Ситуационный подход в исследовании меж групповых конфликтов прочно связан с именем Шерифа и его уже упоминав шимися экспериментами. Шериф поставил своей целью доказать, что ре шающими факторами, определяющими кооперативный или конкурентный характер межгруппового взаимодействия, являются факторы ситуации непо средственного взаимодействия групп. В соответствии с этим он выстроил ме тодическую процедуру своего эксперимента, искусственно создав ситуацию конкуренции, жесткого соперничества между группами. На первой стадии создавались группы со сформировавшейся структурой и групповыми норма ми. Эта стадия продолжалась около недели, после чего между группами начи налась конкуренция за счет искусственного создания разнообразных ситуа ций, когда цели одной группы могли быть достигнуты только за счет другой, т. е. инициировалось жесткое соперничество групп. И в этой ситуации между группами возникает явная враждебность и конфликт и одновременно растет внутригрупповая солидарность. В эксперименте Шерифа мальчики описыва ли себя как «смелых», «крепких», «дружных», тогда как «они» (члены другой группы) были «трусы», «нахалы», «вонючки» (Майерс, 1997, с. 643). Контакт между группами использовался лишь как возможность для взаимных оскорб лений. Например, когда один из «Орлов» столкнулся с «Громобоем», другие «Орлы» потребовали от него «смыть с себя грязь». Несмотря на «приличное» происхождение, в тот момент мальчики были, по выражению Шерифа, «сбо рищем злой, испорченной и разнузданной шпаны». Окончательно Шериф закрепил свой успех, решив преобразовать ситуа цию конкуренции в ситуацию кооперации. Если его гипотеза о решающей роли Глава 3. Отдельные виды конфликтов "| 23 ситуативных факторов верна, то изменение ситуации должно было изменить и характер межгрупповых отношений. В качестве средств изменения ситуа ции Шериф выбрал общие объединяющие цели, наличие общей угрозы, опас ности, проблемы, создавая тем самым объек тивную ситуацию взаимозависимости и вза имной заинтересованности. Для этого использовалась последняя ста дия эксперимента, когда перед членами про тивоборствующих групп ставились общие за дачи, которые могли быть решены только со вместными усилиями. Им приходилось вместе тащить «сломавшийся» грузовик, собирать общие деньги для просмотра до рогостоящего фильма и др. Уменьшение их неприязни друг к другу было со вершенно очевидным (рис. 3.2). Домой они ехали вместе на одном автобусе и уже не держались двумя раздельными группами, а, подъезжая к родному го роду, дружно запели приветственную песню. Таким образом, «с помощью изоляции и соперничества Шериф превратил незнакомцев в заклятых врагов. С помощью экстраординарных целей он превратил врагов в друзей» (Майерс, 1997, с. 657-658). Соревнование «я выиграл - ты про играл» быстро превращает незнаком цев во врагов, порождая открытую кон фронтацию даже у нормальных честных мальчиков. Д. Майерс Столь же удачными оказались попытки Р. Блейка и Дж. Моутон, воспро изводивших в своих экспериментах с руководителями ситуацию, смоделиро ванную Шерифом. Руководители (более 1000 человек) сначала занимались в раздельных группах, затем соревновались с другой группой и далее объеди-1 24 Часть I. Основы изучения конфликтов нялись ради достижения общих значимых для них целей. Их поведение и ре акции в целом оказались подобны реакциям подростков Шерифа (с поправ кой на возраст). Эксперименты Шерифа имели большой резонанс. На фоне пессимистических рассуждений о неизбежной межгрупповой враждебности, берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений, доказа тельства ситуативной обусловленности конфликтов открывали перспективы влияния на межгрупповые отношения и, более того, перспективы эффектив ного управления конфликтами. Кроме того, результаты, полученные в рамках ситуационного подхода, лучше согласовывались с идеями и работами социо логов в области конфликтов. Именно на основе исследования конфликтов в рамках социального кон текста и с учетом социальных переменных была сформулирована реалисти ческая теория конфликта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эксперимент М. Шерифа» з дисципліни «Психологія конфлікту»