Некоторые приемы и методы дискредитации оппонента и «грязные» избирательные трюки
Простейшими приемами, которые необходимо знать всякому честному кандидату (судя по предвы борным обещаниям и программам, в число таковых можно заносить практически любого) являются: * распространение ложной информации о том, что на кандидата X заведено уголовное дело; * так как за сутки до выборов всякая агитация зап рещена, законодательство будет нарушено, если в по чтовые ящики избирателей некто бросит, например, листовки, призывающие голосовать за соперника; * появление в прессе информации, характеризу ющей оппонента как хронического алкоголика. Впе чатление может быть, усилено фотографией конку рента, где он снят с большим стаканом в руке (в стакане может быть любая жидкость: вода, минерал ка и т.д.), неаккуратно причесанным, пуговицы рас стегнуты и т.п.; * ночные звонки по телефону (в 3—4 часа утра) с призывом голосовать за «лучшего человека райо на», т.е. соперника; * на ветровых стеклах автомашин, дверях квар тир и т.п. можно расклеить прочным клеем листовки соперника; 221 * распространение слухов. Для этого формируют ся группы по 2—3 человека для ведения «оживленной беседы». Места распространения: вокзалы, аэропор ты, городские и междугородные маршруты, магази ны, стадионы, бани, рабочие коллективы, любые массовые мероприятия и т.п. Главный принцип: чем невероятнее слух, тем быстрее в него поверят. Одним из «безотказных» является слух, что некоего канди дата (особенно поддерживаемого властями) обворо вали и вынесли (например, с дачи) вещей на 100 тыс. долларов. Особенно хорошо он действует в глубинке; * создание от лица оппонента заведомо глупой листовки. Когда предвыборный штаб соперника вы пустит листовку с его портретом, биографическими данными и программой, тут же на свет должна по явиться подделка, похожая на нее по форме, но с искаженным в нужную сторону текстом и с выход ными данными, как на оригинале (включая ответ ственного за выпуск). Если со стороны оппонента во все СМИ будет ра зослано сообщение о том, что запущена фальшивка, редакторы должны пропустить это мимо ушей, а жур налисты продолжать комментировать как подлинную. * В случае если оппонентом является лицо, вы полняющее некие управленческие функции, для его дискредитации от его имени могут распространяться листовки с обязательством выполнить определенные задачи (например, заасфальтировать дорогу) до, к примеру, 10 ноября. Однако листовка эта появится позже, например, 15 ноября. Аналогичная листовка может от имени оппонен та пообещать, например, повышение размера пен сий за счет сокращения армии и органов внутрен них дел (госбезопасности) или дополнительного налогообложения предпринимателей. * Используют и почти такой же, как у соперни ков, текст адресного обращения кандидата по близ кой базе данных. Только приходит к избирателям он 222 на 2—3 дня раньше. (Одним из вариантов этой «техно логии» является рассылка подписанных кандидатом приглашений прийти, например, за продуктами). * соперника может сопровождать и автобус с враждебно настроенными старушками, которые бу дут пикетировать и срывать все его встречи. * может быть создана группа поддержки канди дата, состоящая из «энтузиастов» и действующая как бы по своей инициативе параллельно с остальными. В сведениях, предоставляемых ею (подписях), указы ваются, например, давно умершие люди, прожи вавшие в данном избирательном округе, или другие «липовые» сведения. Это позволит избиркому «забра ковать» голоса, особенно если их и так не намного больше необходимого количества; * возможна регистрация кандидатов-двойников с целью дезориентации избирателей, а также созда ние «партий»-двойников. * выпуск листовок, например от имени МВД, с перечислением «жареных фактов» и «криминального прошлого» ряда кандидатов, причем МВД от автор ства сразу же отрекается; * организация преждевременного голосования, оплаченного водкой или иными продуктами; * надписи на стенах воспринимаются как выра жение воли населения, поэтому писать можно все, что угодно; * для организации «невыхода» к избирательным урнам определенного сегмента аудитории может быть продемонстрирован в новостях «невинный» сюжет о пожарах на дачах, оставленных без при смотра; * ТВ-новости могут сообщить о поддержке кан дидата криминальными группировками, а затем про демонстрировать зрителям в качестве его аудитории бритоголовых «братков»; * по домам избирателей может ходить «в стельку пьяный», бомжеватого вида, двойник кандидата и 223 уговаривать поддержать его на выборах. Вариант: не трезвые молодые люди, представляющиеся сыновья ми кандидата, просят голосовать «за папу»; * можно выпустить листовку от имени «ассоциа ции (лиги) сексуальных меньшинств» с призывами к «братьям и сестрам» однополой любви голосовать за соперника; * так как в течение последних 10 дней до выбо ров не допускается публикация результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и прогнозом их результатов, возможна их публикация от имени соперника; * следует упомянуть и организацию мнимых по кушений на кандидата с целью поднятия его значи мости в глазах избирателей. Если того или иного кандидата поддерживают властные структуры, могут иметь место следующие нехитрые «технологии»: * метод создания искусственных альтернатив. Со стоит в том, что бывший подчиненный за несколько месяцев до выборов «вдруг» начинает критиковать своего начальника. Все внимание избирателей долж но постепенно переключиться на эту «борьбу» с ис пользованием компромата. Когда это будет достигну то, все остальные кандидаты окажутся в тени, а их шансы будут сведены к минимуму; * В день выборов, когда существует угроза про хождения «нехорошего человека», могут случиться неполадки с общественным транспортом, особенно на маршрутах, обслуживающих территорию вокруг избиркомов. * Во время поездки с переносными урнами к больным и престарелым для голосования на дому члены избирательной комиссии могут советовать из бирателям, где ставить крестик. Могут просто ска зать, кто в списке кандидатов «хороший человек». * Члены избиркома могут выдавать для голосова ния бюллетени, не имеющие подписей двух членов 224 избирательной комиссии и ее печати. По закону та кие бюллетени недействительны (соответственно го лоса избирателей, отданные «не за того» кандидата, пропадают). * Перед входом в избирательный участок пред ставители кандидата могут устроить т.н. «карусель» или «мертвую петлю», т.е. платнОе голосование. Первый избиратель за плату выносит бюллетень, в нем возле нужной фамилии ставится крестик. Этот бюллетень вручается следующему избирателю для голосования, а он, в свою очередь и опять же за плату, выносит свой бюллетень и т.д. до вечера. * В ходе подсчета голосов кто-либо из членов ко миссии может ставить вторые отметки на бюллете нях, т.е. превращать их в недействительные. * Если избирательная комиссия имеет заказ и намерена его выполнить, возможны просто подмена бюллетеней или урн, пересчет итогов голосования. * Если кандидат очень не угоден властям, пре красные для него итоги голосования могут быть пе речеркнуты неявкой на участки 2-3 десятков людей, что сделает выборы недействительными. * В конце концов, опасному конкуренту можно просто отказать в регистрации. * В случае если к избиркому на период выборов прикомандировываются эксперты из правоохрани тельных органов, их заключения могут служить осно ванием для признания подписи недействительной уже самим избиркомом, без обращений в МВД. По лучается, что эксперт вроде не избиркомовский, но и не независимый, т.к. прикомандирован к Цент ризбиркому. Вроде бы он эксперт, но не в суде, зна чит, процессуальный кодекс на него не распрост раняется, письменных показаний он давать не должен, ответственности за ложную экспертизу так же не несет. Т.е. фактически он ни за что не отвечает и потому служит идеальным прикрытием для мани пуляций. t Н. Н. Малишевский 225 Следует учесть, что если число досрочно прого лосовавших превышает 3%, проголосовавших на дому — 5%, а недействительных бюллетеней — 10%, то можно говорить о том, что имеет место попытка фальсификации результатов голосования. Также следует учитывать, что стремление «от мыться » от вылитой в виде компромата «грязи» обыч но лишь усугубляет негативное впечатление. Поэтому если компромат является чистой клеветой, но не зат рагивает принципиальных позиций кандидата, то лучшей реакцией будет игнорирование высказывания оппонента. В целом реакция на последствия разного рода неудач при формировании общественного мне- ния в период избирательной кампании может быть следующей: * категорически запрещается медлить или тянуть время. Реакция на клевету или распространяемую де зинформацию должна быть мгновенной. Обществен ность имеет устойчивую установку, суть которой: «Если их обвинили, а они молчат, значит, «рыльце в пушку»; * ответ, если он готовится через СМИ, должен быть в такой же форме и в таком же стиле, как изна чально распространенная информация. Официальное заявление опровергается официальным опроверже нием. Мелкое и трусливое ерничанье без конкретных обвинений, лишь с домыслами и приколами, точно так же должно быть опровергнуто с помощью ответ ного сарказма, сатиры. Если нападки на репутацию опубликованы в газете, то ответная реакция должна быть опубликована в этой же газете; * не следует слишком нервозно реагировать на мелкие «уколы» со стороны анонимных источников, недостаточно авторитетных изданий, т.к. можно сде лать за свой счет кому-то рекламу; * не следует суетливо принимать необходимые меры по предотвращению последствий. Очень важно для сохранения убеждения общественности в обрат ном сохранять спокойствие; 226 * не следует долго заниматься опровержением или нейтрализацией лоследствий. В таком случае, на против, формируется дополнительный и устойчи вый интерес к дискуссии о нежелательной инфор мации; * чтобы реакция информационного поля была однократной, целесообразно придерживать отрица тельную информацию и пускать ее в паре с появив шейся позже; * можно «выпустить пар», обнародовав отрица тельную информацию заранее, желательно неболь шими кусочками.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Некоторые приемы и методы дискредитации оппонента и «грязные» избирательные трюки» з дисципліни «Технологія організації виборів»