ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Політична психологія

Структура, роль и функции парламентского лидерства
Вопрос о структуре лидерских, рациональных, эмоциональных, рационально-эмоциональных отноше- ний между субъектом лидерства и депутатами, избира- телями, народными массами, государственными и об- щественными институтами имеет важное значение не только с точки зрения теоретического анализа фе- номена парламентского лидерства, но и в научно-при- кладном плане, поскольку преимущественно на этих знаниях базируются конкретные исследования общест- венно-психологических процессов, связанных с фор- мированием и функционированием данного явления.
В парламентском лидерстве Структура лидерских отношений характеризуется социально-психологической доминантой, что, собственно, и позволяет говорить о нем как о первенстве в политической конкуренции, дости- жение которого основано на неформальных властных зависимостях политического характера^Ддминистратив- ный срез в этих отношениях, отражающий наличие в них определенных формализованных силовых факторов, связан не только с утверждением определенных норм и правил во взаимоотношениях лидера с массами, но и возможным применением'Лринудительного воздействия.
К-сщуктуре парламентского лидерства относятся факторы зрелости субъекта и объекта лидерства, объ- ективные и субъективные обстоятельства, формирую- щие на сознательном и подсознательном уровне по- требность в установлении отношений руководства и подчинения. Сюда же следует отнести прямые и опо- средованные политико-психологические отношения между субъектом и объектом парламентского лидерст- ва, наличие системы коммуникации - прямого или опосредованного обмена информацией.
Применительно к сфере парламентской деятель- ности взаимосвязь лидерства и руководства прояв- ляется в том, что оба являются содержательными характеристиками процесса реализации субъектом парламентской деятельности своих властных полно- мочий. В отечественной и зарубежной науке не слу- чайно очень много внимания уделяется раскрытию сущности роководства как формального лидерства и лидерства 'как неформального руководства.Таким образом, авторитет и руководство - категории, харак- теризующие статическую и динамическую модели лидерства в Государственной Думе РФ.
В структуру парламентского лидерства входит и политическое поведение. Под политическим поведением мы понимаем целенаправленные действия политиче- , ского характера, субъекты которых приписывают им определенное ценностное значение и на основе этого значения соотносят их с окружающей действитель- ' ностью. Несмотря на многообразие целей и форм политическою поведения, оно обладает доступными эм- пирическому наблюдению относительно устойчивыми характеристиками, которые раскрывают направлен- ность и интенсивность поддержки или отвержения действий лидера.
Особенность субъектной структуры парламентско- го лидерства заключена в том, что лидерство может носить не только индивидуальный, но и групповой характер. Действия коллективных структур в массо- вом сознании воспринимаются как деятельность не- / коего целостного политического института, не нося- щего яркого персонифицированного выражения. Поскольку в структуру парламентского лидерства входит парламентская деятельность, следует обратить внимание на четыре типа политического действия по отношению к парламентскому лидеру.
1. Целерацнонашое поведение
Оно возникает в тех случаях, когда действия в поддержку парламентского лидера базируются на понимании тех выгод, которые принесет деятельность парламентария по достижении им политического пер- венства. В основе этой поддержки лежат: анализ со- циально-политической и психологической ситуации, просчет возможных вариантов, связанных с лидерст- вом других политиков; оценка последствий успеха или неуспеха деятельности тех или иных парламентариев (критерием рациональности является выгода, дости- жение успеха).
2. Цеяностнообоснованное поведение
Поддержка парламентского лидера основывается на сознательной вере в идеологическую, религиозную, этическую или иную ценность определенного пове- ления, независимо от того, насколько оно связано с достижением успеха. Ценностнообоснованная под- держка парламентского лидера массами строится на основе соблюдения людьми определенных заповедей, норм, ценностей, доминирующих в массовом сознании и принятых ими. То есть цель действия (поддержка политика) и само это действие со стороны масс совпа- дают, побочные следствия не принимаются в расчет. 3. Эмоционално-аффективное поведение
Поддержка парламентского лидера основывается на чувственно-эмоциональных переживаниях, связанных с его личностными качествами, взглядами и поступками.
4. Традиционное поведение
Оно возникает тогда, когда поддержка парламент- ского лидера основывается на традициях, привычках, утвердившихся в политической жизни общества или у определенной его части.
Таким образом, парламентский лидер - это та- кой политик, который в определенных социальных общностях обладает наибольшей легитимностью, спо- собностью создавать массовую базу поддержки сво- им действиям и формировать по отношению к ней позитивное сознание масс .
В массовом политическом сознании отражаются все наиболее важные текущие события политической жизни. При этом та часть социально-психологическо- го отражения политической жизни, которая непо- средственно связана с конкретным парламентским лидером, собственно, и составляет основу социально- психологического “среза” лидерских отношений. Она, конечно, не является неким слепком в массовом созна- нии действий или взглядов парламентского лидера, а представляет собой отражение того отношения, в каком этот лидер, отвечает потребностям, интересам ожиданиям, мотивам деятельности тех или иных соци- альных групп. По своей социально-психологической форме эта реаюция на поведение и деятельность пар- ламентского лидера в массовом сознании может быть:
- когнитивно-рациональной, то есть может пред- ставлять собой определенные знания, све- дения, анализ взглядов и действий парламент- ского лидера, Ее индикатор - соответствие поступков лидера интересам, потребностям, ожидашиям той или иной социальной группы; - аксиолсиго-оценочной, представляющей собой отношение в форме оценок, мнений, суждений, выводов, о взглядах и действиях парламентского лидера;
- эмоционально-чувственной - как эмоциональ- ная реакция в форме переживаний, настрое- ний, чувств по поводу взглядов и действий парламентского лидера (например, чувствен- но-эмоциональное восприятие политической действительности);
- регулятивно-волевой - как результат актив- ного отражения в массовом сознании взглядов и действий парламентского лидера и готовно- сти масс: поддерживать их (или противодейст- вовать им).
По тому, какие из этих компонентов доминируют в массовом сознании различных социальных групп, общества в целом, какую направленность и интенсив- ность имеют эти доминанты, по отношению к взгля- дам и действиям лидера, можно судить:
- об общем характере массовой поддержки пар- ламентского лидера;
- о структуре и стратификации этой поддержки;
- об устойчивости конкретного парламентского лидерства.
На различных этапах развития парламентского лидерства композиционность форм социально-психо- логического отражения этого процесса в массовом сознании различна. На этапе завоевания парла- ментского первенства общественность более склон- на оценивать действия лидера 'чувственно-эмоцио- нальным образом. Причем интенсивность именно такого отражения может регулироватьотособенно- стями специализированного массового сознания. К примеру, рост авторитаризма, этноцентризма ир- рационализирует массовое сознание и поведение.
Отношение масс к лидеру в этом случае формирует- ся преимущественно в эмоционально-волевой плос- кости. Рациональные знания, анализ взглядов и по- ведении лидера в этом случае не играют решающего значения. Более того, попытка такого анализа может быть расценена как прямое покушение на “достоин- ство” парламентского лидера, “оскорбление чести” тех, кто поддерживает его действия. В этих условиях массовое политическое поведение в большей степе- ни детерминировано инстинктами, предрассудками и т. д., нежели расчетом и анализом.
Таким образом, политическая психология является мощным фактором не только формирования и развития конкретного парламентского лидерства, но и общего хода политического процесса. Именно поэтому деятельность того или иного парламентского лидера всегда может быть подвергнута прогнозу и оценена с точки зрения связей и корреляции доминирующих политико-психологических типов ориентации, установок.
Современный парламентский лидер обладает осо- бым менталитетом, характером и типом поведения, которые в ряде случаев обусловлены не сформулиро- ванными явно и не вполне'осознаваемыми в обществе Коллективными психологическими установками.Пси- хологические характеристики: особая воля, энергич- ность, деловитость, в определенной мере жесткость, патриотизм и социальная ангажированность, оратор- ское мастерство - отражают и выражают природу, внутреннюю сущность парламентского лидерства, его качественные особенности.
Социально-психологические функции парламент- ского лидерства трудно охарактеризовать без учета того, что обеспечивает функционирование данного феномена. И здесь в первую очередь следует выде- лить такие специфические функции,как:
- целеполагающе-законотворческая функция не случайно определена как основная, поскольку форми- рование общественных целей и их реализация путем законотворческой деятельности, политического воздей- ствия на все компоненты общественной системы яв- ляется главной особенностью данного явления в кон- тексте современного управления обществом;
- компенсаторная функция - не менее важная составляющая парламентского лидерства. Сам факт существования парламентского лидерства обусловлен не только выполнением определенных социально-по- литических функций в деятельности общественной системы в целом, но и выполнением некой компенса- торной роли, которая во многом опосредована пред- ставительной функцией парламента. О потребности населения в лидере,руководителе как ключевом фак- торе развития группового лидерства говорят многие исследователи.Такое объяснение мотивации массового политического поведения является традиционным для психоаналитической школы. Однако, говоря о компен- саторной функции парламентского лидерства, мы имеем в виду не компенсацию неких заложенных в детстве потребностей в лидере, а то, что сама личность лидера и проводимая им политика выступают неким “снятием” в массовом сознании противоречия между стремлением людей изменить, улучшить свои жизнен- ные условия, и возможностями, предоставленными для этого политической системой государства, парла- ментом;
- мировоззренческая функция прежде всего свя- зана со спецификой воздействия парламентского ли- дера на массовое сознание. Лидер для обеспечения массовой базы поддержки своих действий стремится сформировать у людей такие политические представ- ления и взгляды, которые бы не только коррелировались с позитивной оценкой населением его действий, но и направляли определенным образом политическое по- ведение масс (поддержка на выборах, участие в массо- вых акциях и т. д.);
- регулятивная функция проявляет себя посред- ством взаимодействия с мировоззренческой функци- ей парламентского лидерства. Как уже отмечалось, регуляция массового поведения может осуществлять- ся не только на основе прямого административного воздействия, но и на базе социально-психологическо- го влияния. Не только на основе правовых норм, пра- вил, а также на основе применения определенных административных санкций, на базе неписаных, но общепринятых в данном обществе или социальных группах политических норм;
- коммуникативная функция парламентског лидерства прежде всего способствует массовому об щению людей, совместному их действию не только в рамках парламента, определенных политических о ганизаций (партий, общественно-политических орга- низаций, парламентских фракций и т. д.), но и в раз- личных неформальных видах общения;
- и наконец, интегрирующая функция парламент- ского лидерства может рассматриваться как на уровне общества в целом, так и на уровне тех общественно- политических групп, в границах которых оно про- является. В любом случае парламентское лидерство является фактором, укрепляющим и поддерживающим определенную политическую общность людей (на базе общности их политических взглядов, интересов, ценно- стей и т. д.). Наряду с этим парламентское лидерство может играть и дезинтегрирующую роль по отноше- нию к другим политическим общностям.
Социально-психологические функции парламент- ского лидерства во многом совпадают с функциями лидера, но далеко не тождественны им. Социальные функции парламентского лидерства характеризуют специфику этого явления как подсистемы всего обще- ства, в то время как функции лидера отражают глав- ным образом его особенности как компонента той функционально-целевой системы, каковой является само парламентское лидерство.
К числу специфических социально-психологиче- ских функций парламентского лидера можно отнести социально-преооразующую и соцйально-мобилизую- щую функции. Эти функции отражают специфику самой парламентской практики лидера, которую мож- но рассматривать в двух аспектах: как деятельность, связанную с преобразованием социально-политиче- ской среды, и как деятельность, направлению на за- воевание своего места среди других властвующих субъектов, а также на усиление влияния среди чле- нов общества. Для выполнения этой функции требу- ется осуществление определенных мобилизационных шагов, интеллектуальных (изучение ситуации с точ- ки зрения интересов политических общностей, фор- мирования концепции решения проблемы) и ресурс- ых (мобилизация в руках политика необходимых материальных человеческих, информационных, орга- лзационных, финансовых ресурсов);
Ключевое значение в этом процессе играет соот- ношение технологии и стратегии лидерства, каждая из горых представляет собой определенную последова- ельность действий для достижения намеченных ре- зультатов. Искусство политической деятельности пар- ентского лидера определяется способностью найти такой вариант соотношения тактики и стратегии, при котором эффективное решение социально политических проблем сочетается с повышением статуса и ростом его влияния в политической жизни общества.
В числе функций, осуществляемых парламентским лидером, следует назвать и такие, как:
- аналитическая: изучение, обобщение и осмыс- ление информации о состоянии массового сознания оценка деятельности всех ветвей власти отдельных организаций,территорий;
- прогностическая: прогнозирование развития политических процессов в стране и парламенте, осо- бенностей деятельности и возможных результатов (в том числе и отрицательно влияющих на общее со- стояние дел в данной сфере деятельности) отдельных акций, работы, поведения депутатов;
- информативная, которая носит характер обрат- ной связи: обеспечение субъектов и объектов поли- тической деятельности информацией об их взаимо- действии об общественном мнении, общественных настроениях, отношениях к конкретным действиям, поступкам, акциям;
- консультативная: оказание помощи субъектам политической деятельности, депутатским группам и отдельным депутатам по совершенствованию их дея- тельности, консультирование в системе отношений “депутат - избиратель”.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Структура, роль и функции парламентского лидерства» з дисципліни «Політична психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
Індекс прибутковості
Стандартизація в галузі телекомунікацій. Організації — розробники...
Аудит відпуску запасів у виробництво
Теорія оптимізації портфеля інвестицій


Категорія: Політична психологія | Додав: koljan (10.02.2012)
Переглядів: 809 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП