Эта практика проводить несколько последних минут каждого рабочего дня, подготавливая список дел на следующее утро, заслуживает всяческого поощрения. Менеджеры, добившиеся больших успехов, чаще всего отмечают именно ее в качестве инструмента, позволяющего эффективно планировать время. Если вы откладываете планирование до утра, часто приходится заполнять лист в спешке или небрежно, поскольку другие дела начинают занимать ваше время. Срочные дела выходят на первый план, совершенно вытесняя дела важные, которые вы бы поставили под номерами один, два или три. Если вы обнаружите, что в результате вашего планирования работа идет не очень хорошо, спросите себя: «Выполняю ли я дела, которые обладают наивысшим приоритетом?» Если ответ будет «Нет» или «Сомнительно — только частично», то вам следует поработать с контрольным листом, на котором будут написаны нижеследующие вопросы: • • • Пытаетесь ли выполнить за день максимальное количество дел? Может быть, стоит отложить выполнение некоторых задач, поскольку их время еще не пришло? Ясно ли сформулирован каждый вопрос или задача? Эффективность работы зависит от знания ситуаций, когда вы должны сказать «нет». Чрезмерное количество обязательств — это дорога к провалу. Это может подорвать ваше здоровье. Сью Таунсенд, автор двух бестселлеров об Адриане Моуле, в возрасте сорока лет перегрузила свое сердце и заработала сердечный приступ. «Я была трудоголиком до тех пор, пока не заработала себе приступ, — признавалась она. — Я делала все, что меня просили. Я понимала, что это небезопасно, но я никогда не была в состоянии сказать «нет». После приступа я исправилась, и теперь я обычно предпочитаю похоронить любое предложение, часто даже раньше, чем успеваю отказаться от него». Вы можете считать, что трудно отказать кому-то в просьбе уделить некоторое время. Возможно, вы будете ощущать, что те, кому вы отказали, будут думать о вас не очень хорошо. Учитесь отказывать тактично и твердо. Не поймите меня неправильно; я вовсе не советую вам отказывать в помощи людям. Я говорю только о тех случаях, когда вы говорите «да», в то время как ваше сердце подсказывает вам сказать «нет». Вы сможете сберечь это время, чтобы использовать его с большей пользой. Когда вы говорите «нет», лучше сказать это сразу. В таком случае вы предотвратите растущую надежду и сильное разочарование, которое проситель
268
ДЖОН АДАИР испытает впоследствии. Такие неопределенные фразы, как: «Я подумаю об этом» или «Я не знаю», — порождают надежду. Конечно, если вы и в самом деле сомневаетесь, тогда эти фразы будут к месту. Задайте уточняющие вопросы, может быть, вы попросите, чтобы просьба была подана в письменном виде и содержала вспомогательные данные. Помните, что вы должны иметь право сказать «нет». Хотя вполне естественно объяснить причину, даже придумать отговорку, вы не должны оправдываться каждый раз, когда вы отказываете в просьбе. Никогда не пренебрегайте учтивостью. По возможности будьте деликатны; вы можете считать, что вас ждут более важные дела, хотя у просителей может быть на этот счет другое мнение. Но что действительно важно и что не зависит до некоторой степени от рассмотренных выше соображений, так это где вы сидите.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учитесь говорить «нет»» з дисципліни «Мистецтво управляти людьми й самим собою»