Среди западных психологов наибольшее внимание к описанию внутренних конфликтов мотивационного характера проявляли сторонники психоанализа и последующих психодинамических концепций. Понятие психического кон фликта в психоанализе, однако, весьма специфично и неразрывно связано с системой концептов и теоретических построений психоаналитической тео рии. По этой причине оно фактически оказалось неинтегрированным в более широкую систему психологического знания, сохраняя свою релевантность исключительно в рамках психоаналитических рассуждений. Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внут риличностных конфликтов, заложенная Левином, который выводил эти кон фликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. А. Р. Лурия, высоко ценивший работы К. Левина, отмечает: Значительным достижением всех опытов К. Левина нужно считать именно тот факт, что в них стираются границы между серьезными жизненными актами и ак тами искусственными, получаемыми в эксперименте и не вызывающими доста точно серьезного отношения со стороны испытуемых. Проблема «серьезного опыта», где «неудача в опыте становится неудачей в жизни», была разрешена К. Левином в ряде экспериментов, и, пожалуй, именно ему впервые в экспери-Глава 3. Отдельные виды конфликтов 99 ментальной психологии удалось искусственно вызывать изменения, не ограни ченные участком опыта, а задевавшие самую личность» (Лурия, 2002, с. 291). В выполненных в его школе экспериментах разным способом обеспечива лось возникновение конфликта. Например, испытуемый в лаборатории вы полняет задания, причем у него постепенно появляется уверенность в своей способности справиться с ними, уверенность в своем успехе, а на следующей стадии эксперимента он попадает в ситуацию, где терпит неудачу. Или ситуа ция «близкого завершения», когда создается ощущение, что сейчас проблема будет решена, но это оказывается невозмож ным: ребенок почти дотягивается до конфеты, однако все-таки не может ее достать. В сущности, многие или даже почти все хорошо известные нам эксперименты, выпол ненные под руководством Курта Левина, в той или иной мере относятся к конфликтам: опы ты с прерыванием действия, пресыщением работой, невозможностью найти правильное решение задачи на определенном этапе созда ют ситуацию конфликта, дезорганизующего обычную деятельность и поведение человека. Предметом внимания Левина стали кон фликты, возникающие в результате борьбы мо тивов, одновременной актуализации противо речащих друг другу или несовместимых мотивов. Описание этого вида кон фликтов, принадлежащее Левину, считается классическим. Напомним, что он рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида про тивоположно направленных сил равной величины, различая при этом три ос новных варианта этих конфликтов. Первый случай конфликта — это когда человек оказывается перед необхо димостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисклю чающими альтернативами. Непременным условием возникновения кон фликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу, в противном случае конфликта бы не было, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас или реализова ли бы свои желания последовательно. Классической иллюстрацией такого типа конфликта считается случай Буриданова осла, в конце концов умершего от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по ве личине охапками сена. Эта ситуация, когда «хочется и того и другого», мо жет, однако, приобретать достаточно драматический характер, если речь идет о выборе между чем-то или кем-то в равной мере необходимым или дорогим для человека. Например, в подобном положении оказывается молодой муж, мать и жена которого из-за не сложившихся между ними отношений ставят дорогого им человека перед невозможным для него выбором. 6 истории принятия новых теорий можно обнаружить следующие этапы: вначале новую идею считают бредом, не стоя щим внимания. Затем наступает время, когда можно услышать самые разнооб разные возражения, например: новая тео рия слишком фантастична, или это лишь новая терминология, она неплодотвор на или просто не нужна. Наконец, каж дый утверждает, что он всегда как будто придерживался этой теории. Обычно это означает достижение последней стадии перед всеобщим принятием. К. Левин 1 00 Часть I. Основы изучения конфликтов Второй случай конфликта близок по своей природе, но предполагает вы бор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Как и в первом описанном типе конфликта, выбор «из двух зол меньшего» затруднен равной интенсивностью мотивов избегания. Неудавшаяся семейная жизнь вынуждает мужчину мучительно решать — или поддерживать не сложившие ся тяжелые семейные отношения, или расстаться с ребенком, постоянное об щение с которым в случае развода с женой станет невозможным. Наконец, третий тип конфликта, по Левину, — это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы», как об этом говорят в обыденной речи. Внутрен няя борьба в этом случае связана со взвешиванием «за и против» — согла шаться ли на более денежную, но неинтересную работу, решаться ли на нуж ную, но слишком дорогостоящую покупку, и т. д. Эти ситуации могут превра щаться и в мучительный жизненно важный выбор — например, продолжать существовать в устроенном мире сложившихся отношений, стабильной рабо ты, привычного образа жизни и при этом «жить не своей жизнью» или, поте ряв все, начать сначала? Типы конфликта Левина, описанные им в понятиях силового поля, были подвергнуты экспериментальному изучению и переведены в термины гради ента цели. Результаты этого анализа суммированы Н. Миллером в следую щих принципах, которые он считает фундаментальными для понимания кон фликтов между тенденциями приближения и избегания. 1. Тенденция к достижению цели тем сильнее, чем ближе к ней субъект, что обозначается как градиент приближения. 2. Тенденция к избеганию нежелательного объекта тем сильнее, чем бли же к нему субъект, означает градиент избегания. 3. По мере приближения объекта сила избегания увеличивается быстрее, чем сила достижения, т. е. градиент избегания имеет более крутой ха рактер, чем градиент приближения. 4. Сила тенденций достижения или избегания варьирует в зависимости от силы мотива, на котором они основываются, т. е. усиление мотива повышает общий уровень градиента. Что стоит за этими градиентами приближения и избегания для практиче ского понимания поведения человека в ситуации конфликта? Градиент при ближения означает, что чем ближе человек к выбранной им цели, тем больше возрастает ее привлекательность, и наоборот, уменьшается привлекатель ность другой из возможных целей, от которой он удаляется. Градиент избега ния, напротив, проявляется в том, что, когда человек покидает состояние не коего равновесия, сохраняющееся до делаемого им выбора, он приближается к одному из объектов, и этот объект по мере приближения вызывает все более сильную реакцию отторжения. При этом второй, отвергнутый, кажется все менее неприятным, что побуждает человека вернуться к исходному состоя нию. Получается, что психологически легче выйти из ситуации выбора меж-Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 0 1 ду двумя привлекательными возможностями, чем между двумя непривлека тельными. (Если это так, то нам, пожалуй, следовало бы наделять нередко случающиеся в нашей жизни ситуации выбора позитивным смыслом, а не не гативным — «хочется и того и другого» вместо «не хочется ни того ни друго го».) Исходя из описания Миллера, первый выбор реализуется легче второго. Для такой точки зрения есть бесспорные основания, например, при реали зации позитивного выбора в действие вступают механизмы, защищающие и оправдывающие принятые решения. Однако в реальной жизненной ситуации все происходит не так просто. Человек выбрал одну из привлекательных воз можностей, в связи с чем другая должна, казалось бы, постепенно утрачивать свою привлекательность. На самом же деле, как нам известно по собствен ному опыту, мы начинаем сожалеть об утраченном и, выбирая в пользу одно го объекта, ко всем его плюсам начинаем прибавлять минусы потери другой возможности. Таким образом, возникает более сложный тип конфликта, ко гда один и тот же объект вызывает стремление как к достижению, так и к из беганию. Анализ ситуации, в которой индивид имеет сильные тенденции как к до стижению, так и к избеганию одного и того же объекта (возможности, ситуа ции и т. д.), имеет, по мнению Миллера, фундаментальное значение для пони мания человеческих конфликтов. Почему же все-таки человек не достигает цели или не избегает ее? Миллер связывает суть происходящего в данной ситуации с тезисом, кото рый гласит, что градиент избегания имеет более крутой характер, чем гради ент достижения, а это в свою очередь означает возможность их пересечения. На определенной дистанции от цели тенденция приближения будет сильнее, чем избегания. Пока субъект находится в этом районе, он будет продвигаться по направлению к цели. Однако чем ближе он к ней, тем быстрее по сравне нию с силой достижения будет увеличиваться сила избегания. В конце кон цов он достигает точки, в которой сила избегания становится равной силе приближения, т. е. два градиента пересекаются, и возникает остановка. То же самое происходит в ситуации, когда субъект слишком близок к цели, в связи с чем начинает действовать сила избегания, увеличивающаяся до точки ра венства градиентов и дальнейшей остановки. Следствием этого становится то, что субъект будет колебаться в районе пересечения градиентов (за счет до полнительной стимуляции); если возникает изменение весов градиентов, то они не пересекаются и субъект решает задачу; борьба сильных тенденций вы зывает более сильные колебания, чем борьба слабых (Miller, 1944). Мы привели эти результаты теоретических и экспериментальных работ Миллера, потому что они могут быть полезным основанием при анализе пе реживаемых человеком конфликтов. (Сам же автор в своей работе в духе тео ретиков стимул-реактивной ориентации опирается на данные экспериментов, проведенных на животных.) Все описанные случаи конфликтов считаются мотивационными, посколь ку их содержанием является борьба мотивов. 1 02 Часть I. Основы изучения конфликтов
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мотивационные конфликты» з дисципліни «Психологія конфлікту»