В качестве средств авторизации распространены конструкции с вводными элементами мне (нам) кажется..., на мой (наш) взгляд... как способ выражения ораторского “я”. Такие выражения, как мне кажется, на мой взгляд, представляют так называемую “категорию некатегоричности”. В ораторской речи некатегоричная форма высказывания подчеркивает некоторую долю сомнения, неполную уверенность в своей правоте. Как средство передачи оценки источника информации эти выражения связаны с определенной оценочной ситуацией, которая предопределяет их использование: ситуация критики, ситуация одобрения, ситуация рекомендации, ситуация признания. Иногда оратор прибегает к использованию этих слов во множественном числе (нам кажется, по нашему мнению, на наш взгляд) в целях усиления контактности. Эти элементы выражают субъективно-объективные отношения (отношения субъекта к объекту, на который направлен его интерес}. Конструкции с изъяснительным придаточным В речи обнаруживается использование конструкций с изъяснительными придаточными, типаясно, что.., известно, что.., понятно, что... как средства авторизации. Вторая часть заключает в себе объективное содержание, изъясняемое по требованию первой части. Первая часть предложения имеет слово, которое непременно требует изъяснения при помощи второй части. Изъясняемые слова разделяют на констатирующие, субъективно-модальные, оценочные. К констатирующим относятся те, которые лишь устанавливают факт сообщения, мысли, восприятия без добавочных оттенков (заметно, что... известно, что...). К субъективно-модальным относятся те слова, которые содержат добавочные оттенки - уверенности, неуверенности, предположительности и т. д. (уверен, что.., можно предположить, что...). Оценочные слова в главной части - это чаще всего безлично-предикативные слова и краткие прилагательные, а также глаголы. В речах часто используются оценочно-изъяснительные конструкции, поскольку они содержат прежде всего оценку определенного сообщения. По отношению к другим изъяснительным предложениям они противопоставляются по признаку наличия или отсутствия оценки. Другой способ коммуникативного контакта - средства адресации. Речь, как известно, выполняет свою коммуникативную задачу лишь в том случае, когда содержащаяся в ней информация адекватно воспринимается слушателями. А потому оратор, если он хочет быть правильно понятым, обычно в той или иной мере ориентируется на определенного слушателя в отборе языкового материала. Можно выделить следующие части коммуникативного акта: кто сообщает, что сообщает, кому сообщает, посредством какого канала сообщает, с каким эффектом сообщает. Речь предполагает наличие адресата, слушателей, то есть по самой своей природе она рассчитана на интерпретацию. Общие знания в процессе коммуникации, общие интересы и взаимопонимание являются исходным моментом эффективной речи. Коммуникативный контакт в процессе коммуникации связан прежде всего с привлечением внимания слушателей, а также с определенным воздействием на сознание и чувства. К наиболее распространенным языковым средствам адресации относятся: Конструкции с местоимениями и глаголами 2-го лица Можно выделить три основных значения местоимения 2-го лица множественного числа: “вы” - посторонний собеседник, это “ты”, но с оттенком официальной вежливости; оно означает группу лиц; в сочетании с предлогом “с” и творительным падежом других местоимений оно обозначает “мы (или “вы”) вместе с другими. В массовой аудитории оратор обычно использует местоимение в значении “вы - аудитория”, “вы - аудитория и другие лица”, “вы - оратор и аудитория”, “вы - оратор, аудитория и другие лица”. Иногда 2-е лицо называется вместе с первым лицом: Я благодарен вам за то огромное внимание, с которым вы выслушали мое выступление, за очень интересные вопросы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Вводные конструкции» з дисципліни «Політична психологія»