Эмоционально-экспрессивные средства можно условно разделить на две группы. Первая - это эмоционально-оценочные слова (“аффективы”) - эмоциональные усилители, адресуемые к ценностным установкам аудитории и способные “приписывать” оратору целый ряд личностных свойств аксиологического характера: мудрость, сдержанность, религиозность, моральную силу, способность к состраданию и т. д. Говоря об использовании эмоциональной языковой информации в прагматических целях, исследователи указывают, что средства, несущие такого рода информацию, могут оказать целенаправленное воздействие на адресата, основанное на механизме эмоционального заражения. Являясь знаками эмоциональных проявлений коммуникатора, они эксплицитно репрезентируют эти явления, что позволяет наделять “образ коммуникатора” в сознании воспринимающей аудитории теми или иными чертами. Это такие слова и сочетания, как “человеческое достоинство”, “милосердие”, “вера в идеалы”, “мечта”, “истина”, “духовность” и т. п. Другой разновидностью “нагруженного языка”, широко используемого в практике политической риторики, можно считать так называемые “слова-лозунги”, или “политические аффективы”. К ним относятся, например, слова “свобода”, “прогресс”, “национальные интересы” и т. п. Это слова-классификаторы, вызывающие однозначную реакцию массовой аудитории, представляют собой абстрактные понятия. Употребляемые без указания точного смысла, они теряют конкретное историческое, идеологическое и политическое содержание. Подобная лексика рассчитана на “наивного слушателя”, который чаще всего не понимает, что значение этих понятий может меняться в зависимости от общего политического контекста. Апеллируя к высшим ценностям - чувству патриотизма, национальной гордости, человеческого достоинства и т. д., эти слова содержат в себе скрытую идеологическую оценочность положительного или отрицательного характера, оказывают суггестивное воздействие на слушателей, частично или полностью блокируя их рациональное сознание. Именно такого рода символы, по мнению некоторых исследователей, составляют специфический “язык политики”. “Нагруженная лексика” - традиционное средство риторического стиля - служит также способом индивидуализации речевого образа. Аффективы выполняют роль ключевых слов, позволяющих “нагружать” образ эмоциональными апелляциями в желательном для оратора аспекте. Так, исследователи отмечали широкое использование Дж. Кеннеди слов энергия и энергичный, несущих представление о волевом напоре и активности оратора. Стилистические приемы усиления эмоционально-психологического воздействия Характеризуя “риторический стиль” необходимо отметить, что помимо “нагруженной” лексики важную роль в нем играют стилистические приемы усиления эмоционально-психологического воздействия речи, активизирующие эффект внушения и эмоционального “вовлечения” аудитории. Эти приемы, близкие к художественной речи, формируют особый стилевой рисунок текста публичной речи, обеспечивая преобразование рационально-логических структур в эмоциональные. С точки зрения “самопрезентации”, стилевой рисунок является весьма значимым фактором отождествления в воспринимающем сознании речи и самого произносящего ее лица. Весь комплекс риторических средств эмоционального усиления, наиболее типичных для современной президентской риторики, можно разделить на две группы: по степени их употребительности и по той роли, которую они играют в суггестивном воздействии ораторской речи. В первую группу входят такие приемы стилистического синтаксиса, как: - повтор; - парцелляция; - параллельные синтаксические конструкции; - конструкции с однородными членами; - эмоциональное противопоставление; - приемы “диалогизации монолога: - пролепсис (предвидение возражения); - вопросно-ответный ход; - риторический диалог. В тексте эти приемы выполняют двойную функцию: с одной стороны, они выступают в качестве способа оформления композиционно-логической схемы дискурса, средства развертывания “тематических ядер”, с другой - способствует достижению психологических целей (облегчение восприятия, возбуждения интереса и т. п.), усиливая, подчеркивая содержательный сигнал и формируя оценочное отношение к содержанию речи и самому оратору. Ко второй группе относятся: - метафора; - антитеза; - риторический вопрос. Придавая ораторской речи особую, художественную, выразительность, внося в нее элементы “словесной игры”, эти средства выполняют роль “эмоциональных сигналов”, дополняют и усиливают эффективность приемов первой группы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «"Нагруженный язык"» з дисципліни «Політична психологія»