Прежде чем приступить непосредственно к сбору подписей, необходимо назначить ответственного за проведение этого важнейшего этапа предвыборной гонки. Этот человек должен будет нести личную от ветственность за планирование и организацию сбора подписей в поддержку лица, предлагаемого для выд вижения кандидатом. Функции координатора кампании по сбору под писей состоят в следующем: * планирование и организационно-правовое обес печение кампании по сбору подписей; * получение и распределение среди ответствен ных за сборщиков определенной области докумен тов, необходимых для сбора подписей; * назначение ответственных за сбор подписей в определенной области; * инструктаж и постоянный контроль за их рабо той; * правовое и организационное обеспечение про цесса кампании, включая: организацию обработки подписных листов, проверку подлинности подписей и своевременную их передачу в избирком; * наведение контактов с местными управленчес кими элитами, влиятельными общественными объе динениями и организациями и т.п.; * участие в планирование и организации мероп риятий и акций, направленных на косвенную (не зап рещенную законодательством) информационно-про пагандистскую поддержку лица, намеревавшегося выдвинуться кандидатом; * контроль за реакцией СМИ на ход кампании; * регулярный отчет о ходе процесса по сбору под писей и своевременное предоставление имеющейся информации о числе уже собранных уже подписей в штаб. 56 Координатору кампании по сбору подписей нужно иметь в своем распоряжении следующие документы: * большую политическую карту; * список всех ответственных за области, брига диров и сборщиков подписей с указанием их телефо нов, адресов и паспортных данных; * рассредоточение бригад по территории; * задания каждой бригаде; * план-график и каналы доставки заполненных подписных листов. Координатор кампании по сбору подписей, как уже указывалось выше, назначает ответственных за ее проведение на соответствующих территориях. Мож но назвать следующие их основные обязанности: * формирование бригад сборщиков (по районам, городам и т.д.) и назначение их бригадиров; * инструктаж бригадиров, которые в свою оче редь инструктируют сборщиков подписей, и посто янный контроль за работой бригад; * регулярный отчет координатору сбора подпи сей о ходе кампании и, своевременное представление имеющейся информации о количестве собранных подписей в штаб; * правовое и организационное обеспечение про цесса сбора подписей на местах; * контроль за своевременной передачей проверен ных на предмет подлинности подписей подписных листов в соответствующую избирательную комиссию. Что же касается непосредственно самих бригад по сбору подписей, то их рекомендуется создавать из надежных людей, причем отдавая приоритет не ко личеству, а «качеству» сборщиков. Дело в том, что другие лица, также планирующие выдвинуться в ка честве кандидатов, могут «засылать» в бригады со перников «своих» людей, для того чтобы те, предна меренно делая ошибки во время сбора, представляли избирательным комиссиям как можно больше недо стоверных подписей. 57 Желательно при каждой бригаде создать ряд «мо бильных» групп, формируемых в зависимости от ме тода сбора подписей. Например, для сбора подписей на каких-либо молодежных мероприятиях (в студен ческих общежитиях, на дискотеках и т.п.) лучше всего направить именно группу молодых людей (студентов ВУЗов). Для обхода жилых домов, населенных пре имущественно пожилыми людьми, оптимальным ва риантом будет группа сборщиков, в состав которой войдут, к примеру, бравый ветеран и симпатичная девушка, и т.д. Каждый сборщик подписей к началу кампании должен иметь в своем распоряжении следующие до кументы: * памятка сборщику подписей; * подписные листы; * карта округа (если есть возможность); * информационные материалы о кандидате; * лист учета добровольных помощников; * информация о структуре расселения и (крайне желательно) описание каждого дома с указанием числа жителей, ЖЭСов, кодов подъездов и т.д.; * расписание маршрутов транспорта. Подписные листы выдаются ответственным за проведение кампании по сбору подписей на соответ ствующих территориях непосредственно бригадирам сборщиков, которые в свою очередь контролируют, сколько подписных листов и с какими номерами по лучил член их бригады. Желательно выдавать подпис ные листы в количестве, ориентированном на запол нение в определенный, небольшой (2—3 дня) срок. Это делается для того, чтобы можно было оптималь но наладить процесс отчета о проделанной работе, а заодно вовремя выявлять «саботажников» и просто лентяев. Говорить о каких-либо определенных нормах сбо ра подписей довольно трудно, так как существует целый ряд факторов, которые могут отрицательно 58 сказаться на процессе сбора. Это и перебои с транс портом, и погода, и др. Следует только учесть, что сбор подписей в жилых домах — дело более медлен ное и трудоемкое, чем, к примеру, на предприятиях или каких-либо массовых мероприятиях. Можно назвать следующие «классические» места сбора подписей: * жилые дома и общежития; * предприятия и организации; * массовые мероприятия и акции (концерты, дис котеки, выставки и т.д.); * места массового скопления людей (рынки, под земные переходы, метро и т.п.); * улицы городов (обычно для этого выставляют ся пикеты). Разумеется, отдача от работы по сбору подписей будет намного выше, если координатору кампании удастся наладить хорошие контакты с представите лями местных администраций, руководителями круп ных предприятий и т.д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности кампании по сбору подписей» з дисципліни «Технологія організації виборів»