ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Эксперимент М. Шерифа
Ситуационный подход в исследовании меж­
групповых конфликтов прочно связан с именем Шерифа и его уже упоминав­
шимися экспериментами. Шериф поставил своей целью доказать, что ре­
шающими факторами, определяющими кооперативный или конкурентный
характер межгруппового взаимодействия, являются факторы ситуации непо­
средственного взаимодействия групп. В соответствии с этим он выстроил ме­
тодическую процедуру своего эксперимента, искусственно создав ситуацию
конкуренции, жесткого соперничества между группами. На первой стадии
создавались группы со сформировавшейся структурой и групповыми норма­
ми. Эта стадия продолжалась около недели, после чего между группами начи­
налась конкуренция за счет искусственного создания разнообразных ситуа­
ций, когда цели одной группы могли быть достигнуты только за счет другой,
т. е. инициировалось жесткое соперничество групп. И в этой ситуации между
группами возникает явная враждебность и конфликт и одновременно растет
внутригрупповая солидарность. В эксперименте Шерифа мальчики описыва­
ли себя как «смелых», «крепких», «дружных», тогда как «они» (члены другой
группы) были «трусы», «нахалы», «вонючки» (Майерс, 1997, с. 643). Контакт
между группами использовался лишь как возможность для взаимных оскорб­
лений. Например, когда один из «Орлов» столкнулся с «Громобоем», другие
«Орлы» потребовали от него «смыть с себя грязь». Несмотря на «приличное»
происхождение, в тот момент мальчики были, по выражению Шерифа, «сбо­
рищем злой, испорченной и разнузданной шпаны».
Окончательно Шериф закрепил свой успех, решив преобразовать ситуа­
цию конкуренции в ситуацию кооперации. Если его гипотеза о решающей роли Глава 3. Отдельные виды конфликтов "| 23
ситуативных факторов верна, то изменение ситуации должно было изменить
и характер межгрупповых отношений. В качестве средств изменения ситуа­
ции Шериф выбрал общие объединяющие цели, наличие общей угрозы, опас­
ности, проблемы, создавая тем самым объек­
тивную ситуацию взаимозависимости и вза­
имной заинтересованности.
Для этого использовалась последняя ста­
дия эксперимента, когда перед членами про­
тивоборствующих групп ставились общие за­
дачи, которые могли быть решены только со­
вместными усилиями. Им приходилось вместе
тащить «сломавшийся» грузовик, собирать общие деньги для просмотра до­
рогостоящего фильма и др. Уменьшение их неприязни друг к другу было со­
вершенно очевидным (рис. 3.2). Домой они ехали вместе на одном автобусе
и уже не держались двумя раздельными группами, а, подъезжая к родному го­
роду, дружно запели приветственную песню. Таким образом, «с помощью
изоляции и соперничества Шериф превратил незнакомцев в заклятых врагов.
С помощью экстраординарных целей он превратил врагов в друзей» (Майерс,
1997, с. 657-658).
Соревнование «я выиграл - ты про­
играл» быстро превращает незнаком­
цев во врагов, порождая открытую кон­
фронтацию даже у нормальных честных
мальчиков.
Д. Майерс
Столь же удачными оказались попытки Р. Блейка и Дж. Моутон, воспро­
изводивших в своих экспериментах с руководителями ситуацию, смоделиро­
ванную Шерифом. Руководители (более 1000 человек) сначала занимались
в раздельных группах, затем соревновались с другой группой и далее объеди-1 24 Часть I. Основы изучения конфликтов
нялись ради достижения общих значимых для них целей. Их поведение и ре­
акции в целом оказались подобны реакциям подростков Шерифа (с поправ­
кой на возраст). Эксперименты Шерифа имели большой резонанс. На фоне
пессимистических рассуждений о неизбежной межгрупповой враждебности,
берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений, доказа­
тельства ситуативной обусловленности конфликтов открывали перспективы
влияния на межгрупповые отношения и, более того, перспективы эффектив­
ного управления конфликтами. Кроме того, результаты, полученные в рамках
ситуационного подхода, лучше согласовывались с идеями и работами социо­
логов в области конфликтов.
Именно на основе исследования конфликтов в рамках социального кон­
текста и с учетом социальных переменных была сформулирована реалисти­
ческая теория конфликта.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эксперимент М. Шерифа» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Неоінституційна теорія фінансування
Модель оцінки дохідності капітальних активів (САРМ)
Железнодорожный вагон
Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
Що таке GSM?


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 2059 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП