ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Внутриличностные противоречия и конфликты
Конфликт (а внутриличностный, пожалуй, в особенности) — сложное явле­
ние, трудно поддающееся классификации. Психолог, работающий с конкрет­
ным конфликтом, возможно, и не нуждается в ней. Однако в описании фено­
менологии конфликтов систематизация, даже и не вполне удовлетворяющая,
необходима, что диктуется практическими потребностями их анализа и диаг­
ностики, а также поиском возможностей их преодоления.
Описанные разновидности внутриличностных конфликтов выделены не
в результате теоретического анализа, а отражают реальное распределение ин­
тересов исследователей; однако они фактически относятся к традиционно
различаемым сферам психической жизни человека и тем самым получают
дополнительное подтверждение обоснованности своего места в общем про­
странстве его внутреннего мира. Каждый из этих видов конфликтов — моти-
вационный, когнитивный или деятельностный — имеет свое содержание,
отражающееся прежде всего в характере лежащего в основе конфликта про­
тиворечия, и свою специфику в реальной жизненной ситуации. Но пережи­
ваемый человеком психологический конфликт может содержать компоненты
мотивационного, когнитивного, ролевого противоречий, и подход, разлага­
ющий конфликт на его возможные «слагаемые», не всегда релевантен.
В стремлении приблизиться к сложному миру реального внутриличност-
ного конфликта исследователи пытаются, с одной стороны, описывать кон­
фликт на языке переживания его человеком, а с другой стороны, оперировать
более целостными единицами анализа.
Примером первого подхода может служить классификация основных ви­
дов внутриличностных конфликтов, предложенная А. И. Шипиловым. В ка­
честве основных структур внутреннего мира личности, между которыми воз­
можно возникновение противоречий и конфликтов, им рассматриваются мо­
тивы, переживаемые человеком как «я хочу»; ценности, выступающие как
«эталон должного» в силу принятия их личностью или просто необходимо­
сти следовать им и воспринимаемые человеком как «надо» или «я должен»;
самооценка, выражающаяся в «могу» или «не могу» (Анцупов, Шипилов,
1999) (в данном подходе типология невротических конфликтов, предложен­
ная В. Н. Мясищевым, применяется для описания обычных конфликтов: ис­
терический конфликт — это бессознательное неразрешимое противоречие
между уровнем притязаний, «хочу», и возможностями, «могу»; неврастени­
ческий конфликт-противоречие между «должен» и «могу» — отражает за­
вышенные требования к себе, превышающие возможности личности; обсес-1 0 6 Часть I. Основы изучения конфликтов
сивно-психастенический конфликт вызывается невозможностью сделать вы­
бор между влечениями и нормативными представлениями, между «должен»
и «хочу».)
В зависимости от того, какие из этих структур оказываются в противоре­
чии, различаются основные виды внутриличностных конфликтов (табл. 3.1).
Данная классификация, конечно, не бесспорна. Например, «надо» («я дол­
жен») может интерпретироваться как мотив выполнения долга перед собой
или другими (в последнем случае за ним легко угадывается и мотив социаль­
ного одобрения), и тогда так называемый «нравственный конфликт» факти­
чески превращается в мотивационный. Несмотря на недостатки, делающие
предложенную классификацию уязвимой для критики, поиск в этом направ­
лении перспективен, поскольку он прежде всего отвечает интересам практи­
ки, имеющей дело с «живым» языком переживаемых человеком проблем.
Другая возможность понимания внутриличностных конфликтов как цело­
стного явления внутреннего мира человека — это обращение к их описаниям
с помощью общей феноменологии самосознания личности. Конфликт рас­
сматривается как одна из стадий развития внутриличностного противоречия,
которое определяется как «субъективно переживаемое рассогласование тех
или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в само­
сознании личности, которые взаимодействуют и изменяют друг друга в про­
цессе развития» (Митина, Кузьменкова, 1998).
Наибольший интерес с точки зрения описания конфликта в структуре са­
мосознания личности представляет работа В. В. Столина (1983). В качестве
«единицы самосознания», по его мнению, выступает «смысл "Я"», который
содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. По­
скольку в реальном многообразии отношений человека его поведение, его
действия могут иметь позитивный смысл по отношению к одному мотиву Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 Q7
(приближая к его удовлетворению) и негативный по отношению к другому
(отдаляя от него), возникает конфликтный смысл действия. Само действие,
наделенное для человека противоречивым смыслом, Столин называет по­
ступком. До этого действия человек может переживать необходимость ре­
шения либо в форме эмоциональных затруднений, либо как сознательную
дилемму, но конфликтный смысл «Я» возникает только после совершения
поступка. Сам по себе поступок становится результатом преодоления внут­
ренних преград к действию, либо, под их влиянием, — отказа от действия.
Внутренние преграды — это особенности личности, которые проявляются
в конкретных ситуациях, требующих определенных действий, и, ограничивая
свободу их выбора, создают внутреннюю конфликтность, «превращающую
действие в поступок».
Таким образом, общая логика рассуждений Столина сводится к следую­
щему: «множественность деятельностей приводит к множественности смы­
слов "Я", пересечение деятельностей — к поступкам, поступки — к конфликт­
ным смыслам "Я", конфликтный смысл "Я" запускает дальнейшую работу
самосознания» (Столин, 1983, с. 109). Содержанием этой работы самосозна­
ния, которую Столин называет «личностным решением задачи на конфликт­
ный смысл», является осмысление совершенного поступка, его признание
или отвержение, принятие сделанного выбора или раскаивание в нем и т. д.
Таким образом, поиск в области исследования внутриличностных кон­
фликтов — этой «вечной» проблемы человека и «вечного» предмета интереса
психологов — продолжается. Его общая тенденция состоит в переходе от рас­
смотрения конфликта на уровне «частичного» индивида, представленного
мотивационной, когнитивной сферой или иными личностными образования­
ми, к описанию конфликтов как явлений целостного самосознания личности,
что открывает новые перспективы в их понимании.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Внутриличностные противоречия и конфликты» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Модель оцінки дохідності капітальних активів (САРМ)
Послуги, що можуть забезпечуватися системою електронної пошти
ТЕОРЕТИЧНІ КОНЦЕПЦІЇ КРЕДИТУ
КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
Аудит обліку витрат на формування основного стада


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 860 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП