ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Мотивационные конфликты
Среди западных психологов наибольшее внимание к описанию внутренних
конфликтов мотивационного характера проявляли сторонники психоанализа
и последующих психодинамических концепций. Понятие психического кон­
фликта в психоанализе, однако, весьма специфично и неразрывно связано
с системой концептов и теоретических построений психоаналитической тео­
рии. По этой причине оно фактически оказалось неинтегрированным в более
широкую систему психологического знания, сохраняя свою релевантность
исключительно в рамках психоаналитических рассуждений.
Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внут­
риличностных конфликтов, заложенная Левином, который выводил эти кон­
фликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем,
возникающих в жизненной ситуации индивида.
А. Р. Лурия, высоко ценивший работы К. Левина, отмечает:
Значительным достижением всех опытов К. Левина нужно считать именно тот
факт, что в них стираются границы между серьезными жизненными актами и ак­
тами искусственными, получаемыми в эксперименте и не вызывающими доста­
точно серьезного отношения со стороны испытуемых. Проблема «серьезного
опыта», где «неудача в опыте становится неудачей в жизни», была разрешена
К. Левином в ряде экспериментов, и, пожалуй, именно ему впервые в экспери-Глава 3. Отдельные виды конфликтов 99
ментальной психологии удалось искусственно вызывать изменения, не ограни­
ченные участком опыта, а задевавшие самую личность» (Лурия, 2002, с. 291).
В выполненных в его школе экспериментах разным способом обеспечива­
лось возникновение конфликта. Например, испытуемый в лаборатории вы­
полняет задания, причем у него постепенно появляется уверенность в своей
способности справиться с ними, уверенность в своем успехе, а на следующей
стадии эксперимента он попадает в ситуацию, где терпит неудачу. Или ситуа­
ция «близкого завершения», когда создается ощущение, что сейчас проблема
будет решена, но это оказывается невозмож­
ным: ребенок почти дотягивается до конфеты,
однако все-таки не может ее достать.
В сущности, многие или даже почти все
хорошо известные нам эксперименты, выпол­
ненные под руководством Курта Левина, в той
или иной мере относятся к конфликтам: опы­
ты с прерыванием действия, пресыщением
работой, невозможностью найти правильное
решение задачи на определенном этапе созда­
ют ситуацию конфликта, дезорганизующего
обычную деятельность и поведение человека.
Предметом внимания Левина стали кон­
фликты, возникающие в результате борьбы мо­
тивов, одновременной актуализации противо­
речащих друг другу или несовместимых мотивов. Описание этого вида кон­
фликтов, принадлежащее Левину, считается классическим. Напомним, что
он рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида про­
тивоположно направленных сил равной величины, различая при этом три ос­
новных варианта этих конфликтов.
Первый случай конфликта — это когда человек оказывается перед необхо­
димостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисклю­
чающими альтернативами. Непременным условием возникновения кон­
фликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются
одновременно и имеют равную силу, в противном случае конфликта бы не
было, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас или реализова­
ли бы свои желания последовательно. Классической иллюстрацией такого
типа конфликта считается случай Буриданова осла, в конце концов умершего
от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по ве­
личине охапками сена. Эта ситуация, когда «хочется и того и другого», мо­
жет, однако, приобретать достаточно драматический характер, если речь идет
о выборе между чем-то или кем-то в равной мере необходимым или дорогим
для человека. Например, в подобном положении оказывается молодой муж,
мать и жена которого из-за не сложившихся между ними отношений ставят
дорогого им человека перед невозможным для него выбором.
6 истории принятия новых теорий можно
обнаружить следующие этапы: вначале
новую идею считают бредом, не стоя­
щим внимания. Затем наступает время,
когда можно услышать самые разнооб­
разные возражения, например: новая тео­
рия слишком фантастична, или это лишь
новая терминология, она неплодотвор­
на или просто не нужна. Наконец, каж­
дый утверждает, что он всегда как будто
придерживался этой теории. Обычно это
означает достижение последней стадии
перед всеобщим принятием.
К. Левин 1 00 Часть I. Основы изучения конфликтов
Второй случай конфликта близок по своей природе, но предполагает вы­
бор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Как и в
первом описанном типе конфликта, выбор «из двух зол меньшего» затруднен
равной интенсивностью мотивов избегания. Неудавшаяся семейная жизнь
вынуждает мужчину мучительно решать — или поддерживать не сложившие­
ся тяжелые семейные отношения, или расстаться с ребенком, постоянное об­
щение с которым в случае развода с женой станет невозможным.
Наконец, третий тип конфликта, по Левину, — это когда одна и та же цель
(возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна,
имеет «и плюсы, и минусы», как об этом говорят в обыденной речи. Внутрен­
няя борьба в этом случае связана со взвешиванием «за и против» — согла­
шаться ли на более денежную, но неинтересную работу, решаться ли на нуж­
ную, но слишком дорогостоящую покупку, и т. д. Эти ситуации могут превра­
щаться и в мучительный жизненно важный выбор — например, продолжать
существовать в устроенном мире сложившихся отношений, стабильной рабо­
ты, привычного образа жизни и при этом «жить не своей жизнью» или, поте­
ряв все, начать сначала?
Типы конфликта Левина, описанные им в понятиях силового поля, были
подвергнуты экспериментальному изучению и переведены в термины гради­
ента цели. Результаты этого анализа суммированы Н. Миллером в следую­
щих принципах, которые он считает фундаментальными для понимания кон­
фликтов между тенденциями приближения и избегания.
1. Тенденция к достижению цели тем сильнее, чем ближе к ней субъект,
что обозначается как градиент приближения.
2. Тенденция к избеганию нежелательного объекта тем сильнее, чем бли­
же к нему субъект, означает градиент избегания.
3. По мере приближения объекта сила избегания увеличивается быстрее,
чем сила достижения, т. е. градиент избегания имеет более крутой ха­
рактер, чем градиент приближения.
4. Сила тенденций достижения или избегания варьирует в зависимости
от силы мотива, на котором они основываются, т. е. усиление мотива
повышает общий уровень градиента.
Что стоит за этими градиентами приближения и избегания для практиче­
ского понимания поведения человека в ситуации конфликта? Градиент при­
ближения означает, что чем ближе человек к выбранной им цели, тем больше
возрастает ее привлекательность, и наоборот, уменьшается привлекатель­
ность другой из возможных целей, от которой он удаляется. Градиент избега­
ния, напротив, проявляется в том, что, когда человек покидает состояние не­
коего равновесия, сохраняющееся до делаемого им выбора, он приближается
к одному из объектов, и этот объект по мере приближения вызывает все более
сильную реакцию отторжения. При этом второй, отвергнутый, кажется все
менее неприятным, что побуждает человека вернуться к исходному состоя­
нию. Получается, что психологически легче выйти из ситуации выбора меж-Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 0 1
ду двумя привлекательными возможностями, чем между двумя непривлека­
тельными. (Если это так, то нам, пожалуй, следовало бы наделять нередко
случающиеся в нашей жизни ситуации выбора позитивным смыслом, а не не­
гативным — «хочется и того и другого» вместо «не хочется ни того ни друго­
го».) Исходя из описания Миллера, первый выбор реализуется легче второго.
Для такой точки зрения есть бесспорные основания, например, при реали­
зации позитивного выбора в действие вступают механизмы, защищающие и
оправдывающие принятые решения. Однако в реальной жизненной ситуации
все происходит не так просто. Человек выбрал одну из привлекательных воз­
можностей, в связи с чем другая должна, казалось бы, постепенно утрачивать
свою привлекательность. На самом же деле, как нам известно по собствен­
ному опыту, мы начинаем сожалеть об утраченном и, выбирая в пользу одно­
го объекта, ко всем его плюсам начинаем прибавлять минусы потери другой
возможности. Таким образом, возникает более сложный тип конфликта, ко­
гда один и тот же объект вызывает стремление как к достижению, так и к из­
беганию.
Анализ ситуации, в которой индивид имеет сильные тенденции как к до­
стижению, так и к избеганию одного и того же объекта (возможности, ситуа­
ции и т. д.), имеет, по мнению Миллера, фундаментальное значение для пони­
мания человеческих конфликтов. Почему же все-таки человек не достигает
цели или не избегает ее?
Миллер связывает суть происходящего в данной ситуации с тезисом, кото­
рый гласит, что градиент избегания имеет более крутой характер, чем гради­
ент достижения, а это в свою очередь означает возможность их пересечения.
На определенной дистанции от цели тенденция приближения будет сильнее,
чем избегания. Пока субъект находится в этом районе, он будет продвигаться
по направлению к цели. Однако чем ближе он к ней, тем быстрее по сравне­
нию с силой достижения будет увеличиваться сила избегания. В конце кон­
цов он достигает точки, в которой сила избегания становится равной силе
приближения, т. е. два градиента пересекаются, и возникает остановка. То же
самое происходит в ситуации, когда субъект слишком близок к цели, в связи
с чем начинает действовать сила избегания, увеличивающаяся до точки ра­
венства градиентов и дальнейшей остановки. Следствием этого становится
то, что субъект будет колебаться в районе пересечения градиентов (за счет до­
полнительной стимуляции); если возникает изменение весов градиентов, то
они не пересекаются и субъект решает задачу; борьба сильных тенденций вы­
зывает более сильные колебания, чем борьба слабых (Miller, 1944).
Мы привели эти результаты теоретических и экспериментальных работ
Миллера, потому что они могут быть полезным основанием при анализе пе­
реживаемых человеком конфликтов. (Сам же автор в своей работе в духе тео­
ретиков стимул-реактивной ориентации опирается на данные экспериментов,
проведенных на животных.)
Все описанные случаи конфликтов считаются мотивационными, посколь­
ку их содержанием является борьба мотивов. 1 02 Часть I. Основы изучения конфликтов

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мотивационные конфликты» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Мета аудиту — перевірити правильність визначення податку з реклам...
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Ліцензування банківської діяльності
ЗМІСТ ТА ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СУБ’ЄКТІВ ГОСПОДА...
Сервіс WWW


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1428 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП