Пожалуй, наиболее определенным образом об этом изменении заявила гума нистическая психология, которая в отношении психологических конфликтов заняла принципиально иную позицию, чем психоанализ. Психоаналитическое понимание природы человека предполагает, что на протяжении своей жизни человек постоянно стремится к ослаблению, уменьшению конфликта. Гума нистическая психология не рассматривает конфликт как неизбежность. В то же время, как пишет Р. Мэй, «предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна... Личность динамична, ане статич на, ее стихия — творчество, а не прозябание. Наша цель — новое, конструк тивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является пре вращение деструктивных конфликтов в конструктивные» (Мэй, 1994, с. 30). Если для психоаналитиков противоречия души есть признак дезинтегра ции (если не патологии) личности, то для психологов гуманистического на правления «внутренняя напряженность личности свидетельствует о непре рывной работе духовного начала» (Мэй, 1994, с. 34), а «причиной личност ных проблем является нарушение правильного распределения напряжений во внутренней структуре личности» (с. 40). Конфликт — это нормально, это то, что сопутствует как нашей внутренней жизни, так и нашему взаимодействию с людьми. Переживание конфликтов — тяжелый и болезненный процесс, но это часть жизни человека. Мы не долж ны чувствовать себя виноватыми или несостоятельными неудачниками, если мы переживаем конфликты. Это может показаться довольно очевидным, од нако многие проблемы в жизни людей и их переживания возникают из-за не понимания или непринятия этой точки зрения. Рассмотрим в качестве примера взаимоотношения детей и родителей. Раз витие ребенка неизбежно сопряжено с возникновением в их взаимодействии противоречий. Оно связано с постепенным обретением большей взросло сти и самостоятельности, в процессе чего ребенок делает шаги к автономиза- ции, к более самостоятельному существова нию. Когда ребенок первый раз отдергивает ногу, на которую мама натягивает ботинок, и говорит: «Я сам», он фактически говорит о том, что его уже не устраивают сложившиеся формы их взаимодействия и он хочет их из менить. Потом мама ведет ребенка в школу, он держится за ее руку, но в какой-то момент он начинает противиться этому, потому что он уже большой и ему неудобно, чтобы его Личность динамична, а не статична, ее стихия - творчество, а не прозябание. Наша цель - новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устра нение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превраще ние деструктивных конфликтов в конструктивные. Р.Мэй 82 Часть I. Основы изучения конфликтов мама вела за ручку, как маленького. Затем он станет подростком и будет спо рить с родителями из-за того, почему вечером он должен являться домой в десять часов, когда другие мальчики гуляют допоздна, и т. д. Таким образом, в отношениях детей и родителей постоянно возникают противоречия между сложившимся на данный момент стилем их взаимодей ствия и потребностями ребенка в его изменении. Эти противоречия неизбеж ны, более того, например, в подростковом возрасте они часто рассматривают ся не просто как неизбежный, но как обязательный или даже желательный компонент взросления ребенка. Такой точки зрения придерживаются про фессиональные психологи. Но что при этом чувствуют родители? Они сталкиваются с тем, что счита ют неповиновением, упрямством, выходом ребенка из-под контроля, а зача стую и откровенным бунтом, протестом, сопровождающимся характерной для подросткового возраста резкостью. Родители реагируют на это как на нечто совершенно неприемлемое, как на то, чего быть не должно. Они воспринима ют происходящее как угрозу родительскому авторитету, как прямую опас ность для ребенка («Он вышел из-под контроля!») и, нередко, как собствен ную родительскую несостоятельность («Я не сумел его правильно воспитать», «Я виновата, я что-то недоглядела»). Такого рода чувства, переживаемые ро дителями, типичны и являются следствием непринятия того факта, что нали чие противоречий — это неотъемлемая черта наших отношений. Сказанное относится, конечно, не только к взаимодействию родителей и детей, но и к другим сферам наших отношений. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необхо димость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношения потенци ально наделены высокой конфликтностью, однако, что подтверждено иссле дованиями, именно супружеские отношения потенциально содержат в себе и возможность наибольшего эмоционального удовлетворения. Таким образом, еще раз повторим, что конфликт — это совершенно нор мальное явление. Люди должны перестать рассматривать конфликты как ано малию, нечто «неправильное», поскольку, полагая так, они будут требовать послушания от детей, повиновения от окружающих и подавлять конфликты в самих себе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Изменение отношения к конфликтам» з дисципліни «Психологія конфлікту»