Концептуальное проектирование и стратегическое планирование кампании по наблюдению за ходом голосования
Кампания по наблюдению за ходом голосования и предотвращению фальсификации итогов выборов должна быть вписана в общую стратегию и концеп- 228 цию всей избирательной кампании определенного кандидата. Фактически она является последним эта пом всей кампании и призвана не допустить искаже ния результатов голосования. Временные рамки кампании по наблюдению, как правило, ограничены днями голосования, в том чис ле предварительного и второго тура, однако подго товку к ней координатору всей избирательной кам пании необходимо начинать заранее. Прежде всего, выдвигается как можно большее количество кандидатов в члены избирательных ко миссий и наблюдателей. Это можно сделать на засе даниях руководящих органов: партий, общественных объединений и т.д. При этом должны быть строго со блюдены процедуры ведения собрания и оформле ния протокола. Желательно также заранее составить почасовые графики наблюдения для каждого насе ленного пункта либо района. Следует помнить, что организационно единствен ной всеохватывающей системой контроля за соблю дением законодательства на выборах является сеть избирательных комиссий. От того, какими будут со ставы избирательных комиссий, во многом зависит оформление результатов выборов. Участковая избирательная комиссия несет ответ ственность за: * организацию голосования; * обеспечение тайны волеизъявления избирате лей; * оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка. По мнению одного из специалистов по пробле мам проведения и контроля выборов В.А. Лучина, лучший способ взаимодействия представителей оп ределенного кандидата, как в составе комиссий, так и наблюдателей — сотрудничество или, по крайней мере, деловые взаимоотношения. Наблюдателям сле дует добиваться такого контакта с членами комис- 229 сий, чтобы они сами строго следовали закону и кон тролировали его соблюдение. Как правило, исказить результаты выборов про ще всего на избирательных участках, где весьма слож но обнаружить и доказать нарушение избирательного законодательства, если итоговый протокол голосо вания умело фальсифицирован. На каждый избирательный участок желательно направить несколько (3—4) наблюдателей, так как при наличии на участке только одного наблюдателя, представляющего определенного кандидата, доказать факты нарушений значительно сложнее. Например, обращаясь к членам избиркома в связи с каким-либо нарушением, наблюдатель в то же время теряет воз можность наблюдать за процессом голосования. На несколько (10—15) избирательных участков желательно назначить одного бригадира. Каждый бри гадир в свою очередь подчиняется ответственному за область. Подобная «пирамидальная вертикаль» по на блюдению за ходом голосования должна иметь хоро шо отлаженную телефонную связь. Для более эффективного наблюдения за ходом голосования желательно использовать и помощь про стых избирателей. С этой целью накануне дня голосо вания желательно запланировать распространение среди избирателей листовок с просьбой к гражданам помочь проконтролировать соблюдение избиратель ного законодательства (например, в день голосова ния немедленно сообщать по определенным номе рам телефонов или адресам о выявленных фактах нарушения и т.п.). Координатору всей избирательной кампании каж дого кандидата необходимо следить за тем, чтобы все задействованные в кампании системы контроля вза имодействовали с максимальным эффектом. В част ности, наблюдателям и членам избирательных комис сий необходимо так скоординировать свою работу, чтобы контролировать как можно больше избиратель- 230 ных комиссий, не ослабляя при этом контроля ни в какие периоды подготовки и проведения выборов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Концептуальное проектирование и стратегическое планирование кампании по наблюдению за ходом голосования» з дисципліни «Технологія організації виборів»