Идеи Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником теорий когнитивного соответствия, в том числе и теории структурного баланса Ф. Хайдера, которого иногда называют основателем когнитивной психологии в целом. Теория Хайдера посвящена анализу согласованности между систе мой установок индивида и его знаниями об установках и поведении окружа ющих. Ее первые положения были концептуализированы автором в 1946 году. В книге «Психология межличностных отношений» (Heider, 1958), содержа щей относительно полное описание его теории, Хайдер анализирует баланс ные и небалансные состояния в отношениях людей и, исходя из положения о стремлении социального целого к балансу, возможные пути достижения ба ланса. Если некий человек Р (person) испытывает симпатию к другому человеку О (other), который делает нечто X, и если это X позитивно с точки зрения Р, мы имеем случай баланса из трех позитивных отношений. Если человек Р испы тывает антипатию к человеку О, который делает нечто X, и если это X нега тивно оценивается Р, это будет случай баланса из трех негативных отноше ний. Если же О, к которому Р относится хорошо, делает нечто, к чему Р относится негативно, в этой структуре возникает небалансное состояние и, соответственно, тенденция стремления к балансу. Ситуация может быть трансформирована двояко — за счет изменения в отношении Р к О или X или путем изменения целого. Изменения в отноше ниях Р. а) Р начинает думать, что X не так уж и плох — устанавливается ба ланс из трех позитивных отношений; б) Р начинает думать, что О не так уж и хорош, в соответствии с чем «плохой О» делает «плохое X», и балансное отно шение устанавливается снова. Изменения в отношениях целого: а) Р начина ет думать, что О в действительности не в ответе за X, тогда X нельзя приписы вать О, и их единство разрушается; б) Р разрешает ситуацию за счет диффе-74 Часть I. Основы изучения конфликтов ренцированного взгляда на О: О имеет и плохие, и хорошие черты. Баланс достигается за счет негативного отношения Р к «плохой» части О, ответствен ной за «плохое» X, и хорошего отношения Р к «хорошей» части О. (рис. 2.1). Однако очевидно, что во многих ситуациях реального взаимодействия проблемы так просто не решаются. Например, О владеет X, к которому стре мится Р. Казалось бы, по предыдущей схеме, это должно благоприятствовать отношениям Р к О, но Р может завидовать О, желая своего единства с X, будь то материальный объект или человек. Таким образом, если Р и О стремятся к X и единство одного из них исключает единство другого, возникает конфликт. Аналогично возникает конфликт, если Р и О стремятся избежать X, но это возможно лишь для одного из них. Наконец, еще один вариант возникнове ния конфликта связан с необходимостью для Р и О действовать относительно X совместно и единообразно, а их отношение к X различно: тогда или один из них должен отказаться от позитивного для него X, или другой должен при нять негативное для себя X. (Хайдер сам указывает на аналогию этих приме ров межличностных конфликтов с типами конфликтов Левина.) Глава 2. Психологическая традиция изучения конфликтов 75 Следовательно, в соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает то гда, когда установление баланса невозможно в силу того, что «определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны дру гого человека» (Heider, 1958, р. 212), т. е. сущность социально-психологическо го конфликта в его трактовке — это определенное рассогласование между си стемой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведе нии других, между системами представлений разных людей. Дальнейшее раз витие идей Хайдера было предпринято Т. Ньюкомом, сделавшим акцент на процессе коммуникации между участниками взаимодействия, которые хотят, чтобы те, с кем они имеют дело, разделяли их точку зрения, особенно если речь идет о важных вещах, а их партнеры кажутся им привлекательными (рис. 2.2). Таким образом, когнитивистские подходы в изучении конфликтов были реализованы не только в акценте на субъективном переживании человека как ключевом факторе объяснения феноменологии конфликтов, но и в описании нового их измерения — когнитивного пространства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теории баланса» з дисципліни «Психологія конфлікту»