Пресс-конференции должны созываться лишь при необходимости серьезного официального заяв ления или для опровержения слухов и скандальных домыслов. 141 Оптимальное время начала пресс-конференции 11:00—11:30 или 14:30—15:00. Начинаться она должна быстро, с эффектного рассказа, изложения какого- либо парадоксального случая или спорного утверж дения, чтобы сразу заинтересовать слушателей и тем самым обратить внимание на содержание предложен ной темы. Желательно вначале сослаться на некото рые факты или события, живо интересующие слу шателей и долженствующие привлечь их внимание. При подготовке пресс-конференции: * не ориентируйтесь на фаворитов, приглашайте представителей основных СМИ; * сообщите о проведении пресс-конференции заранее по почте, затем повторите приглашение по телефону за день до события; * до начала пресс-конференции нельзя допускать к выступающему журналистов; * необходимо подготовить материалы для пред ставления выступающего; * о продолжительности пресс-конференции сле дует сообщить в самом начале, чтобы затем не посту пало жалоб. Регламент пресс-конференции — не более 35— 40 минут: * вводное слово выступающего — до 7 минут; * ответы на вопросы — 25—30 минут; * заключительное слово 2—3 минуты. Желательно выступать, стоя за легкой кафедрой, из-за которой при необходимости можно свободно подойти к демонстрационному экрану. Сидеть или стоять за столом президиума не рекомендуется, т.к. ракурс выступающего будет менее выгодным, а у присутствующих обычно создается впечатление о его отстраненности от зала. Обязательно следует выпол нять следующие рекомендации: * иметь перед собой все необходимые записи, но обращаться к ним лишь как к тезисам, демонстрируя свободное владение материалом; 142 * выделять интонацией, паузами и др. вырази тельными средствами наиболее важные моменты от вета. Использовать более жесткий тон при выделении главного в выражении мыслей; * концентрировать внимание на присутствующих, прямо смотреть на спрашивающего или аудиторию в ходе ответов; * не затягивать ответы. На ряд вопросов доста точно отвечать лишь одной-двумя фразами, исполь зовать шутливый тон; * не вертеть во время выступления в руках авто ручку, т.к. это отвлекает внимание аудитории и не позволяет ей полностью сосредоточиться на содер жании ответов; руки должны спокойно лежать на сто ле, подчеркивая общую уверенность говорящего; * манера поведения во время выступления не должна существенно отличаться от привычной. Но желательно делать перед ответами небольшие паузы и говорить чуть медленнее, чтобы вызвать у присут ствующих ощущение обдуманности, взвешенности, серьезности подхода; * не следует вступать в полемику с журналиста ми, даже в случае постановки «острого» вопроса. В этом случае целесообразно использовать возможные «уходы» (например: «Да, но», «Да и наряду с тем, что вы сказали, могу добавить» и т.п.), общие ответы, от влекающие внимание от конкретных цифр и фактов, отшучивание и т.п. „ * Желательно, чтобы «острые» или «неудобные» вопросы задавали свои журналисты, находящиеся в зале. В таком случае наиболее «выигрышные» вопро сы следует ставить после того, как был задан «не удобный» вопрос выступающему; * если по прошествии получаса количество воп росов к выступающему падает, пора заканчивать вы ступление, но заканчивать так, чтобы осталось не сколько интересных вопросов, которые не успели, но хотели задать журналисты. 143 Одновременно с окончанием пресс-конференции журналистам могут быть переданы пресс-релизы и стенограммы выступлений. Их необходимо также пе редать отсутствовавшим журналистам. Объем пресс- релиза: 300—500 слов. Желательно писать по 7 слов в предложении и 6 букв в слове (в среднем) — это наиболее оптимальный для восприятия вариант. Поля должны быть не менее 2,5 см со всех сторон. Чтобы усилить устное выступление и избежать ошибок при проведении пресс-конференции, необ ходимо: * говорить без запинки и заикания: Любые паузы и обильное использование междометий (ну, это, э-э и т.п.) делают речь трудно воспринимаемой и показы вают неподготовленность выступающего; * избегать неясностей, не употреблять слов и выражений, подчеркивающих некомпетентность и невладение оратором ситуацией: «возможно», «веро ятно», может быть» и т.д.; * избегать чрезмерной вежливости: «Извините, пожалуйста, я виноват»; * использовать усиление к месту. Перенасыще ние текста словами типа: «великолепный, феноменаль ный, величайший» и т.п. — не дадут усилить выступле ние в нужном месте. * не использовать односложные ответы: «Да», «Нет», «Конечно», т.к. они показывают нехватку на выков общения или же отсутствие желания давать подробные разъяснения; * исключить слова и выражения, свидетельству ющие об отсутствии у выступающего необходимых полномочий, показывающих, что он некомпетентен: «Я не видел, но считаю»; * не высказывать своей неуверенности: «Возможно, я не прав, но»; * не использовать неточные обтекаемые форму лировки типа: «Ничего», «Более-менее»; 144 * избегать утвердительно — и отрицательно-воп росительных предложений («Это хорошая идея?»), т.к. желание получить одобрение выглядит как неуверен ность в своих силах. Избегать самокритичных выска зываний: «Я не знаток, но»; * не использовать клише и штампы — они свиде тельствуют, что выступающий не творческая личность и что он не оригинален; * не использовать сленг и вульгарные слова. Несколько советов при даче интервью: * никогда не отвечайте на вопросы журналиста, если он бесцеремонен с вами; * если зададут трудный, угрожающий или разоб лачающий вопрос, прежде чем начать отвечать, не обходимо про себя сосчитать до пяти, а также иметь наготове несколько избитых, уклончивых фраз: «Из вините, без комментариев», «Боюсь, что у меня сейчас нет фактов» и т.п.; * для того чтобы выглядеть искренним при даче интервью, необходимо смотреть на переносицу ин тервьюера, что создает иллюзию прямого и открыто го взгляда; * если слишком волнуетесь перед дачей интер вью, прежде чем войти, сделайте 3 глубоких вздоха — медленно вдыхайте и выдыхайте. Когда войдете, улыб нитесь и пожмите руку интервьюеру. При интервью с агрессивно настроенным репор тером: * постарайтесь идти на интервью не в одиночку, а желательно в сопровождении адвоката, разбираю щегося в масс-медиа; * заранее изучите биографию интервьюера и оз накомьтесь с его (ее) методами взятия интервью; * ни в коем случае не принимайте перед камерой никаких документов, т.к. внезапное появление их на правлено на то, чтобы сбить человека с толку и пред ставить его в глупом виде; 145 * получите обязательство, что в рамках выступ ления кандидат сможет ответить на обвинения со перников; * если вас загнали в угол, контратакуйте: обви няйте репортера в непрофессиональном поведении, некомпетентности, непонимании предмета.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пресс-конференция и ее проведение» з дисципліни «Технологія організації виборів»