольку причина конфликтов содержится в самих обязанностях людей.
Классическим считается описание конфликтов этого типа, данное в работе
Дж. Марча и Г. Саймона «Организации» (March, Simon, 1967). Необходимы­
ми условиями для возникновения «межиндивидуального организационного
конфликта» (по терминологии авторов) является сочетание осознаваемой не­
обходимости в совместном принятии решения, с одной стороны, и различие
в целях или различия в восприятии реальности, или же то и другое вместе,
с другой стороны. Каждая из этих переменных, в свою очередь, определяется
рядом факторов. Так, осознание необходимости в совместном принятии ре­
шений прямо связано со степенью взаимной зависимости сторон в плане ис­
пользуемых ресурсов или последовательно осуществляемых действий.
М. Дальтон в своей работе, посвященной изучению разногласий между
штабно-линейными работниками, описывает их постоянные конфликты как
следствие сложных взаимозависимостей между этими категориями работни­
ков в организации (например, продвижение штабных служащих зависит от
линейных, тогда как авторитет последних, в свою очередь, в какой-то мере за­
висит от штабных). Не менее весомой причиной конфликтов является нали­
чие значительных профессиональных и психологических различий между
ними (Dalton, 1961).
В одном из проведенных нами исследований на материале нескольких ор­
ганизаций изучались взаимоотношения двух категорий работников — медсе­
стер и врачей. В контексте анализируемой проблемы уместно остановиться
на следующих результатах. В целом мы имели дело с благополучными орга­
низациями. Опрошенные нами работники были довольны своей работой и не
намеревались менять место работы. Взаимоотношения врачей и медсестер
оценили как благоприятные 66,6% врачей и 73,2% медсестер. Помимо оценки
взаимоотношений в целом опрашиваемым предлагалось раздельно оценить 1 32 Часть I. Основы изучения конфликтов
отношение врачей к медсестрам и медсестер к врачам. При этом предлагались
следующие варианты ответа: «В целом врачи относятся к медсестрам добро­
желательно, с пониманием трудностей их работы и их вклада в лечебный про­
цесс»; «Врачи могли бы более уважительно относиться к труду медсестер
и больше считаться с трудностями их работы»; «Врачи часто недоброжела­
тельно относятся к медсестрам, пренебрежительно относятся к их работе».
Вопрос об отношении медсестер к врачам имел тождественные закрытия. Ре­
зультаты приведены в табл. 3.4.
Результаты показывают, что, при общей благоприятной оценке взаимоот­
ношений «мы к ним» «относимся доброжелательно», по мнению подавляю­
щего большинства опрошенных врачей (76,5%) и медсестер (81,4%), а «они
к нам» «могли бы относиться более уважительно», считает большинство вра­
чей и медсестер. Таким образом, «мы» — «доброжелательны», а «они» — «не­
достаточно уважительны».
Описывая межгрупповые конфликты, мы ограничились анализом проблем,
возникающих при взаимодействии разных групп. Вместе с тем следует по­
мнить, что межгрупповое поведение — это «любое поведение, демонстрируе­
мое одним или большим числом действующих лиц в отношении одного или
большего числа других на основе идентификации действующих лиц (себя
и других) как принадлежащих к различным социальным группам или катего­
риям» (Тэджфел, Тернер, цит. по: Агеев, с. 203). Исходя из этого понимания,
межгрупгювое измерение может быть необходимым дополнением в анализе
межличностных отношений. Например, когда мужчина в сердцах бросает
своей жене: «Все женщины одинаковы!», он фактически переходит на язык
межгрупповых отношений, переводя ее в категорию «Они», автоматически
противопоставляемую «Мы». Именно потому, что в этом высказывании от­
четливо ощущается оппозиция, оно и кажется таким обидным. К сожалению,
эти межгрупповые компоненты межличностного взаимодействия остаются
фактически не исследованными. Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 33
С практической точки зрения проблема регулирования межгруппповых
отношений формулируется как задача изменения стереотипов. Г. М. Андре­
ева определяет ее содержание как «замену деструктивных, враждебных, нега­
тивных стереотипов такими, которые не актуализировали бы межгрупповую
агрессию и конфликт и не препятствовали бы установлению взаимоотноше­
ния и использованию компромиссных стратегий при принятии решений.
Иначе говоря, "защита" от стереотипов в психологическом плане означает не
ликвидацию стереотипов вообще, но замену одних — деструктивных и враж­
дебных — другими, более конструктивными и лояльными» (Андреева, 1988,
с. 70). В дополнение к этому правомерно говорить о формировании первич­
ных позитивных чувств. Например, если чувства патриотизма усваиваются
детьми в возрасте от 6 до 10 лет и они научаются им под влиянием родителей,
можно предполагать, что не только любовь к своей стране, но и ненависть к
чужеземцам являются «выученными чувствами» (Волкан, Оболонский, 1992).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Примеры исследований: соединение подходов» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Діалектна лексика
Період окупності
Загадка пешехода и паровоза
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 657 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП