ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Теории баланса
Идеи Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником
теорий когнитивного соответствия, в том числе и теории структурного баланса
Ф. Хайдера, которого иногда называют основателем когнитивной психологии
в целом. Теория Хайдера посвящена анализу согласованности между систе­
мой установок индивида и его знаниями об установках и поведении окружа­
ющих. Ее первые положения были концептуализированы автором в 1946 году.
В книге «Психология межличностных отношений» (Heider, 1958), содержа­
щей относительно полное описание его теории, Хайдер анализирует баланс­
ные и небалансные состояния в отношениях людей и, исходя из положения
о стремлении социального целого к балансу, возможные пути достижения ба­
ланса.
Если некий человек Р (person) испытывает симпатию к другому человеку О
(other), который делает нечто X, и если это X позитивно с точки зрения Р, мы
имеем случай баланса из трех позитивных отношений. Если человек Р испы­
тывает антипатию к человеку О, который делает нечто X, и если это X нега­
тивно оценивается Р, это будет случай баланса из трех негативных отноше­
ний. Если же О, к которому Р относится хорошо, делает нечто, к чему Р
относится негативно, в этой структуре возникает небалансное состояние и,
соответственно, тенденция стремления к балансу.
Ситуация может быть трансформирована двояко — за счет изменения
в отношении Р к О или X или путем изменения целого. Изменения в отноше­
ниях Р. а) Р начинает думать, что X не так уж и плох — устанавливается ба­
ланс из трех позитивных отношений; б) Р начинает думать, что О не так уж и
хорош, в соответствии с чем «плохой О» делает «плохое X», и балансное отно­
шение устанавливается снова. Изменения в отношениях целого: а) Р начина­
ет думать, что О в действительности не в ответе за X, тогда X нельзя приписы­
вать О, и их единство разрушается; б) Р разрешает ситуацию за счет диффе-74 Часть I. Основы изучения конфликтов
ренцированного взгляда на О: О имеет и плохие, и хорошие черты. Баланс
достигается за счет негативного отношения Р к «плохой» части О, ответствен­
ной за «плохое» X, и хорошего отношения Р к «хорошей» части О. (рис. 2.1).
Однако очевидно, что во многих ситуациях реального взаимодействия
проблемы так просто не решаются. Например, О владеет X, к которому стре­
мится Р. Казалось бы, по предыдущей схеме, это должно благоприятствовать
отношениям Р к О, но Р может завидовать О, желая своего единства с X, будь
то материальный объект или человек. Таким образом, если Р и О стремятся к X
и единство одного из них исключает единство другого, возникает конфликт.
Аналогично возникает конфликт, если Р и О стремятся избежать X, но это
возможно лишь для одного из них. Наконец, еще один вариант возникнове­
ния конфликта связан с необходимостью для Р и О действовать относительно
X совместно и единообразно, а их отношение к X различно: тогда или один из
них должен отказаться от позитивного для него X, или другой должен при­
нять негативное для себя X. (Хайдер сам указывает на аналогию этих приме­
ров межличностных конфликтов с типами конфликтов Левина.) Глава 2. Психологическая традиция изучения конфликтов 75
Следовательно, в соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает то­
гда, когда установление баланса невозможно в силу того, что «определенное
отношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека
исключается вследствие существования отношения единства со стороны дру­
гого человека» (Heider, 1958, р. 212), т. е. сущность социально-психологическо­
го конфликта в его трактовке — это определенное рассогласование между си­
стемой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведе­
нии других, между системами представлений разных людей. Дальнейшее раз­
витие идей Хайдера было предпринято Т. Ньюкомом, сделавшим акцент на
процессе коммуникации между участниками взаимодействия, которые хотят,
чтобы те, с кем они имеют дело, разделяли их точку зрения, особенно если речь
идет о важных вещах, а их партнеры кажутся им привлекательными (рис. 2.2).
Таким образом, когнитивистские подходы в изучении конфликтов были
реализованы не только в акценте на субъективном переживании человека как
ключевом факторе объяснения феноменологии конфликтов, но и в описании
нового их измерения — когнитивного пространства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теории баланса» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Використання стільникових мереж для передачі даних
Теорія інвестиційного портфеля
ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ
Аудит обліку витрат на формування основного стада
Модель протоколів INTERNET


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 800 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП