Особенности кампании по организации встреч кандидата с избирателями
Прежде всего, необходимо отметить, что при правильно организованной встрече присутствуют: * объект, т.е. аудитория (как правило, состоящая из разных людей); * субъект, т.е. сам выступающий; * средство воздействия — как правило, грамотно составленная речь. Сутью выступлений кандидата на встречах явля ется идентификация, т.е. взаимное признание канди датом и избирателями общности целей и намерений, образа жизни и ценностей, языка и мироощущения. Эта общность должна быть выражена в речи канди дата. Она должна быть как бы модульной, то есть со стоять из нескольких частей. В главной части выражается идея, за которую кандидат борется, его политическая и гражданская позиция. Другие части речи встраиваются в общую канву, адаптируя речь к конкретным социально-эко номическим проблемам, волнующим избирателей. Эффективные выступления — основа любой по литической кампании. Речь перед аудиторией — наи более распространенный и доходчивый способ лич ного общения политика. 127 Первый принцип, на котором основаны такие выступления, гласит: при выступлении перед ауди торией следует придерживаться тактики «Я — свой». Люди будут идти за тем, кто близок им, кого они хорошо знают. Второй принцип, которого следует придерживаться в публичных агитационных выступ лениях: «Я понимаю вас и знаю ваши проблемы». На конец, третий принцип звучит следующим образом: «Именно я могу их решить». Следуя этим принци пам, необходимо придерживаться следующих правил: * политические выступления не должны быть су хими и официальными, «отчетными». Не следует пе регружать их фактами и цифрами. Основное назначе ние таких речей — представление себя аудитории, а также продвижение своего имиджа, т.е. наиболее силь ных сторон своей личности, положительно воспри нимаемых аудиторией; * важно представлять себя как политика, хорошо понимающего заботы и нужды аудитории. При этом следует держаться естественно и правдиво не прояв лять ненужного актерства; * основной ошибкой при выступлении кандида тов является пересказ ими своей предвыборной про граммы. Этого следует избегать, но не нужно откло няться от основных «ударных» ее положений. Нельзя забывать, что многие избиратели уже прочли про грамму и хотят лично узнать кандидата, его взгляды и, так сказать, «поговорить за жизнь». При выступлении перед публикой желательно последовательно осуществить следующие шаги: * установить психологический контакт с аудито рией (начать с шутки, сделать аудитории комплимент и т.д.); * сформулировать 2—3 актуальные для данной аудитории проблемы в ракурсе, непосредственно зат рагивающем собравшихся людей; * привести доказательства в поддержку своей по зиции; 128 * подвергнуть критике своих соперников; * привести свой вариант решения той или иной проблемы, вселив оптимизм в слушателей и вызвав у них положительные эмоции. Речь — это основной текст, на котором строится избирательная кампания. Она определяет настроение, темп и стиль кампании. Выступая в различных мес тах, кандидат повторяет ее целиком либо по частям с некоторыми вариациями. Подобная речь имеется у всех кандидатов. После того как каждый из них про износит ее несколько раз, она должна стать как бы частью их личности. Речь должна подходить кандида ту, она должна быть написана именно для него. Это необходимое условие, потому что кандидату прихо дится выступать, по меньшей мере, несколько раз в день, а каждый раз что-нибудь новое не скажешь. Автор речи должен выстраивать ее, опираясь на манеру говорить кандидата, на особенности его по ведения перед аудиторией, на основные пункты его программы. То есть вся речь должна быть написана специально для этого кандидата. Автор должен знать, когда перейти к заключительной части и какими сло вами завершить выступление, чтобы слушателям за хотелось прийти еще раз на встречу с кандидатом. Следует помнить, что самое важное — это заключи тельные фразы. Речь должна состоять из нескольких частей, рас считанных примерночна 5, 15, 30 минут каждая, и может использоваться, среди прочего, во время выс тупления на телевидении или радио. Кандидат предварительно должен несколько раз прочитать речь, подсознательно запомнить ее, а так же выделить фразы, которые особенно близки не толь ко ему, но и слушателям. После этого ему нужно вне сти в речь коррективы в соответствии с особенностями аудитории, перед которой придется выступать. Тот, кто хорошо чувствует настроение слушателей, будет постоянно немного изменять свою речь. 5 Н. Н. Малишевский 129 Скелетом речи должны стать 1—1,5 странички квинтэссенции речи, которые могут послужить для публикации в прессе после первого публичного выс тупления кандидата. При составлении речи следует помнить, как го ворит кандидат, как он строит фразы, чтобы выде лить его любимые согласные звуки. Например, если он очень четко и хорошо произносит «д», почаще использовать слова, в состав которых входит эта бук ва: «демократия», «дружба» и т.п. Если кандидату нра вятся короткие предложения, тогда следует исполь зовать предложения от 5 до 15 слов не больше, и т.д. Основные требования для написания и прочте ния приготовленной речи можно перечислить в сле дующем порядке: * речь должна быть написана так, как оратор го ворит, а не пишет; * каждый абзац желательно составлять из 3—5 предложений (если абзацы будут длиннее, можно по терять место, на котором остановился); * при написании глаголы в активной форме дол жны быть использованы чаще, чем в пассивной: ак тивная форма (мы сделали) является более мощной и решительной по сравнению с пассивной (нами было сделано); * количество слов в предложении не должно пре вышать 20. Если предложения будут более длинными, аудитории будет трудно поспевать за выступлением; * оптимальное количество слов в предложении — 7 - 8 ; * при выступлении желательно использовать пер вое и второе лицо местоимений, а не третье: боль шинство заявлений должно начинаться с я, вы, мы, нам. Неопределенные он, она, они и их могут придать выступлению тон лекции; * речь должна быть напечатана ясно и аккурат но, через 2 интервала внутри текста и через 3 между абзацами; 130 * слова или фразы, которым необходимо при дать особое значение,- должны быть подчеркнуты; * рядом с теми пунктами, где нужно сделать па узу, необходимо написать слово «Пауза»; * справа и слева желательно оставить широкие поля, на которых сделать пометки об использовании аудиовизуальных и других средств; * речь необходимо научиться произносить при минимальном использовании написанного текста; * читать необходимо так, как вы говорите, а не так, как читаете; * желательно не отклоняться от скорости 120 слов в минуту (лучшие ораторы говорят 200 слов в мину ту). Если темп спадет ниже 120 слов в минуту, слуша тели начнут гадать, что произошло. При переходе к официальной части речи объем пауз вырастает от 1,3 до 1,8; * речь обязательно должна носить личностный характер, только тогда она останется в памяти; * все цифры в тексте речи должны быть записа ны прописью (в скобках), чтобы выступающему не пришлось считать нули; * необходимо подчеркнуть выделенные слова; * чаще повторять существительные, избегая мес тоимений; * использовать простые слова и простые предло жения; не перегружать текст подчиненными предложе ниями. Идея-фикс кандидата не срабатывает, если не учитываются психологические характеристики ауди тории. И, прежде всего, если нет ответа на вопрос, как жить дальше, как решать местные проблемы. По мните! Хороший оратор свои отношения с аудитори ей строит как живое взаимодействие, не по принци пу «я» и «они», а по принципу «мы». Перефразируя Ларошфуко: «Эмоции — это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны». 131 При подготовке «базисного» текста речи следует учитывать, Что: * если новая информация превышает 30% от всей предлагаемой информации, то выступление практи чески не воспринимается слушателями; * на слух воспринимаются только жестко струк турированные тексты, выстроенные по схеме «про блема — аргумент — решение», а не просто перечень проблем; * если кандидат в своем выступлении поднимает более 3-х проблем, то актуальность каждой из них снижается; * в выступлении должна быть одна главная мысль; * необходимо предъявить не только конструктив ную идею, но и решение или вариант решения про блемы; * необходимо строго контролировать свои эмо ции, избегать едких замечаний и не увлекаться иро низированием; * чем страшнее факты, приводимые в выступле нии, тем спокойней должен звучать голос выступаю щего; * чем больше пафос выступающего, тем меньше ему верят. * каким бы длинным или коротким ни было вы ступление, оно обязательно должно завершаться вы водами. Однако следует помнить, что необходимость по стоянного изменения своей речи в соответствии с производимым ею в тот момент эффектом заранее обрекает на неудачу любые предварительно подго товленные и заученные речи. Это обусловлено тем, что в такой речи выступающий следит лишь за ходом и развитием своей мысли, а не мыслей слушателей. Поэтому крайне неэффективно использовать в по добных случаях логический способ убеждения, состо ящий из целой цепи суждений и рассуждений, выте кающих одно из другого. 132 Даже самая интересная форма и содержание вы ступления не могут обеспечить постоянное напряже ние внимания в течение длительного времени. (Ряд физиологических закономерностей функционирова ния коры головного мозга ведет к наступлению вре менного автоматического отключения внимания, если в сознание слушателя идут одни и те же или сходные элементы информации). Поэтому существуют следу ющие приемы, активизирующие процесс внимания и заново его интенсифицирующие: * произнесение фамилии; * применение типичных выражений: «прошу от метить», «теперь мы перейдем к наиболее важному моменту», «подведем итоги сказанному»; * создание проблемных ситуаций, побуждающих к усиленной работе мышления и самостоятельному решению задач. Для того чтобы эффект от встреч был как мож но большим, ответственному за организацию конк ретной встречи необходимо предварительно тщатель но проработать материалы встречи (например, посвященные положению и состоянию дел на круп ном предприятии, где запланировано проведение встречи). Как уже говорилось, встречи кандидата с изби рателями являются одной из наиболее действенных форм агитации, разумеется, при условии, что он обладает необходимым набором личных качеств — умением держаться и преподнести себя публично, умением убеждать, ораторскими способностями и навыками. Поэтому для того, чтобы эффект от встреч был выше, кандидата желательно специально гото вить к подобным выступлениям. Для этого могут быть задействованы специалис ты, которые помогут подготовить выступление перед аудиторией. Эта подготовка заключается, помимо прочего, в своего рода словесных «схватках», в ходе которых кандидат отвечает на самые «неудобные», 133 жестко сформулированные вопросы относительно его личности, программы, биографии, семьи и т.д. Примерный план предвыборного выступления может выглядеть следующим образом: * дать общую картину падения уровня жизни в регионе; * привести конкретные факты по району, где проживают слушатели; * дать прогноз дальнейшего ухудшения положе ния, основываясь на вышеизложенной тенденции; * дать описание того пути, который быстро при ведет к спасению и процветанию; * объяснить слушателям, что их не учат жить (ко нечно же, как люди, занятые трудом, они знают многие проблемы лучше выступающего), а просто выступающий хочет обобщить проблемы миллионов таких, как они, чтобы найти выход из этого тяжело го положения; * привести доказательства в защиту своей точки зрения. Приготовить риторические вопросы для про верки того, насколько аудитория приняла эти дока зательства; * повторить в обобщенном и упрощенном виде все главные мысли выступления; * объяснить слушателям, в чем они могут помочь оратору в его святом деле и какой враг вредит этому делу; * подчеркнуть, насколько велика роль каждого из собравшихся в защите Отечества от разрушения; * приготовить ударные фразы для откликов пуб лики (криков одобрения, аплодисментов); * еще раз кратко высказать главную идею речи и призвать аудиторию к борьбе за создание великого и процветающего государства. После подготовки плана необходимо насытить фразами все части базовой структуры, с помощью которых раскрываются все пункты плана. Далее идет многократное (для запоминания) дословное воспро- 134 изведение всего текста речи. Когда он заучен наизусть, его следует ужать до тезисов, опираясь на которые сле дует перейти к тренировке по отработке акустики и интонации в свободной импровизационной манере. Следует учесть, что эффективность встреч возра стает, если они сопровождаются концертом, диско текой, выступлениями известных людей (в поддерж ку) или артистов и т.д., а также, что наибольший эффект приносят поездки по наиболее населенным районам в последние две недели избирательной кам пании. Малоизвестному кандидату желательно проводить первые встречи в тех местах или среди тех людей, где он уже известен, и в то же время стараться, чтобы все остальные его встречи, например на крупных предприятиях, проводились первыми, т.е. перед встре чами, организованными соперниками. Последовательность встреч хорошо известного избирателям кандидата напрямую зависит от того, где и с кем он уже встречался, а также от того, что планирует его соперник, т.к. ему желательно органи зовать свое выступление после их всех. Дело в том, что избирателей тогда будет интересовать, что же та кой кандидат может противопоставить и как ответит своим соперникам. Договориться о проведении встречи с лицами, от которых это зависит (директорами предприятий и т.п.), желательно как можно раньше, невзирая на степень известности кандидата. За несколько дней до ее проведения, необходимо еще раз напомнить о встрече. Атмосферу ожидания встречи с определенным кандидатом его команда может создать, распростра нив среди избирателей следующие виды листовок: * приглашающие; * информирующие; * знакомящие; * программные. 135 Желательно начинать свое выступление медлен но и негромко. Следует помнить, что люди, прежде всего, формируют отношение к говорящему по ин тонации и тембру голоса, а уже затем вникают в смысл заявлений и всевозможных обещаний. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основ ное содержание вступления — введение в тему. Вступлению отводится 5—10% времени. В нем го ворится о проблеме, которой посвящена тема, мо жет прозвучать задача выступления, даются опреде ления понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д. Поэтому «первые слова лектора, — как говорил выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны, понят ны и интересны (должны отвлечь, зацепить внима ние)». Причем произносить их надо не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя. Как только вы увидите его ответный, доброжела тельный взгляд, нужно перевести свой взгляд на дру гого человека и установить контакт с ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоотношений положено! Далее по ходу развития темы речь должна все чаще перемежаться эмоциональными голосовыми всплес ками, так как на слушателей обычно сильнее воздей ствует последовательность в интонации, чем после довательность в мыслях. Взгляд выступающего, словно луч прожектора, должен скользить по залу и выхватывать время от вре мени то одно, то другое лицо, на котором на 1—2 минуты желательно задержать взгляд и улыбнуться слушателю. Дело в том, что подобная провоцирую щая улыбка — это прекрасное средство для вызова симпатий: вы улыбнулись — вам улыбнулись в ответ. Контакт налажен. Чтобы правильно реагировать на поставленный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, его желатель- 136 но переформулировать и повторить вслух, предвари тельно уточнив: «Вы хотите узнать...». Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить для всех Если слушатель воспользовался правом задать вопрос для того, чтобы высказаться, желательно, спокойно выслушав его, сказать примерно следую щее: «Спасибо за ценное дополнение». Эффективность выступления можно усилить хо рошо отработанной жестикуляцией, которая способ ствует выделению ключевых моментов. Желательно (если есть такая возможность) перемещаться по залу или перед аудиторией — это также способствует на лаживанию контактов со слушателями. Специалисты рекомендуют для профессиональ ного удержания симпатий зала, через каждые 5—7 минут вкраплять в свое выступление какую-нибудь цитату, притчу, анекдот. Чтобы «взбодрить» слушателей, не давать залу быть пассивным, желательно постоянно задавать ко роткие вопросы. Например: «Вот вы ждете от меня ответа на прозвучавший вопрос, а сами-то, что вы по этому поводу думаете?». А. Максимов не рекомендует кандидату вступать в «заочную» беседу с соперниками и даже упоминать об их существовании в ходе встречи, если не будет соответствующего вопроса. Он объясняет это тем, что, как правило, избиратели даже в конце кампании не помнят фамилий всех баллотирующихся кандидатов (кроме, разумеется, фаворитов), и устраивать им до полнительную рекламу совершенно ни к чему. Глав ное, чтобы избиратели, пришедшие на встречу, за помнили вашего кандидата. Следует помнить, что заключение (занимающее примерно 5% времени) придает повествованию за вершенность. В нем делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. «Конец — разрешение всей речи... конец должен быть таким, 137 чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить не чего». Примерный план предвыборного выступления может выглядеть следующим образом: * дать общую картину падения уровня жизни в регионе; * привести конкретные факты по району, где проживают слушатели; * дать прогноз дальнейшего ухудшения положе ния, основываясь на вышеизложенной тенденции; * дать описание того пути, который быстро при ведет к спасению и процветанию; * объяснить слушателям, что их не учат жить (ко нечно же, как люди, занятые трудом, они знают многие проблемы лучше выступающего), а просто выступающий хочет обобщить проблемы миллионов таких, как они, чтобы найти выход из этого тяжело го положения; * привести доказательства в защиту своей точки зрения. Приготовить риторические вопросы для про верки того, насколько аудитория приняла эти дока зательства; * повторить в обобщенном и упрощенном виде все главные мысли выступления; * объяснить слушателям, в чем они могут помочь оратору в его святом деле и какой враг вредит этому делу; * подчеркнуть, насколько велика роль каждого из собравшихся в защите Отечества от разрушения; * приготовить ударные фразы для откликов пуб лики (криков одобрения, аплодисментов); * еще раз кратко высказать главную идею речи и призвать аудиторию к борьбе за создание великого и процветающего государства. После подготовки плана необходимо насытить фразами все части базовой структуры, с помощью которых раскрываются все пункты плана. Далее идет 138 многократное (для запоминания) дословное воспро изведение всего текста речи. Когда он заучен наизусть, его следует ужать до тезисов, опираясь на которые сле дует перейти к тренировке по отработке акустики и интонации в свободной импровизационной манере.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности кампании по организации встреч кандидата с избирателями» з дисципліни «Технологія організації виборів»